Урок развития устной речи на тему "Деревья. Сосна и ель – это хвойные деревья"

Разделы: Начальная школа


Предмет: развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности

Класс: 4, 2 четверть

Тема раздела: Деревья

Тема урока: Деревья.Сосна, ель - хвойные деревья.

Тип урока: Комбинированный урок

Общая дидактическая цель по типу урока: создать условия для осознания  и  осмысления блока новой учебной информации.

 Цели по содержанию:

1. Образовательная - способствовать формированию понятия – хвойные деревья, познакомить с отличительными признаками сосны и ели.
2. Коррекционно – развивающая – создать условия для развития речи на основе уточнения и обогащения словаря, описания деревьев, составления предложений и рассказа о хвойных деревьях;
создать условия для развития приёмов анализа и синтеза через сравнение деревьев, классификацию и обобщение.
3. Воспитательная – способствовать воспитанию познавательного интереса, бережного отношения к природе

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная

Методы обучения: наглядные, словесные, практические

Средства обучения: карточки, ветки ели и сосны, ноутбук, презентация «Сосна и ель - хвойные деревья»,  мешочек с шишками

Ожидаемый результат: учащиеся различают сосну и ель, умеют составить ответ на вопрос, рассказ по плану.

Структура урока

Этапы

Дидактические задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

ФОПД, ведущий метод

Организационное начало урока

Подготовка учащихся к работе на уроке. Введение в урок.

Побуждает школьников к организации рабочего места. Создаёт комфортную обстановку.

Проверяют готовность своего рабочего места к уроку, настраиваются на успешную работу в процессе работы

Фронтальная, словесный

Упражнения на коррекцию памяти, внимания, мышления

Коррекция и развитие приёмов анализа и синтеза через сравнение деревьев, классификацию и обобщение.

Предлагает задания «Четвертый лишний», подобрать слова-антонимы

Учащиеся выделяют лишнее слово, объясняют, повторяют ряд предложенных слов, учатся подбирать противоположные по смыслу слова.

Фронтальная, словесный

Актуализация опорных знаний

Подготовка учащихся к основному этапу урока. Включение мыслительного процесса.

Организует повторение по теме «Ель- хвойное дерево»

Учащиеся составляют рассказ о ели по плану

Фронтальная, индивидуальная,
словесно наглядный

Изучение нового материала.

Способствовать формированию понятия –хвойные деревья, познакомить с отличительными признаками сосны и ели

Организует наблюдение веточек, шишек ели и сосны.
Создает условия для построения предложений при сравнении деревьев

Рассматривают веточки ели и сосны, шишки, строят предложения по схеме,

Фронтальная, индивидуальная, практическая

Закрепление изученного материала

Создание условий для выполнения заданий с применением полученных знаний и умений.

Организует деятельность учащихся по применению своих знаний для составления предложений и связного текста

Ученики самостоятельно составляют предложения и связный текст по теме урока

Фронтальная, индивидуальная,

 Обобщение и систематизация

Включение в деятельность для установления логических связей.

Организует деятельность учащихся по включению своих знаний в целостную систему.

Ученики систематизируют свои знания, отвечая на вопросы учителя

Индивидуальная,
фронтальная

Итог урока, оценка деятельности учащихся.

Сделать выводы по уроку

Обобщает знания, полученные на уроке, проводит оценку уровня работы на уроке

Определяют, что нового узнали на уроке. Определяют уровень собственных достижений

Фронтальная, индивидуальная

Рефлексия

Мобилизация учащихся на рефлексию своей деятельности на уроке

Создает условия для рефлексии

Осмысливают, оценивают свои действия

Фронтальная,

Ход урока

1. Организация начала урока. Дыхательная гимнастика.

- Сейчас у нас урока развития речи. Мы будем продолжать изучать окружающий нас мир, учиться строить предложения и  составлять рассказы.
- Я вижу, что вы готовы к путешествию, и предлагаю вам отправиться в одно замечательное место - лес.
- В этом лесу живет Лесовичок, который сегодня пришел к нам на урок.  (Слайд. Лесовичок)

2. Упражнения на коррекцию памяти, внимания, мышления

Лесовичок предлагает ответить на вопросы.

2.1.Какое слово лишнее? Почему?

Береза-тополь- клен-сапоги
Сирень-акация-шиповник-тетрадь
Одуванчик-репей-шапка-подорожнник

- Повторите ряд слов, подберите обобщенное понятие (деревья, кустарники, травы)

2.2. Работа над антонимами

- Подберите противоположные по смыслу слова

Короткие иголки - …
Тонкий ствол - …
Молодое дерево- …
Крупные шишки -  …

3. Актуализация опорных знаний

- Когда Лесовичок был маленьким, ему очень интересно было наблюдать за огромными растениями.
- Как назывались эти растения, как вы думаете?
- Назовите общие части у всех деревьев.
- О каком дереве говорится в загадке?

Ее всегда в лесу найдешь.
Пойдем гулять и встретим:
Стоит колючая, как еж,
Зимою в платье летнем
(ель)

Расскажите про ель по плану. (Слайд. План)

Какое это дерево?
Какие шишки?
Как располагаются иголки?
Значение дерева в природе.

