Система по обучению детей правилам дорожного движения "Внимание – светофор"

Разделы: Работа с дошкольниками


В нашем городе большое внимание уделяется работе с детьми по профилактике дорожно-транспортного травматизма. В целях совершенствования образовательного процесса по обучению дошкольников Правилам дорожного движения каждый год проходит конкурс «Зеленый огонек», ставший уже доброй традицией.

Актуальность: В связи с увеличением количества автомашин и ростом интенсивности дорожного движения необходимо в каждом дошкольном учреждении предусмотреть комплекс самых разнообразных мероприятий по формированию у детей навыков правильного поведения на улицах. Знакомить с этими правилами, соблюдение которых является законом для каждого, надо начинать с раннего возраста, так как знания, полученные в детстве, наиболее прочны, а правила, усвоенные в эти годы, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение — потребностью человека. Однако происходит этот процесс медленно и нуждается в совершенствовании. Нет единой системы по обучению детей правилам дорожного движения, охватывающей все стороны деятельности дошкольников. Для того чтобы разрешить сложившееся противоречие, педагогическим коллективом МДОУ № 206 г. Красноярска разработана система по обучению дошкольников правилам дорожного движения «Внимание – Светофор».

Цель системы: создание в ДОУ условий, оптимально обеспечивающих процесс обучения дошкольников правилам дорожного движения и формирование у них необходимых умений и навыков, выработке положительных, устойчивых привычек безопасного поведения на улицах города.

Задачи:

  • Создать в педагогическом коллективе атмосферы значимости по проблеме «Предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма».
  • Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов.
  • Формировать у детей практические навыки поведения в различных ситуациях городского движения и соответствующую модель поведения.
  • Активизировать внимание родительской общественности к решению задач по обучению детей дорожной азбуке.
  • Организовать предметно – развивающую среду в ДОУ по проблеме.
  • Привлечь к взаимодействию органы образования, здравоохранения, ГИБДД в городе Красноярске.

Принципы организации образовательного процесса:

  • Последовательности – любая новая ступень в обучении ребёнка опирается на уже освоенное в предыдущем.
  • Наглядности – дети должны сами все увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию.
  • Деятельности – включение ребёнка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции.
  • Интеграции – интегративность всех видов детской деятельности, реализующихся в образовательном процессе.
  • Дифференцированного подхода – решаются задачи эффективной педагогической помощи детям в совершенствовании их личности, способствует созданию специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности воспитанников.
  • Возрастной адресованности – одно и то же содержание используется для работы в разных группах с усложнением соответствующим возрастным особенностям детей.
  • Преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и семьи – ничто не убеждает лучше примера родителей.

Методы и технологии, применяемые с детьми:

  • Интерактивный метод обучения.
  • Моделирование опасных и безопасных дорожных ситуаций.
  • Личностно-ориентированная технология.
  • Технология игрового обучения.
  • Метод наблюдения и беседы.

Методы активизации родителей и педагогов:

  • Обсуждение разных точек зрения.
  • Решение проблемных задач семейного воспитания.
  • Ролевое проигрывание ситуаций.
  • Тренинговые игровые упражнения и задания.
  • Анализ родителями и педагогами поведения ребенка.
  • Обращение к опыту родителей.

Задачи по обучению дошкольников Правилам дорожного движения:

I младшая группа

Задачи:

  • Формировать у детей пространственную ориентировку.
  • Знакомить детей с транспортными средствами: грузовым и легковым автомобилями, общественным транспортом.
  • Обучать различать красный и зеленый цвета.

Показатели развития:

  • Дети различают, могут назвать красный и зеленый цвет.
  • Различают автобус, автомобиль и грузовую машину.

II младшая группа

Задачи:

  • Совершенствовать ориентировку в окружающем пространстве.
  • Закреплять умение различать красный, желтый, зеленый цвета.
  • Продолжать знакомить и распознавать некоторые виды транспорта.
  • Учить определять и называть из каких частей состоят машины (кабина, колеса, окна, двери).
  • Знакомить детей с понятиями: «улица», «дорога», «тротуар», «проезжая часть»; со светофором.
  • Познакомить детей с правилами поведения в общественном транспорте.

