Компетентностный подход: опыт работы и перспективы реализации

Разделы: Администрирование школы


Несмотря на то, что российская теория и практика средней школы обладает огромным потенциалом методов, форм и средств обучения, основным типом обучения является, по-прежнему, вербальный тип: использование устного и печатного слова, когда учитель выступает, в основном, в качестве информатора и контролера учащихся.

Очевидно, что в свете современных требований к выпускнику, которые складываются под влиянием ситуации на рынке труда и таких процессов, как ускорение темпов развития общества и повсеместной информатизации среды, авторитарно-репродуктивная система обучения устарела. Образование, ориентированное только на получение знаний, означает в настоящее время ориентацию на прошлое. В меняющемся мире система образования должна формировать такие новые качества выпускника как инициативность, инновационность, мобильность, гибкость, динамизм и конструктивность. Будущий профессионал должен обладать стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни, владеть новыми технологиями и понимать возможности их использования, уметь принимать самостоятельные решения, адаптироваться в социальной и будущей профессиональной сфере, разрешать проблемы и работать в команде, быть готовым к перегрузкам, стрессовым ситуациям и уметь быстро из них выходить.

Воспитание такой социально и профессионально активной личности требует от педагогов современной школы применения совершенно новых методов, приемов и форм работы. Чтобы сформировать компетентного выпускника во всех потенциально значимых сферах профессионального образования и собственно жизнедеятельности, необходимо применять активные методы обучения, технологии, развивающие, прежде всего, познавательную, коммуникативную и личностную активность нынешних.

Одним из перспективных направлений в плане решения этой задачи является осуществление компетентностного подхода в обучении.

Закончив работу над ЕМТ школы «Личностно-ориентированное обучение как средство удовлетворения познавательных потребностей учащихся и решение проблем развития и адаптации ребенка», коллектив МОУ «СОШ №28» в 2006-2007 году включился в работу над областной ЕМТ «Формирование компетентности участников образовательного процесса». Реализация ЕМТ проходила поэтапно. Подготовительный этап был направлен на изучение методической литературы и подготовку рабочих материалов по теме. Работа велась через методический совет и предметные методические объединения. Для изучения данного вопроса были проведены следующие педсоветы: «Теоретические основы компетентностного подхода в образовании», «Образовательные компетентности и образовательные стандарты» (2006-2007г.); «Формирование информационно-коммуникационной компетентности учащихся» (2007-2008 г.); «Имидж современного учителя» (2008-2009 г.). Перед каждым педсоветом были организованы методические декады, взаимопосещение уроков с целью знакомство с опытом своих коллег по компетентностному подходу в обучении, пополнение методической копилки образовательного учреждения.

На первом педсовете, который носил чисто теоретический характер, рассмотрели понятия «компетентность» и «компетенция», что подразумевается под образовательной компетентностью и компетенцией. Определили, что компетентностный подход это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов. Познакомились с классификацией компетентностей по видам деятельности, выделили ключевые суперкомпетентности в школьной образовательной практике (Приложение 1).

Образовательный процесс не равен учебному процессу. Образовательный процесс включает в себя и учебный процесс, и дополнительное образование детей, и их социально-творческую деятельность, и практику повседневной школьной жизни. И поэтому «образовательные компетенции» — понятие более широкое, чем «учебные компетенции». Об этом шла речь на втором педсовете «Образовательные компетентности и образовательные стандарты» (Приложение 2), проведенном в форме научно-практической конференции; пришли к выводу, что содержание современного образования включает опыт не только познавательной деятельности, но и ряд других. В отличие от традиционного подхода к школьному образованию, который часто называют «знаниевым» и который ориентирован на накопление строительных материалов (если сравнивать с процессом строительства) компетентностный подход ориентирован на строительство дома, на развитие умения эффективно использовать строительные материалы. В результате мы получаем строителей, способных построить дом.

