Урок по математике "Угол. Прямой угол"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Обучающие: помочь учащимся уяснить понятие угла, прямого угла; научить детей делать модель прямого угла; учить выделять прямые углы из множества других углов путем сравнивания с моделью угла;
  2. Воспитывающие: способствовать раскрытию математических способностей, возбуждать интерес к математике;
  3. Развивающие: способствовать развитию памяти, внимания, мышления, математической речи.

Оборудование: рисунок трех поросят, рисунок домика, листы бумаги для изготовления модели прямого угла, карточки с моделями чисел, карточки с этапами работы, письмо поросят.

Ход урока

Деятельность учителя Деятельность учащихся
1. Организованное начало.

Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.

2. Мотивация.

Сегодня мы с вами отправляемся в гости к героям одной сказки. А какой, вы сейчас узнаете. Отгадайте загадку:

Носик круглый, пятачком,
Им в земле удобно рыться,
Хвостик маленький крючком,
Вместо туфелек – копытца.
Трое их – и до чего же
Братья дружные похожи.
Отгадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?

Кто из вас знает, кто написал эту сказку?

Отправляемся в путь (открывается рисунок домика).

Что-то не видно хозяев… Никто нас не встречает.

Ой, а что же это такое? (Учитель берет в руки конверт.)

Письмо… интересно, кому оно? Так, 467 школа, 1 “В” класс. Это же нам. Прочитаем.

Дорогие ребята!

Волк заманил нас к себе в дом и запер. Он отпустит нас только в том случае, если мы справимся со всеми заданиями, которые волк нам предложит. Помогите, спасите нас.

Три поросенка.

Поможем поросятам?

С чего начнем работу, чтобы успешно все выполнить? (Появляется карточка: “Устная работа”)

3. Актуализация опорных знаний.

а) Начнем работу с “гимнастики” мозга. Сосчитаем до 10 и обратно.

Что происходит при счете до 10?

А при обратном счете?

б) Посмотрите на карточки с моделями чисел. Все ли здесь в порядке?

Наведите порядок в числовом ряду.

Что интересного можно заметить?

Каких чисел не хватает?

в) Что нарисовано на доске?

Какие геометрические фигуры видите?

4. Сообщение темы урока.

а) Все ли фигуры вы назвали и показали?

Почему?

Давайте подумаем, как могут называться эти геометрические фигуры.

Что же нам может помочь уточнить или проверить свои предположения?

(Карточка: “Работа по учебнику”.)

Открываем учебник на с.54.

Найдите, как называются эти геометрические фигуры.

Как называется точка?

Как называются лучи?

С какими геометрическими фигурами познакомились?

б) прочитайте задание 2 учебника.

 

Как будем выполнять задание?

Выполните задание, как предложила Катя.

Разверните свои листки, обведите сгибы цветным карандашом как показано на рисунке.

Сверните обратно.

Какая фигура у вас получилась?

Этот угол имеет свое название. Как вы думаете, какое?

Прочитайте в учебнике.

в) работа в парах.

Сравните свою модель прямого угла с моделью своего соседа по парте. Как это сделать?

Что вы можете сказать о своих углах?

Проверим по учебнику.

Физкультминутка.

5. Первичное закрепление.

Прочитайте задание 4 на с.55.

Как отыскать среди начерченных углов прямой угол?

(ищем прямые углы и попутно отмечаем, чем не прямые углы отличаются от прямых: одна сторона оказывается или внутри модели, или снаружи.)

6. Самостоятельная работа.

Откройте рабочую тетрадь на с.26, найдите задание 2.

Прочитайте задание.

Выполните самостоятельно.

Проверка: какие вы нашли прямые углы?

7. Итог урока. Рефлексия.

Что нового узнали на уроке?

Кому понравилось на уроке?

Что больше всего понравилось?

Мы справились со всеми заданиями, помогли спастись трем поросятам. И теперь мы можем отправляться в гости.

 

 

 

 

 

 

 

 

Это три поросенка.

Это английская сказка, а перевел ее для нас Сергей Михалков.

 

 

 

 

 

 

 

Да.

С устной работы.

 

 

Дети считают до 10 и обратно.

Каждое последующее число увеличивается на единицу.

Каждое предыдущее число уменьшается на единицу.

Нет.

 

Дети выставляют по порядку (1, 4, 7, 10).

Каждое следующее число через два.

2,3; 5,6; 8,9.

На доске нарисованы геометрические фигуры.

Учащиеся называют и показывают геометрические фигуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

Нет, не все.

Не знаем, как называется.

Предположения детей.

Учебник.

 

 

 

Это углы.

Точка – вершина угла.

Лучи – стороны угла.

Мы познакомились с углами.

Один хорошо читающий ученик читает вслух.

Перегнем листок пополам и еще раз пополам.

Дети выполняют работу.

 

У нас получился угол.

Предположения детей.

Этот угол называется прямым углом.

 

Наложить одну модель на другую так, чтобы вершины и одна сторона совпали.

Наши углы равны.

Чтение по учебнику.

 

Читает один ученик.

Сравнить с моделью прямого угла. Если вершина и стороны совпадут – угол прямой.

 

 

 

 

Учащиеся самостоятельно обводят прямые углы.

 

 

Мы познакомились с углами, с прямым углом.