Показатели развития:

  • Дети могут ориентироваться в пространстве, понимать и употреблять понятия: здесь, там, вверху, внизу, близко, далеко.
  • Во время игры ориентируются на «проезжей части»: поворачиваться направо, налево, разворачиваться, двигаться прямо и в обратном направлении, задним ходом.
  • Знают дорогу, улицу, тротуар, некоторые виды транспорта.

Средняя группа

Задачи:

  • Совершенствовать ориентировку в окружающем пространстве.
  • Знакомить детей с разными видами транспорта, их особенностями; определять сходство и отличие троллейбуса, трамвая, автобуса.
  • Знакомить детей с трудом водителя некоторых видов транспорта.
  • Расширять знания детей об улице, дороге, перекрестке. Знакомить с понятием: «пешеход», «наземный (подземный) переход».
  • Учить детей различать элементы дороги: разделительная полоса, пешеходный переход, полоса движения, остановка общественного транспорта.
  • Учить выполнять требования сигналов светофора: красный (стой), красный и желтый одновременно (скоро загорится зеленый); зеленый (иди), мигающий зеленый и желтый (скоро загорится красный).
  • Учить детей составлять небольшой рассказ о дорожной ситуации: как мы ехали в детский сад на легковом автомобиле, трамвае.
  • Учить изображать на рисунке сигналы светофора.
  • Учить определять, кто правильно выполнил правила, кто их нарушил.
  • Знакомить детей с элементарными правилами дорожного движения: места, где можно ходить пешеходам, как переходить проезжую часть.

Показатели развития:

Дети знают:

  • Ходить можно только в установленных местах дороги (тротуар, обочины, край проезжей части, пешеходная дорожка, велосипедная дорожка, но, не мешая движению велосипедистов).
  • Переходить проезжую часть дороги можно только в шести местах проезжей части (пешеходные переходы; наземные переходы; у перекрестка по линии тротуаров или обочин, при отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка под прямым углом к краю проезжей части, где она хорошо просматривается в обе стороны движения; на остановках маршрутных транспортных средств при движении к стоящему на остановке транспортному средству или от него со стороны дверей, если посадка и высадка производятся с проезжей части или с посадочной, расположенной на ней.
  • Правила перехода проезжей части и опасные места на ней.
  • Транспорт не только выполняет работу по перевозке людей и грузов, но и представляет опасность.
  • Движение на дороге регулируется дорожными знаками, разметкой и сигналами светофора, а не светом или цветом его.

Старшая группа

Задачи:

  • Учить детей свободно ориентироваться вокруг детского сада: знать все общественные здания, уметь ориентироваться в многообразии транспортных средств своего микрорайона.
  • Прививать правила пользования маршрутным транспортом: поведение пассажира на остановке, во время посадки, во время движения, при выходе.
  • Продолжать знакомить с правилами дорожного движения: основные термины и понятия, все элементы дорог, обязанности пешеходов и пассажиров, правила перехода железнодорожных переездов, предупредительные сигналы, подаваемые водителем, средства регулирования дорожного движения.
  • Учить детей распознавать знаки: информационно-указательные – «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса»; предупреждающие знаки – «Дети»; запрещающие знаки – «Движение пешеходов запрещено», «Движение на велосипедах запрещено»; предписывающие знаки – «Пешеходная дорожка», «Велосипедная дорожка»; знаки приоритета – «Главная дорога», «Уступи дорогу»; знаки сервиса – «Больница», «Телефон», «Пункт питания».
  • Учить объяснять дорожную обстановку после прогулки; наблюдать за правильными или неправильными действиями водителя, пешехода, пассажира, за действиями регулировщика.

Показатели развития:

  • Дети знают, что перед переходом проезжей части остановиться у края проезжей части, посмотреть налево, потом направо, а затем еще раз налево и, если нет опасности – переходить проезжую часть.
  • Знают, что ходить нужно по дороге и переходить проезжую часть дороги только в разрешенных местах.
  • Соблюдают правила безопасного поведения в общественном транспорте.