4. Введение в тему.

Отгадай загадку.

У меня длинней иголки,
Чем у елки.
Очень прямо я расту
В высоту.
Если на опушке,
Ветви - только на макушке (сосна)

Тема нашего урока: Сосна и ель - хвойные деревья. (Слайд. Тема урока)

Когда Лесовичок подрос, ему стало интересно узнать про великое дерево – сосна. (Слайд. Сосна)

- Сосна - величественное дерево. Медно-желтый ствол, длинные темно-зеленые иголки, коричневые шишки на ветках, ветви сосны шапкой покрывают верхушку ствола. А как пахнет хвоей в лесу. На открытых местах сосна поселяется первой. Корень сосны уходит глубоко в почву. Он, словно якорь, удерживает дерево даже в бурю. Сосна кормит многих зверей и птиц. В ее шишках вкусные семена, особенно зимой, когда птицам так холодно и голодно. Сосна очень любит солнце. Воздух в сосняках очень чистый. Вот почему в сосновых насаждениях строят санатории для людей, имеющих заболевания органов дыхания. При легком насморке в походе полезно нюхать растертую в пальцах хвою сосны. Сосна имеет прекрасную древесину, которая используется в строительстве. В народе говорят, много шишек на соснах и елях - к доброму году.

Много стихов и рассказов про сосну. (Ученица читает наизусть стихотворение) А. Барто.

Я у мальчиков спросила:
- Это что за деревце?
Говорят они: «Осина»,
Только мне не верится…

Даже елки мы вначале
От сосны не отличали:
Раз торчат иголочки,
Значит это елочки.

А когда на ветку ели
Мы получше поглядели,
Оказалась, что она
Не такая, как сосна.

5. Физкультминутка.

Во дворе стоит сосна
К небу тянется она.
Тополь вырос рядом с ней,
Быть он хочет подлинней.
Ветер сильный налетал,
Все деревья раскачал.
Ветки гнутся взад-вперед,
Ветер их качает, гнет.
Будем вместе приседать-
1,2,3,4,5.
Мы размялись от души
И за парты вновь спешим.

6. Закрепление изученного.

6.1. Составление предложений

Описание сосны по плану (разноуровневые карточки).

Ствол (высокий, тонкий; мощный; широкий)
Ветви (располагаются высоко, раскидистое)
Иголки (длинные, крупные, тонкие, короткие);
Шишки (округлые, продолговатые)
Значение дерева

Приложение 1.

6.2. Сравнение двух деревьев.

- Сегодня мы рассмотрим, что общего и чем отличаются ель и сосна.
- Что же у них общего?
- Благодаря хвоинкам эти деревья назвали хвойными. (Слайд. Хвоинки)
- Что такое хвоинки?
- У вас на столах лежат веточки ели и сосны. Рассмотрите их.

А) Сравнение хвоинок

- Что у вас на столах?
- Чем похожи веточки?
- Какие иголки у ели, как расположены?
- А у сосны?
- Есть запах?

Б) Сравнение шишек

- Какая из шишек еловая, какая – сосновая? Какие они по форме?

В) Сравнение веток
-Как растут ветки у ели?
-А у сосны?

 6.3. Составление предложение по образцу.(Слайд. Схема предложения)

- Составьте предложение по схеме ______, а _________

- Как растут иголки у ели и сосны?
- Какие по величине шишки у ели и сосны?
- Какие по форме шишки у ели и сосны?

6.4.Физкультминутка

Правило: при назывании признаков сосны дети выполняют наклоны в стороны, признаки- ели – приседание.  Исходное положение – стоя у парты.

Длинные иголки, короткие иголки, шишки круглой формы, продолговатой формы, корни неглубокие, корень уходит глубоко в почву.

7. Обобщение и систематизация знаний.

7.1.  Прочитайте текст «Приключения маленькой сосенки»

Приложение 2.

- Продолжите сказку. Расскажите, что могут ответить деревья сосенке на вопросы.
- Используйте при рассказе предложения, которые мы составляли на уроке.
- Не забывайте, что у сказки должны быть начало, главная часть, конец.

Читают текст на карточке. Рассказывают сказку.

7.2. Экологическая минутка.

- Лес – наш друг. И приходя в лес, мы должны вести себя вежливо. А что это значит? Давайте сформулируем правила вежливости с помощью принесенных Лесовичком знаков. (Слайд. Знаки)

8. Итог урока

- Продолжите, ель и сосна - …. деревья.
- А лес, состоящий из этих деревьев?... (хвойный)
- Что нового узнали на уроке?
- Чему учились на уроке развития речи?
- Тем, кто хорошо работал на уроке, получают подарки от Лесовичка. Достаньте шишку из волшебного мешочка, угадай, какого с какого она дерева?

(Дети достают закрытыми глазами шишку, отгадывают,  какого она дерева.)

9. Рефлексия.

- Как ты работал на уроке?
- Как вы считаете, кто на уроке был активным, внимательным?

Приложение 3.  (Презентация)