Открытый урок "Жизнь на разных материках"

Разделы: Биология


Триединая цель:

  • Обучающая: познакомить учащихся со своеобразием растительного и животного мира различных материков Земли; развить умения выявлять черты приспособленности к различным условиям среды; осуществлять оперативность в работе.
  • Развивающая: расширить представления учащихся о многообразии Флоры и Фауны мира; формировать умение видеть и ценить прекрасное в природе, способствовать развитию монологической речи.
  • Воспитательная: формировать навыки работы в коллективе (в группах или в парах), формировать чувство бережного отношения к растениям и животным, интереса к предмету через развитие творческой активности учащихся.

Методы обучения: частично-поисковый, репродуктивный, иллюстративный.

Тип урока: комбинированный.

Форма проведения урока: урок-путешествие.

Оснащённость урока: глобус, географическая карта полушарий, картины с изображением животных и растений разных материков, учебник Н.И.Сонина «Природоведение». 5 класс. М.: Дрофа, 2001г.

Раздаточный материал: технологические карты, включающие алгоритм работы ученика, карточки со словарными словами.

Всё неизвестно! А пока туманы
Плывут под парусами корабля.
Там позади, - покинутые страны,
Там впереди, -Чудесная Земля.
Эдуард Багрицкий

Ход урока

1. Организационный момент (3 мин.).

Здравствуйте, ребята! Я — генеральный директор компании МОН «Живая природа». Меня зовут Маслакова Оксана Николаевна. Сегодня мы с вами отправимся в необыкновенное путешествие по континентам, где живут живые существа.

В реальной жизни не каждому удаётся стать участником экспедиций, открытий. И сердце с грустью отзывается на трогательные строки Э.Багрицкого. Зачитывается отрывок из стихотворения, взятый в качестве эпиграфа.

У нас с вами сегодня будет возможность сделать открытие для себя. Мы отправляемся в заочное путешествие по следующему плану:

  1. Особенности растительного и животного мира Евразии на примере Китая.
  2. Своеобразие растений и животных Африки.
  3. Растительный и животный мир Северной Америки, его особенности.
  4. Редкие растения и животные Южной Америки.
  5. Особенности растений и животных Австралии.
  6. Особенности растений и животных Антарктиды.

Учитель: А как мы назовем тему нашего путешествия? (Учащиеся на местах предлагают названия темы урока).

Каждый путешественник, отправляясь в дорогу, должен знать цель своего отправления (учащиеся самостоятельно формулирует общую цель: познакомиться с растительным и животным миром материков, раскрыв особенности живых организмов, приспособленных к различным условиям их обитания).

Отправляясь в дорогу, путешественник берет маршрутный лист, ручку, карандаш и, конечно же, справочник. А как вы думаете, что могло бы стать маршрутными листами?.. Сегодня нашими маршрутными листами станут тетради, а справочниками - учебники.

Открываем маршрутные листы и записываем тему нашего путешествия: «Жизнь на
разных материках».

II. Актуализация знаний. (Беседа, основывающаяся на знаниях, полученных при изучении материала предыдущих уроков и на жизненном опыте). Разминка — викторина «Самый, самая, самое...».

а) Сколько материков на Земле? Назовите их.

Шесть материков: Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Австралия,
Антарктида.

б) Какой материк самый крупный на нашей планете? Евразия. В Евразии расположено самое глубокое озеро — это... Байкал. 1639 м.

в) Какой материк самый маленький? Австралия.

г) Какой материк самый жаркий? Африка. В Африке самая длинная река нашей планеты - это... Нил.

д) Какой материк самый влажный? Южная Америка. В Южной Америке самая полноводная река планеты — это... Амазонка.

е) Какой материк самый холодный? Антарктида. -89,2°С.

Молодцы!

Ш. Формирование новых знаний. Заранее создать группы.

1. Учащиеся поэтапно знакомятся с материалом, касающимся наиболее интересных представителей растительного и животного мира.