Подготовительная группа

Задачи:

  • Научить соблюдать правила безопасного поведения при самостоятельном движении по дороге.
  • Развивать мышление (обрабатывать полученную информацию, уметь подключать знания, полученные на занятиях).
  • Проводить тренировки по концентрации внимания, наблюдательности, развитию памяти, способности к восприятию пространственных отрезков и пространственной ориентации.
  • Разъяснить правила дорожной безопасности в условиях плохой погоды.
  • Расширять знания детей о работе сотрудников ГАИ.
  • Продолжать знакомить с назначением дорожных знаков.
  • Систематизировать знания детей о Правилах дорожного движения путем проигрывания проблемных ситуаций.

Показатели развития:

  • Дети умеют определять опасные дорожные ситуации и пути их безопасного решения.
  • Умеют дать оценку действиям водителя, пешехода и пассажира в опасных ситуациях.
  • Сформирован навык выбрать наиболее безопасный путь к школе.
  • Сформирован навык воспринимать дорожную информацию во взаимодействии с другими явлениями (автомобиль быстро передвигается, в тумане расстояние до автомобиля кажется далеким, а на самом деле близко, на скользкой дороге тормозной путь увеличивается).
  • Знают основные знаки и термины дорожного движения.

Направления работы сотрудников ДОУ:

1. Руководитель.

  • Распределение функциональных обязанностей между членами коллектива;
  • Проведение инструктажей;
  • Решение финансовых вопросов (приобретение оборудования, литературы, картин, игрушек и т.п.).

2. Старший воспитатель.

  • Определение места системы Обучения дошкольников правилам дорожного движения в общем образовательном пространстве детского сада, его связи с другими направлениями.
  • Участие в разработке проектов и перспективных планов по обучению детей ПДД и организации предметно-развивающей среды:

– уголки безопасности в группах;
– информационные стенды для родителей;
– площадка для практических занятий с детьми (на территории детского сада).

3. Воспитатель:

  • Создание условий для обучения детей ПДД в группах:

– оформление уголков безопасности;
– подбор литературы, фотографий по ПДД;
– изготовление атрибутов к играм.

  • Взаимодействие с родителями.

4. Медицинский работник.

  • Участие в оценке образовательной работы в дошкольном учреждении с точки зрения состояния здоровья детей.

5. Музыкальный руководитель.

  • Разработка сценариев праздников и развлечений по ПДД.
  • Подбор музыкальных произведений.

6. Инструктор по физической культуре:

  • Помощь в организации предметно-развивающей среды.
  • Участие в праздниках, развлечениях по ПДД.
  • Проведение подвижных игр с детьми по ПДД.

7. Помощники воспитателей:

  • Помощь в организации предметно-развивающей среды.
  • Участие в праздниках, развлечениях по ПДД.

Формы организации образовательного процесса по ПДД:

  • Работа с педагогами: анкетирование, консультации, педагогические советы, семинары-практикумы, открытые просмотры занятий, контроль. (Приложение 1)
  • Работа с детьми: занятия, праздники и развлечения, целевые прогулки и экскурсии, игры, проведение тематических недель, диагностика. (Приложение 2)
  • Работа с родителями: анкетирование; совместные выставки с детьми рисунков, поделок; родительские собрания; дни открытых дверей; совместные праздники, экскурсии с детьми и педагогами; помощь родителей в организации развивающей среды; просветительская деятельность (выпуск брошюр, папки-передвижки, плакаты). (Приложение 3)
  • Взаимодействие с организациями: ОГИБДД в г. Красноярске, библиотека им. Зины Портновой, школа № 99, театры. (Приложение 4)

