Формирование исследовательских умений студентов как одно из условий успешной подготовки будущих специалистов

Разделы: Технология


В условиях нестабильного социально-экономического состояния в России появилась острая необходимость и потребность в улучшении профессиональной подготовки специалиста. Обществу требуются люди, способные творчески подходить к решению любой проблемы, способные сравнивать, анализировать, исследовать, умеющие находить выход из нетипичных ситуаций. В полной мере это относится и к подготовке педагогических кадров. Процесс социально значимых преобразований в обществе, безусловно, зависит и от учителя. В соответствии с новыми общественными потребностями возникла необходимость осуществления поиска новых путей развития творческой личности учителя. Одним из путей такого развития является исследовательская деятельность. «Исследовательский элемент был, – как утверждает В.И. Загвязинский, – есть и, как мы полагаем, еще в большей степени будет важнейшим элементом практической педагогической деятельности». Учитель, владеющий профессиональными исследовательскими умениями и навыками, способный активно и независимо мыслить, умеющий творчески решать различные педагогические задачи, искать новые варианты решений педагогических ситуаций, сможет организовать процесс обучения на должном уровне, отвечающем требованиям современного общества.

Согласно Концепции модернизации российского образования на период до 2010г. и Государственному стандарту  среднего профессионального образования будущие специалисты должны быть готовы самостоятельно и эффективно решать проблемы в области профессиональной деятельности. Это требует создания в образовательной практике определенных педагогических условий для включения студентов в активную познавательную деятельность, в частности, исследовательскую.

Таким образом, тема «Формирование исследовательских умений студентов как одно из условий успешной подготовки будущих специалистов» актуальна и способствует реализации требований ГОС СПО.

Все выше сказанное и определило цель моей педагогической деятельности, которая заключается в создании условий,  формирование исследовательских умений будущих специалистов средствами дисциплины «Методика преподавания технологии».

Достижение цели возможно при реализации следующих задач:

  • Создание системы действий в условиях учебного занятия, способствующей успешному формированию исследовательских умений будущего специалиста.
  • Формирование умений студентов создавать педагогическую среду, направленную на развитие исследовательских умений младших школьников.
  • Развитие способности к анализу и проектированию своей профессиональной деятельности, стремления к творческой самореализации.
  • Воспитание таких качеств личности, как толерантность, эмпатия, трудолюбие, самостоятельность, необходимых будущему специалисту.

В основу моей работы положены следующие теоретико-методологические положения:

  • теории использования исследовательского метода в обучении известных дидактов и методистов (Н.Н.Скаткин, И.Я.Лернер, С.Г.Шаповаленко, М.И.Махмутов);
  • проблемного обучения (И.А.Ильницкая, В.Т.Кудрявцев, М.И.Махмутов);
  • исследования по методике преподавания технологии (Н.М.Конышева, В.Д.Симоненко, О.А.Куревина и др.).

Обозначенные выше положения и подходы нашли отражение при составлении рабочих программ по Методике преподавания технологии, практике Пробные уроки и занятия, Преддипломной практике и методических пособий, в которых отражена система для самостоятельной и исследовательской деятельности студентов.

В своей практической деятельности  исхожу из понимания, что исследовательская деятельность – это не только работа над заданной проблемой и написании студентами исследовательской работы в виде доклада или курсовой работы. Пользуясь словами С. Л. Рубинштейна,  придерживаюсь позиции, что учение вообще есть «совместное ис­следование, проводимое учителем и учеником».

Процесс формирования исследовательских умений студентов  осуществляю по следующим этапам:

Подготовительно-мотивационный этап направлен на  выявление уровней сформированности исследовательских умений и мотивации к исследовательской деятельности у студентов за счет использования таких методов как наблюдение за студентами на лекциях, семинарах, тестирование, анкетирование, беседы с преподавателями и студентами.

Исследовательская работа студентов на данном этапе вклю­чает проведение несложных исследований в рамках  пред­мета. Для этого на практических занятиях предлагаются задания по подбору литературы по теме, чтение отрывков из методической литературы с критическим анализом текста, составление плана ответа и др. В результате, студенты приобретают один из важных навыков исследования – умение работать с первоисточниками, самостоятельно находить и анализировать информацию.

На данном этапе  формируются  информационные, а так же операционно-гностические умения (анализировать факты и явления, делать выводы и др.), которые постоянно отрабатываются и совершенствуются при выполнении опережающих заданий, требующих работы с методической литературой, наблюдении и анализе уроков учителей-практиков, решении методических задач.

В результате приобретается опыт самостоятельного поиска информации из разнообразных источников, ее систематизации и обобщения, анализа,  составления аннотаций и других видов работ.

Операционно-деятельностный этап. На данном этапе продолжают формироваться операционно-гностические умения (находить и формулировать проблему и противоречия в педагогических явлениях, ставить цели и задачи, находить и формулировать предмет и объект исследования) и конструктивно-проектировочные умения (планировать ход исследовательской работы, осуществлять отбор теоретических методов исследования в соответствии с поставленной целью и исследовательскими задачами). 

На аудиторных занятиях предлагаю студентам задания по разработке целей, задач и плана предстоящего исследования, задания по разработке оценке и защите гипотез. Выполнение данных заданий способствует формированию конструктивно-проектировочных умений и подготовке студентов к выполнению курсовой работы по методике преподавания технологии.

Задания по проведению анкетирования, опроса, интервьюирования способствуют воспитанию таких качеств личности как толерантность, эмпатия, доброта и другие, необходимые будущему специалисту. 