а) Класс разбит на 6 групп. Каждая группа получает название маршрута экспедиции:

  • 1 группа — Европа,
  • 2 группа — Африка,
  • 3 группа — Северная Америка,
  • 4 группа — Южная Америка,
  • 5 группа — Австралия,
  • 6 группа — Антарктида.

Путеводитель или маршрутный лист (задания — вопросы), назначают руководители экспедиции (группы).

б) Каждая группа активно работает, осуждая ответы на вопросы. В этот момент учащимся разрешается пользоваться учебником и его рисунками.

1. Аутотренинг. Звучит тихая музыка.

в) Обсуждение работы в группах. Заслушиваются открытия путешествия на материк. Выступают руководители экспедиции.

г) Рецензия на руководителя экспедиции по схеме, схема в папках у каждого ученика на столе (если успевают по времени, или оставить на конец урока).

  • Эмоциональность и выразительность.
  • Правильность ответа.
  • Полнота ответа.
  • Недостатки и неточности.

2. Работа исследовательской группы. Время на подготовку такое же, как и у творческих групп.

Задание по физической карте полушарий на стр.122-123.

Внимательно рассмотри растительный и животный мир на разных материках.

Ответь на следующие вопросы:

  • На каком материке водится дикая собака Динго? Австралия.
  • На каком материке нет змей? Антарктида.
  • Какой материк является родиной кактусов? Южная Америка.
  • На каком материке можно встретить бурого медведя, соболя и белку? Евразия.
  • На каком материке находится «страна бегемотов» и самый первый чемпион среди птиц по бегу? Африка.
  • Какой материк является родиной домашней индейки? Северная Америка.

IV. Первичное закрепление материала.

Путешествие наше подходит к завершению. И мы подводим итоги.

1. Назовите названия растений и животных, с которыми вы встретились сегодня в ходе путешествия (рис, большая панда, баобаб, жираф, секвойя, полосатый скунс, виктория регия, серая агриппа, дровосек-титан, эвкалипт, кенгуру, мхи и лишайники, пингвин).

2. Зачитываются особенности растений и животных разных континентов. Вам нужно узнать, о ком идет речь?

  • Культурное растение, в переводе означающее «основа питания человека».Напишите его. Рис.
  • Животное, никогда не пьющее воду, питается листьями эвкалипта. Кенгуру.
  • Под хвостом этого животного есть железа, которая содержит удивительно пахнущую жидкость, которую он выпрыскивает, подняв хвост, на противника. Скунс.
  • Растение — рекордсмен по толщине ствола, которое умеет «худеть» и «полнеть». Баобаб.
  • Это необыкновенное растение имеет удивительные листья, на которых спокойно может сидеть 6-летний ребенок. Виктория регия.
  • Это животное утратило способность летать, но зато хорошо плавает и ныряет в ледяной воде. Пингвин.

3. Соотнесите виды растений и животных с материками, на которых они живут. «Верните нас в родные места».

Рис

 

Австралия

Кенгуру

 

Антарктида

Скунс

 

Южная Америка

Баобаб

 

Евразия

Виктория регия

 

Африка

Пингвин Северная

 

Америка

4.Работа в парах. Проверь тетрадь соседа по парте и выстави оценку.

VI. Рефлексия. Сегодня каждый из вас успешно справился с заданием. Какими словами вы бы закончили сегодняшнее путешествие... необходимо подвести каждого из учащихся к проблеме природоохраны.

А я бы сказала главные слова...

Прекрасной быть должна Земля
Она у всех у нас одна.
А мы — хозяева Земли
И охранять её должны.
Мы сохраним зверей и птиц,
Бобров, гепардов и лисиц,
Дроздов,грачей и глухарей,
Малиновок и снегирей.
Под небом зашумят леса,
Не смолкнут птичьи голоса.
И торжество природы
Благославят народы.

VII. Домашнее задание: стр.120-121, составьте памятку туристу, отправляющемуся в ... Обозначить маршрут, вид транспорта, точку отправления, особенности одежды, меры безопасности.

Приложение. Технологические карты (№ 1-7)