План работы по профилактике дорожно-транспортного травматизма

Вид деятельности

Срок исполне
ния

Ответственный

1

2

3

1. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА
1.1. Оформление выставки в методическом кабинете «В помощь воспитателю» – «Изучаем ПДД». Сентябрь Ст. воспитатель
1.2. Обобщение педагогического опыта работы по ПДД В течение года Ст. воспитатель
1.3. Контроль за организацией работы с детьми по теме «Дорожная азбука». Октябрь,
январь,
март
Заведующий,
ст. воспитатель
1.4. Помощь педагогам в составлении планов работы с детьми и родителями по ПДД. Сентябрь,
январь,
март
Ст. воспитатель
1.5. Организация предметно-развивающей среды по ПДД (пополнение атрибутами Уголков безопасности в группах, «Автогородка»; методической и художественной литературой). В течение года Заведующий,
ст. воспитатель
1.6. Инструктаж (график прилагается)   Заведующий
2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА
2.1. Педагогический совет № 1 «Основные направления работы учреждения на 2009-2010 учебный год». Принятие годового плана. (Утверждение плана работы по Профилактике дорожно-транспортного травматизма – как часть педсовета). Август Заведующий,
ст. воспитатель
2.2. Проведение общего родительского собрания «Основные направления работы ДОУ на 2009-2010 учебный год». (Выступление сотрудника ГИБДД о данных Отдела ГИБДД УВД г. Красноярска как часть собрания). Сентябрь Ст. воспитатель
2.3. Семинар «Построение образовательного процесса в ДОУ по обучению детей правилам дорожного движения» (образовательная работа с детьми, работа с родителями, развивающая среда, сотрудничество с организациями). Сентябрь Ст. воспитатель
2.4. Оформление уголков безопасности в группах. Сентябрь Воспитатели
2.5. Участие в районном смотре-конкурсе «Зеленый огонек». Октябрь Заведующий,
ст. воспитатель,
педагоги
2.6. Встреча с сотрудниками ГИБДД «Как научить дошкольников не попадать в типичные дорожные «ловушки». Декабрь Заведующий,
ст. воспитатель
2.7. Выставки рисунков и поделок «Азбука дорожного движения». Октябрь,
январь,
март
Ст. воспитатель
2.8. Игра-тренинг «Привитие навыков безопасного поведения на улице». (Как использовать прогулку для привития ребенку навыков безопасного поведения на улице, отработка маршрута «Мой путь в детский сад»). Февраль Ст. воспитатель
2.9. День открытых дверей:
– праздники с участием сотрудников ГИБДД, детей, родителей, педагогов «Праздник нашей улицы»;
– выставка рисунков, поделок «Наш друг Светофор»;
– выставка фотоматериалов детей и родителей «На улицах любимого Красноярска»;
– открытые занятия.
Март Заведующий,
ст. воспитатель,
педагоги
2.10. Сотрудничество ДОУ с культурными учреждениями (показ и привлечение детей ДОУ в театрализованных постановках по данной теме). В течение года Заведующий,
ст. воспитатель,
педагоги
2.11. Привлечение школьников начальных классов к участию в мероприятиях по ПДД. В течение года Заведующий, ст. воспитатель,
педагоги
2.12. Консультация «Вы, дети, транспорт и дорога» (в преддверии лета). Апрель-май Ст. воспитатель
2.13. Итоговый педсовет. (Утверждение плана работы на летний – оздоровительный период по Профилактике дорожно-транспортного травматизма – как часть педсовета). Май Заведующий, ст. воспитатель
2.14. Разработка проекта «Перекресток» для практического обучения дошкольников ПДД. В течение года Заведующий, ст. воспитатель, педагоги, сотрудник ГИБДД
3. РАБОТА С ДЕТЬМИ
3.1. Неделя по «Обучению детей правилам дорожного движения» (занятия, целевые прогулки, экскурсии, игры) согласно тематическому планированию. 1 раз в квартал Ст. воспитатель, воспитатели
3.2. Театрализованные представления, тематические вечера по ПДД (между тематическими неделями по ПДД). 1 раз в квартал Ст. воспитатель, воспитатели
3.3. Просмотр диафильмов по ПДД в библиотеке З. Портновой (между тематическими неделями по ПДД). Ноябрь,
февраль,
апрель
Ст. воспитатель, воспитатели
3.4. Игры (подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые). Ежемесячно Воспитатели
3.4. Работа с детьми по художественной литературе (чтение рассказов, заучивание стихотворений, сочинение сказок детьми по ПДД). Ежемесячно Воспитатели
4. РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
4.1 Реализация планов взаимодействия педагогов с родителями по Обучению детей правилам дорожного движения (см. планы). В течение года Заведующий,
ст. воспитатель,
педагоги

Примечание: список используемой литературы в работе с детьми и родителями по обучению детей Правилам дорожного движения смотрите в приложениях.

Сказочка

В городе жила зеленая машина, звали ее такси. Она всегда ездила по правилам.
Она привезла двух детей – девочку и мальчика.
И всегда пропускала детей на светофоре.

Сказку сочинил и нарисовал Сидоров Данил 5 лет (МДОУ №206)

Игры на подиуме «Улица города»