Компетентностный подход позволяет решить задачи по формированию компетенций у школьников, среди которых мы выделили коммуникативную (уметь сотрудничать, работать в команде, обмениваться информацией) и информационную (уметь самостоятельно искать, анализировать и отбирать информацию, структурировать, сохранять и передавать ее), так как школа является областным центром по внедрению ИКТ в учебный процесс. Поэтому на последующем педсовете речь шла о формировании информационной компетентности выпускников школы, включая целостное миропонимание и научное мировоззрение, которые основаны на понимании единства основных информационных законов в природе и обществе, возможности их формального, математического описания; представления об информационных объектах и их преобразовании в человеческой практике, в том числе с помощью средств информационных технологий, технических и программных средств, реализующих эти технологии; совокупность общеобразовательных и профессиональных знаний и умений, социальных и этических норм поведения людей в информационной среде XXI века (Приложение 3). Принципиальным является то, что информационная компетентность носит “надпредметный”, общеучебный, общеинтеллектуальный характер. Информационная компетентность позволяет человеку быть успешным  в современном информационном обществе, принимать осознанные решения на основе критически осмысленной информацию. Коммуникативная компетентность позволяет достигать поставленных целей коммуникации: получать необходимую информацию от других людей и организаций, убеждать, влиять на принятие решений и т.п. на основе толерантного отношения к ценностям и интересам других людей. Органичным моментом на педсовете стала презентация практического опыта педагогов школы, принимавших участие в конкурсе «ИКТ в творчестве учителя», который стал традиционным в ОУ.

Одной из составляющих имиджа современного учителя является профессиональная компетентность, под которой понимают владение необходимыми знаниями, умениями, навыками, определяющих сформированность педагогической деятельности, общения и личности как носителя определенных ценностей и идеалов. Об этом и о том, что есть противоречие между   необходимостью комплексного анализа коммуникативной компетентности учителя и недостаточной изученностью соотношения между представлениями учителя о себе и особенностями его коммуникативной компетентности, узнали на педсовете «Имидж современного учителя» (Приложение 4). В зависимости от характера ограничений коммуникативной компетентности выделили пять типов коммуникативной компетентности учителя: «Мастер педагогической коммуникации», «Ненастроенный на педагогическую коммуникацию», «Интуитивный тип педагогической коммуникации», «Неопытный в педагогической коммуникации» и «Проблемный тип педагогической коммуникации». Проведен анализ эффективности работы над методической темой, даны рекомендации положительного опыта.

Материалы всех выше перечисленных педсоветов были использованы учителями при подготовке и проведении организационно-методических мероприятий по обобщению, применению и распространению данного опыта. В период с 2006г. по 2009г. учителями ОУ при поддержке и непосредственном участии администрации школы были проведены следующие городские семинары:

  • «Формирование коммуникативной компетентности с использованием информационной технологии на уроках иностранного языка»;
  • «Развитие ключевых компетенций через использование информационных технологий на уроках гуманитарного цикла»;
  • «Использование информационных технологий для формирования ценностно-смысловых компетенций при изучении курса «Краеведение»;
  • «Компетентностно-ориентированное образование младших школьников»;
  • «Формирование ключевых компетенций учащихся начальных классов»;
  • «Компетентностный подход в преподавании предметов естественного цикла».

Областные семинары:

  • «Эффективность учебно-методического комплекта ПНШ в формировании учебно-деятельностных умений, навыков и способов деятельности как базовых компетентностей младшего школьника»;
  • «Компетентностный подход в преподавании русского языка и литературы»;
  • «Формирование коммуникативных компетенций через использование ИКТ на уроках иностранного языка»;
  • «Компетентностный подход в преподавании общественных дисциплин»;
  • «Формирование ключевых компетенций учащихся начальных классов».

При работе еще над ЕМТ «Личностно-ориентированное обучение как средство удовлетворения познавательных потребностей учащихся и решение проблем развития и адаптации ребенка» коллектив учителей начальных классов начал работу по внедрению Образовательной системы «Школа 2100», т. к. основой ее является деятельностный подход, который целенаправленно работает на развивающее образование. Ознакомившись ближе с материалами образовательной системы, с ее основной технологией проблемно-диалогического обучения, которая позволяет учащимся самостоятельно открывать знания, поняли, что именно она поможет организовать компетентностный подход в обучении. Для решения проблемы непрерывности и преемственности образования были внесены в учебный план основной школы соответствующие изменения. С 2008-2009 учебного года школа стала опытно-экспериментальной площадкой по реализации программы «Апробация Образовательной системы «Школа 2100» в основной школе: русский язык, литература, история».

В нынешнем учебном году в плане методической работы школы основными организационно-методическими мероприятиями заявлены педсоветы по изучению основных технологий Образовательной системы «Школа 2100»: «Технология проблемного диалога: методы, формы, средства обучения», «Технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)», которые помогут ознакомиться с данной системой весь педагогический коллектив.  Мы надеемся, что внедрение компетентностного подхода в рамках Образовательной системы «Школа 2100», качественно изменит образовательный процесс и даст интересные и продуктивные результаты.