Немаловажную роль в формировании исследовательских умений студентов играет выполнение проектов. Поэтому на практических занятиях  студенты выполняют материальные, интеллектуальные и сервисные проекты, которые позволяют развивать творческую самостоятельность, умение анализировать противоречия, целеполагания,   планирования и организации своей  деятельности, оценивать и корректировать конечные и промежуточные результаты.

В организации исследовательской деятельности на аудиторных занятиях преобладают такие методы как проблемная и эвристическая беседа, диспут, совместный поиск и методы активизации творческого мышления.

Урок-дискуссия, семинарское занятие, использование ИКТ также ориентированы на развитие исследовательских умений, так как в условиях моделирования педагогической деятельности приобретают опыт формулировки и разрешения проблемных педагогических задач.

Для самостоятельной исследовательской деятельности в учебном кабинете «Методика трудового обучения» сосредоточены нормативные документы Министерства образования и наук РФ, УМК для начальной школы по трудовому обучению, дидактические материалы, часть методической литературы, опыт учителей базовых школ, лучшие исследовательские работы студентов, лучшие конспекты уроков и самоанализы студентов предшествующих лет обучения по преддипломной практике, работа с которыми позволяет будущим специалистам критически оценивать и анализировать педагогические идеи, осуществлять проектирование своей исследовательской деятельности.

Наблюдение за профессиональным и личностным ростом учащихся приводит к выводу: исследовательская деятельность должна организовываться на основании мотивов общественной значимости. Поэтому принципиально важно, чтобы деятельность, организуемая в учебном процессе, давала возможность переживания успешности. Данную проблему решаю через выступление учащихся на ежегодной студенческой конференции в рамках училища, где они демонстрируют умения пропагандировать и отстаивать ак­туальность  проблемы, пути ее решения, аргументированность выводов, собственные исследовательские позиции.

В ходе выполнения курсовой работы и проведения пробных уроков по технологии студенты учатся моделировать познавательные и профессиональные педагогические задачи, анализировать получен­ные результаты,  на­капливают диагностические методики, проектировать и осуществлять учебный процесс в начальной школе с использованием исследовательских методов, осознают ценность и важность исследовательской деятельности в своей профессиональной подготовке. Практика пробных уроков позволяет не только стабилизировать эти умения, но и внести необходимую коррекцию.

Используя предметные возможности методики преподавания технологии, на данном этапе большое внимание уделяется формированию норм толерантного поведения, норм здорового образа жизни. Для этого включаю в учебные занятия элементы здоровьесберегающих технологий, ситуации из практики пробных уроков и занятий, анализ которых формирует у студентов умения адекватно оценивать реальную школьную ситуацию возможность предвидеть выход из нее.
Показать на практике формирование исследовательских умений младших школьников позволяет проведение мастер-классов и открытых уроков в базовых школах, а также последующий анализ с участием учителей базовых школ и студентов.

Отслеживание результатов осуществляю через защиту курсовых и дипломных работ и наблюдение пробных уроков.  Выполнение выпускной квалификационной работы показывает степень сформированности исследовательских умений: владение студентами методикой работы с источниками информации, обобщения и систематизации материала, анализа и оценки полученных результатов. Указанные умения служат основой для освоения целого ряда диагностических умений: планировать, организовывать и проводить опытно-экспериментальную работу, собирать и обрабатывать данные, полученные в результате опытно-экспериментальной работы, наглядно их представлять в виде письменных отчетов, графиков, таблиц, схем.

Показателем эффективности данного этапа является подготовка и защита ВКР.

Преддипломная практика позволяет определить степень готовности выпускников к использованию исследовательских подходов в профессиональной деятельности, степень проявления творчества и самостоятельности, способности к анализу и оценочной деятельности. Это можно проследить через проведение опытно-экспериментальной работы, описания ее результатов и подготовку выступлений на студенческих конференциях.

Рефлексивный этап формирования исследовательских умений у студентов предполагает осознание действий,  выполненных на каждом этапе, выявление ошибок и причин, ставших помехой для достижения цели,
соотнесение полученных результатов в процессе формирования исследовательских умений с запланированным результатом.
Динамику развития исследовательских умения отслеживаю с помощью диагностических тестов, анкет и продуктов деятельности студентов (конспекты уроков, определение системы действий, методические рекомендации и др.).
Результатом своей деятельности считаю следующие показатели:

  • качество теоретической и практической подготовки студентов;
  • качество учебно-исследовательской подготовки;
  • продукты исследовательской деятельности студентов;
  • тиражирование;
  • участие в работе проблемных групп;
  • проведение курсов повышения квалификации учителей школ.

Таким образом, рассмотренная система включения студентов в исследовательскую деятельность позволяет подготовить будущих специалистов к успешной профессиональной деятельности.

Перспективным направлениями своей деятельности считаю:

  • Продумать совместные действия преподавателя методики, студентов и учителей базовых школ по осуществлению исследовательской деятельности по методике преподавания технологии.
  • Разработать методические рекомендации по организации и осуществлению исследовательской деятельности по методике преподавания технологии.

Литература:

1. Государственный образовательный стандарт СПО.
2. Борзун В.Н. Исследовательская деятельность в школе: критерии оценки // ж. «Методист» – № 6, 2003.
3. Гликман И.З. Подготовка к творчеству: учебное исследование школьников // ж. «Методист» – № 7, 2007.
4. Загвяздинский В.И. Исследовательская деятельность педагога – М.: Академия, 2006.
5. Коротаева Г.Н. Об исследовательской работе студентов // ж. «Специалист» – № 10, 2003.
6. Кухтина Г.М. Исследовательская деятельность студентов и ее результативность // ж. «Специалист» – №11, 2003.
7. Павлова М.Б. Метод проектов в технологическом образовании школьников: Пособие для учителя / Под ред. И.А. Сасовой. – М.: Вентана-Графф, 2003.