Обучение грамоте в 1-м классе

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • образовательная: совершенствовать умения выделять, дифференцировать и характеризовать звук [й ];
  • развивающая: развивать логическое мышление, речь, артикуляционный аппарат и фонематический слух, умение работать с текстом;
  • воспитательная: воспитывать толерантные и коммуникативные качества личности учащихся, интерес к чтению и бережное отношение к природе.

Оборудование: карточки со схемами, энциклопедия, мультимедиа, магнитная доска, карточки снежинки со словами, таблички-памятки.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Выход на тему урока через подводящий диалог.

(На доске записано предложение: Вместе весело шагать.)

У: Ребята, прочитайте предложение. Как вы понимаете смысл этих слов?

(Ответы учеников.)

У: Эти слова из известной детской песенки станут девизом нашего урока. Сегодня мы отправимся с вами в путешествие, которое будет необычным, воображаемым. А вот куда мы отправимся, вы узнаете, когда расколдуете слово, которое спряталось в предложении.

(В предложении над буквами л, е, с стоят цифры 1, 2, 3.)

Д: Лес.

У: Правильно. Мы отправимся в лес. Для этого нам понадобятся некоторые вещи.

(Приложение 1. На экране слова: шапка, варежки, корзинка, лыжи, зонтик, санки, шарф.)

У: Назовите те вещи, которые нам необходимы для путешествия.

Найдите лишние слова.

(Дети находят лишние слова и объясняют, почему они их исключили.)

У: А теперь надеваем свои шапки, варежки, застёгиваем куртки, туго завязываем шарф и - в путь.

(Двигательная гимнастика.)

У: Вот мы и добрались до леса. (На экране - фото зимнего леса.)

Ребята, давайте скажем дружно:

Здравствуй, здравствуй, зимний лес,
Полный сказок и чудес!

- Скажите, а какие чудеса можно увидеть в зимнем лесу?

(Ответы детей.)

У: Зимний лес удивителен, загадочен, прекрасен! Он восхищает своей красотой, таинственностью. Удивляет неповторимостью. Давайте скажем с удивлением:

- О-О-О-О-О!

С восхищением: -А-А-А-А-А!

С радостью: -И-И-И-И-И!

(Артикуляционная гимнастика.)

У: А теперь я попрошу вас, ребята, подобрать к слову лес слова, которые отвечают на вопрос КАКОЙ? и напечатать их.

На доска появляется запись:

Лес (какой?) белый, красивый, снежный.

У: Какую работу можно выполнить с этими словами?

Дети предлагают поставить ударение, разделить слова на слоги, подчеркнуть гласные, мягкие согласные и т. д.

(Выполняются некоторые виды работ из предложенных учениками.)

У: Теперь внимательно посмотрите на слова и скажите что в них общего?

Д: Во всех словах есть буква й.

III. Сообщение темы урока и его задач.

Прошу детей попытаться самостоятельно сформулировать тему урока.

Д: Мы будем читать слова, в которых есть буква й.

IV. Выполнение учащимися индивидуально и коллективно различного рода устных и письменных заданий обобщающего и систематизирующего характера.

(На экране – елочка.)

У: Посмотрите, какая красивая ёлочка растёт на поляне и сколько под ней следов. Кто-то здесь побывал до нас. Давайте прочитаем эти следы.

(Загадки.)

  • Строит она дом в дупле
    Чтоб зимою быть в тепле. (Белка)
  • Прыг-скок трусишка!
    Хвост - коротышка, ушки вдоль спинки, глазки с косинкой,
    Одежда в два цвета
    Зимой и летом. (Заяц)
  • Хвост пушистый,
    Мех золотистый.
    В лесу живёт
    В деревне кур крадёт. (Лиса)
  • Земли копытами касаясь,
    Ходит по полю красавец.
    Ходит смело и легко
    Рога раскинув широко. (Лось)

(По ходу отгадывания загадок на экране появляются изображения животных.)

У: Ребята, найдите животное , в названии которого есть буква й.

Д: Зайка.

У: Дайте характеристику звука, который обозначает эта буква.

Д: Звук [ й] – согласный, звонкий, непарный, всегда мягкий.

Работа по расширению кругозора. Рассказ о зайце. Энциклопедия стр. 335.

Физкультминутка

Зайка беленький сидит
И ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть
Надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять
Надо зайке поскакать.
Взялся зайка за бока
Заплясал он гопака.
Кто-то зайку напугал,
Зайка - прыг и ускакал.

У: Пока мы грелись, пошел снег. На землю падают волшебные снежинки.

(Работа в парах по восстановлению деформированных предложений, записанных на снежинках.)

Дети составляют предложения, а на экране появляется текст:

Зимой мы пошли в лес.
Кругом лежит снег.
На снегу следы зверей.
Хорошо зимой в лесу!

(Один ученик читает текст, остальные самостоятельно проверяют и оценивают свою работу.)

У: Ребята, найдите в тексте слова с буквой й и дайте характеристику звуку[ й ].

(Ответы учеников.)

У: Найдите предложение, которое отличается интонацией.

(Работа над выразительностью чтения.)

Чтение текста цепочкой.

У: Вот и пришла пора возвращаться в класс. Наверное, вам ещё захочется прийти сюда, на эту волшебную зимнюю поляну. Лес радует нас своей красотой в любое время года, делиться своим богатством с человеком. А как люди должны относиться к лесу, ребята? ( Беседа о бережном отношении к природе.)

У: Скажем вместе:

До свиданья, зимний лес,
Полный сказок и чудес!

V. Рефлексия.

У: Вот мы и вернулись в наш класс. Понравилось ли вам в зимнем лесу, ребята?

(Ответы учеников.)

У: А теперь пришла пора подводить итоги нашего короткого путешествия.

На магнитной доске таблички со словами, характеризующими звук [й].

Ученикам нужно убрать лишние слова и сформулировать вывод урока.

VI. Оценка результатов урока и итог.

У: Кто сегодня на уроке за работу заслуживает аплодисментов? Почему?

В конце урока ученики получают таблички - памятки с характеристикой звук [ й].