Зачет–общественный смотр знаний по теме "Первоначальные химические понятия"

Разделы: Химия


Цель: обобщение и закрепление знаний учащихся по теме

Задачи:

  • Образовательные: учащиеся должны обобщить знания по следующим элементам содержания, изученным в рамках темы:
    • символы некоторых химических элементов и их названия
    • валентности некоторых элементов и ее использование при составлении формул соединений;
    • определения простых и сложных веществ, отличие х/э и простых веществ;
    • физические свойства некоторых веществ;
    • определение относительных атомных и молекулярных масс;
    • определение количества вещества и числа молекул по известной массе и обратная задача;
    • расстановка коэффициентов в уравнениях реакций;
    • определение типов химических реакций.
  • Воспитательные:
    • совершенствование коммуникативных умений.
  • Развивающие:
    • развитие умения сравнивать, сопоставлять, обобщать;
    • развитие положительной мотивации обучения.

Оборудование: периодическая система Д.И.Менделеева, карточки с заданиями для каждого учащегося, листочки для выполнения заданий, жетоны.

Весь класс делится на три  команды – по рядам. Для проведения смотра приглашают жюри: учащихся старших классов, классного руководителя, учителя биологии. Ассистентов для помощи в раздаче и собирании листочков, жетонов. Команды выполняют задания на листочках разного цвета и получают за ответы разного цвета жетоны
Смотр начинается вводным словом учителя, который знакомит учащихся с его темой и целью, порядком проведения, представляет членов жюри, ассистентов.

Р А З М И Н К А

Фронтальная беседа с классом (вопрос – жетон)

  1. Что изучает химия?
  2. Что называют химическим элементом?
  3. Что называют веществом?
  4. Какие вещества называют простыми?
  5. Какие вещества называют сложными?
  6. Что такое 1 моль?
  7. Что называют молярной массой?
  8. Какие явления называют физическими?
  9. Какие явления называют химическими?
  10. Каковы признаки химической реакции?

Слово учителя. Разминка завершена, и мы можем приступать к выполнению заданий. Замечательный русский ученый М.В. Ломоносов был человеком поистине энциклопедических знаний. Он успешно работал в области химии, физики, астрономии, риторики и литературы и др. Ломоносов писал о химии:

В земное недро ты, Химия,
Проникни взора остротой,
И что содержит в нем Россия,
Драги сокровища открой.

Поистине сокровищами являются те знания, которые получает каждый человек в течение всей своей жизни. Надеюсь, что знания, которые вы имеете, помогут вам выполнить все задания

Итак, мы приступаем к выполнению первого задания, которое выполняем в двух экземплярах через копировальную бумагу

Задание1. Определите к какому типу относятся перечисленные явления. В ответе надо поставить Ф – если это физическое явление, и Х – если это химическое явление.

а) испарение воды;
б) помутнение известковой воды;
в) горение свечи;
г) ковка металла;
д) обугливание лучины;
е) ржавление гвоздя.

Ответ: ФХХФХХ

Задание 2. Нужно определить, в каких предложениях идет речь о химическом элементе, а в каких о простом веществе. В ответе должно быть: Э – если речь о химическом элементе, В – если простое вещество.

а) Медь входит в состав медного купороса.
б) Рыбы дышат кислородом, растворенным в воде.
в) Железо входит в состав ржавчины.
г) Железо во влажном воздухе ржавеет.
д) Сера смешана с железом.
е) Оксид меди состоит из кислорода и меди.

Ответ: ЭВЭВВЭ

Ребята сдают первый экземпляр в жюри и делают самопроверку по второму экземпляру. Ответы открываются на доске.

Слово учителя. А теперь мы приступаем  к выполнению следующего задания, выполняя которое вы покажете свои знания по теме валентность, умение находить значение валентности и составлять формулы по известным значениям валентностей.

Задание 3. Определите валентность химических элементов в следующих соединениях

1 вариант:

SO2, P2O5, Al2O3, SiO2, Cl2O7, CuO, Na2O, CO

2 вариант:

N2O, Mn2O7, SO3, ZnO, N2O5, Fe2O3, K2O, CO2

Задание 4. Составьте формулы соединений, используя периодическую систему Д.И.Менделеева для определения валентности элементов.

