Сочинение по картине М.В. Нестерова «Видение отроку Варфоломею»

Разделы: Русский язык


Большое значение для воспитания чувства прекрасного, доброты, любви к Родине и истории, а также для развития творческих речевых способностей учащихся имеет реализация межпредметных связей между русским языком, литературой, живописью и историей.
Разработка урока содержит вопросы и предполагаемые варианты ответов. Учитель не может предугадать ответ обучающихся, но должен привести его к правильному ответу.
Уроки развития связной речи позволяют успешно решать задачи эстетического воспитания школьников. Эффективны, на мой взгляд, уроки развития речи по картине. Обращение к произведениям искусства дает возможность научить обучающихся на родной язык язык живописи, выражать эстетическое восприятие мира. Наглядный образ позволяет активизировать эмоциональную чуткость, творческую фантазию. Они не просто готовятся писать сочинение, но и ощущают себя в художественном мире картины.
В этом залог успешного урока.

Цели:

  • Обучающие: учить обучающихся передавать свои впечатления от того, что создано художником;
  • Воспитательные: воспитывать доброту, любовь к природе, ко всему живому, старине, Родине;
  • Развивающие: формировать умение высказать свои мысли связано и логично, пробудить интерес к живописи.

Оборудование: репродукция картины художника М.В.Нестерова «Видение отроку Варфоломею», ИКТ (слайды).

«Картина – это хрустальный светильник, зажженный художником во славу своей страны, своей России».

К. Паустовский.

1. Разные виды искусства взаимосвязаны. Произведения изобразительного искусства нередко предстают перед нами на страницах художественных произведений. Вместе с тем работы мастеров слова выступают перед нами на полотнах (Приложение 3, слайд 1).
Рассматривая и оценивая художественную картину, зритель невольно соединяет в своем сознании изображение со словом. Наша задача состоит в том, чтобы мы могли передать свои впечатления от того, что создано художником.

2.   Знакомство с художником

Михаил Васильевич Нестеров (1862-1942) известный живописец, автор талантливых своеобразных картин, создатель поэтических религиозных образов (Приложение 3, слайд 2).
Картины: «Русь Святая» (Приложение 3, слайд 3), «Великий постриг» (Приложение 3, слайд 4), «Душа народа» (Приложение 3, слайд 5), «Осенний пейзаж» (Приложение 3, слайд 6). В дни работы над «Видением отроку Варфоломею» Нестерову приснилось два сна. Первый такой: высокая, до самых небес, лестница. Он поднимается по ней всё выше и выше – к облакам. Второй – «Варфоломей» в Третьяковской галерее. Висит в Ивановском зале. Повешен прекрасно, почётно. Оба они оказались пророческими. Прошёл год, «Варфоломей» действительно висел в Третьяковской галерее, и даже именно в том зале, который видел во сне художник. «Варфоломей» вознёс Михаила Васильевича Нестерова и прославил его имя. А для самого художника «Видение отроку Варфоломею» было огромным шагом к стойкой вере в победу света.
В советское время писал портреты: «Девушка у пруда» (Приложение 3, слайд 7), портрет скульптура В.И.Мухиной (Приложение 3, слайд 8), Л.Н.Толстого (Приложение 3, слайд 9) и др.
М.В.Нестеров Лауреат Государственной премии СССР.(1941), заслуженный деятель искусства (1942)

3.   Словарная работа

Погост – отдельно стоящая церковь с кладбищем Позднее сельское кладбище.
Благовест – праздничный колокольный звон, совершаемый одним колоколом.
Благоговение – глубочайшее почтение (перед кем-то)
Вечерня – одна из христианских церковных служб.
Благообразный старец, черноризец-монах.
Пресвитер – священник.
Нимб – символ святости, сияние в виде кружка вокруг головы (на иконах в церкви)
Святой – обладающий божественной благодатью, человек, посвятивший свою жизнь церкви и религии, а после смерти признанный образцом праведной жизни и носителем чудодейственной силы.
Ряса – у православного духовенства: верхняя длинная одежда с широкими рукавами.
Ковчег (ковчежек) – в старинном церковном обиходе: ларец или сосуд для хранения предметов, относящихся к обряду причастия – образ, признанный открыть истину тому, к кому он был послан.
Просфор (просвира) – в православном богослужении: маленький круглый белый пресный хлебец.
Гармония – согласованность, стройность в сочетании чего-нибудь.

4.  Внимательно рассмотрим репродукцию картины «Видение отроку Варфоломею» (Приложение 3, слайд 10) и знакомимся с «большими мыслями» художника. – Какое событие явилось основой сюжета картины? Картина Нестерова «Видение отроку Варфоломею» одна из наиболее интересных работ художника. Замысел картины о юности Сергия Радонежского, жившего в 14 веке, возник у Нестерова в Абрамцеве. В 14 веке в этих краях жил Варфоломей (в монашестве стал Сергием и под этим именем вошел в историю)
Преподобный Сергий Радонежский – один из выдающихся людей своего времени.

5. Выступление учащихся (Приложение 2,  Приложение 3, слайды 11-14)

– В какое время года происходит главное событие картины? (Осень)

6. Чтение стихотворения А. С. Пушкина «Осень» (отрывок «В багрец и золото одетые леса») Нестеров чутко угадал секрет русской лирики.

7.  Чтение отрывка из очерка Бориса Зайцева «Преподобный Сергий Радонежский» (Приложение 1)

– Мы на уроке литературы ознакомились с историческим очерком Бориса Зайцева «Преподобный Сергий Радонежский». Он написан на основе древних источников – легенд, преданий и жития, составленного Епифанием Премудрым. Прочитаем те отрывки, которые иллюстрируют сюжет картины М. В. Нестерова. (Приложение 3, слайд 15)

8. Обращаемся к картине М.В.Нестерова «Видение отроку Варфоломею» (Приложение 3, слайд 16)
Самое замечательное в этой картине – пейзаж.
– В чем особенность пейзажа, на котором разворачиваются события? (Таинственность, поэтическая природа, она живет своей жизнью).
Воздух – прозрачен, чист, им дышит каждое дерево, каждый листок, каждая травинка. Виден каждый скромный венчик полевого цветка, здесь и рожь, и васильки. Можно увидеть, как чуть колышутся темные ветви рябины. А рядом красуется тоненькая молодая березка.
Речка протекает с чистой прозрачной водой.
Четкое очертание небольшой деревянной церкви, рядом  – желтеющие березы, зеленые ели.
Взгорье покрыто желтой осенней листвой.
Неоглядные далии.
Небо в полупрозрачных облаках. До самого горизонта освещено мягкими лучами солнца.
– Какие чувства и настроение вызывает у вас окружающая природа? (Вызывает добрые и светлые чувства)
И, кажется, все вокруг мягко и размеренно дышит, будто живет благоговение, какое бывает у безгрешного человека, листающего страницы молитвенника.
– Расскажите о линиях картины и о красках. (Плавные, полукруглые, волнистые – желтые, голубые, белые, зеленые – такая гармония создает особый мир тишины – умиротворение). У старого потемневшего дуба стоит старик в черной рясе – монах.)
– Что вы видите над головой монаха? (Приложение 3, слайд 17) (Над головой виден нимб)
– О чем говорит нимб? (По бледному нимбу над его головой различим в нём святого).
– Обратите внимание на его руки. Что можете сказать? (Особенно удивительны его руки. Это добрые, суровые, натруженные, прилежной работой руки монаха).
Каждое дело, которое выполняли эти руки, было сделано с любовью, и каждая молитва, для которой она складывалась, была искренней. Сейчас эти руки протягивают стоящему радом мальчику ковчег, два кусочка просфоры – освящённого хлеба. Открывает истину тому, к кому он был послан.
–            Что вы можете сказать об отроке? (Приложение 3, слайд 18) (Отрок – деревенский пастушок, с глубочайшей чистоты с синими глазами. Он спокоен, обворожён ожиданием чуда).
– Как он одет? (Он в простой русской рубашке и широких брюках и сапогах).
– Обратим внимание на его руки. (Тонкие пальцы отрока сплетены в благоговейном жесте. В глазах светятся вера и желание служения Богу. Всё его лицо, вся фигура говорят о радостном почтении перед святым, перед его долгой и праведной жизнью, перед силой его души. Мальчик спокоен. Так и стоят эти фигуры, объединённые чистой душой, окружённые светлым пейзажем).
– Чем закончилась эта чудесная история о мальчике, который страстно мечтал постичь грамоту?
Прочитаем строчки из очерка «Преподобный Сергий Радонежский» ...
Тогда Варфоломей начал читать, и все были поражены, как он читает хорошо...».
Господь услышал его смиренные молитвы. Перед нами будущий святой, мудрый Сергий Радонежский.
– В чём же добрая, светлая сила картины «Видение отроку Варфоломею»? (Приложение 3, слайд 19)
1. Господь словно любуется мальчиком, являя ему чудо за смирение, послушание, искреннюю, непоколебимую веру. Словно всё вокруг ликует, видя милость Творца. А две фигуры – старца и пастушка – связаны единой верой и чистотой.
2. Вся сила этой картины, вся её энергия – в Любви, Вере, Надежде, которые она несёт. Здесь человек и душа человека, дыхание природы, любовь ко всему живому. Любовь к старине и Родине, как сказал А. С. Пушкин «...Здесь русский дух, здесь Русью пахнет».
Незримо присутствует здесь Он – Создатель гармонии. Тот, по чьей воле всё вокруг одухотворено красотой. Действительно, картина «Видение отроку Варфоломею» – это хрустальный светильник, зажженный художником во славу своей страны, своей России.

9. Написать сочинение по картине М. В. Нестерова «Видение отроку Варфоломею»