1 вариант:                                                                2 вариант:

а) азота(V) с кислородом;                                      а) натрия с хлором(I);
б) кальция с хлором(I);                                           б) хлора(VII) с кислородом;
в) фосфора(III) с водородом;                                  в) натрия с серой(II);
г) магния с кислородом.                                         г) кальция с азотом(III).

Слово учителя. Ну что ж, ребята, вам пришлось хорошо потрудиться, выполняя задания. Поэтому я предлагаю вам игру «Эстафета»

Игра «Эстафета»

Каждая команда получает лист чистой бумаги (соответствующего цвета) на последнюю парту и задание: описать данное вещество по физическим свойствам. При этом надо передавать листок вперед по ряду. На каждой парте учащиеся дописывают одно свойство указанного вещества. Когда листок попадает на первую парту, его передают учителю. Он зачитывает полученное описание вещества, если необходимо команды вносят исправления и дополнения в описания веществ соперниками.

1 команда – описать физические свойства воды
2 команда – описать физические свойства поваренной соли
3 команда – описать физические свойства кислорода

Слово учителя. Отдохнули? А теперь опять за дело. Следующее задание потребует от вас умения решать задачи. Здесь каждый работает над индивидуальным заданием и вносит тем самым свои баллы в командную копилку. Жюри проверяет работы и суммирует баллы, набранные участниками каждой команды.

1 вариант:

Определите количество вещества, содержащееся в гидроксиде натрия (NaOH), массой 10 грамм. Рассчитайте число молекул, содержащееся в данном количестве вещества.

2 вариант:

Определите, какое количество вещества соответствует 36 х 1023 молекул сероводорода (H2S). Определите массу этого количества вещества.

Пока жюри проверяет работы и подсчитывает количество баллов, проводим игру «Исчезнувшие слова»

Игра «Исчезнувшие слова»

Задание для 1 команды:

  • Воздух – смесь газов, в состав которой входят ____________________ кислорода.
  • ________________ воды состоят из ___________________ кислорода и водорода.
  • Сладкий вкус варенья принадлежит содержащимся в нем ______________ сахара.

Задание для 2 команды:

  • При растворении кислорода в воде _________________ кислорода распределяются между ___________________ воды.
  • В состав __________________сахара кроме ____________ кислорода и водорода входят ________________ углерода.
  • Вода – сложное вещество, ее _____________ состоит из одного ____________кислорода и двух ____________водорода.

Задание для 3 команды:

  • Для дыхания животных  и растений необходимы _________________ кислорода.
  • Запах тухлых яиц обусловлен ________________ сероводорода, которые состоят из _______________ водорода и _______________ серы.
  • При растворении сахара в воде ________________ сахара равномерно распределяются между ___________________ воды.

Учащиеся сдают работы , затем проводится проверка – по три человека от каждой команды зачитывают свои ответы и если они верные, то команда получает очко за каждое правильно выполненное задание. В это время жюри проверяет работы и подсчитывает результаты.
Далее учащимся предлагаются загадки, анаграммы, ребусы (это может быть домашним заданием для членов каждой команды)

1. Я – газ легчайший и безвредный

Неядовитый и бесцветный
Соединяясь с кислородом,
Я для питья даю вам воду. (Водород)

2. Химические анаграммы – какие элементы здесь зашифрованы?

Е, З, Л, Е, О, Ж                                  (железо)
С, Л, И, К, О, Д, О, Р                        (кислород)
Д, Р, О, В, О, Р, О, Д                         (водород)
Й, А, Л, И, Ю, Н, М, И                      (алюминий)

3. Название какого химического элемента состоит из имен двух животных? (Мышьяк)
4. Какой химический элемент утверждает, что он всегда рад? (Радон)
5. Какой химический элемент входит в состав сооружения, которое вынужден был красить Том Сойер? (Бор)

«Химическая разминка»

Учитель или кто-либо из участников называет химические элементы. Если назван металл – все встают, неметалл – садятся. За ошибки можно снимать по 0,5 балла за каждую.

В конце урока председатель жюри объявляет результаты, благодарит всех за участие. Отмечает положительные и отрицательные  моменты в работе команд.