Доклад на тему "Варианты решения и углубления знаний в рамках нормативной учебной нагрузки учащихся"

Разделы: Начальная школа


В отличии от традиционной системы обучения в основе построения урока по новым технологиям лежит активная самостоятельная деятельность ученика на каждом этапе урока, полное вовлечение его в учебный процесс в соответствие со способностями и возможностями.

Урок чтения ориентирован на решение таких задач, как формирование (совершенствования) навыков осознанного, беглого, правильного чтения, как речевое, эмоционально-нравственное и творческое развитие.

Дети приходят в школу благодарными, заинтересованными слушателями сказок, стихов, занимательных рассказов. Они любят сами читать стихи взрослым слушателям. Задача состоит в том, чтобы сохранить у детей это очарование, развить у них потребность в постоянном общении с искусством, соединяя эту задачу с тем, чтобы дети не только получали удовлетворение от слушания произведений, но и сами становились заинтересованными читателями их. Задача трудная, т.к. дети осваивают новую деятельность - самостоятельное чтение.

Планируя работу по этому предмету, я продумываю, какие средства, приёмы, методы будут будировать мыслительную деятельность, устную и письменную речь. И стараюсь делать всё, чтобы эта деятельность увлекала их.

В массовой практике мы главным образом развиваем аналитическое, логическое мышление при работе с текстом. Трудно предположить, исходя из указанной программы, что школьник будет воспринимать художественное произведение как создание искусства, которое будет волновать его чувства.

Задача приобщения людей к искусству требует иных методов работы, преодоление некоторых штампов на уроке чтения, сложившихся в работе по общепринятой методике.

Понять главное в нетрадиционном уроке помогают творческие принципы:

  1. Отказ от шаблона в организации урока, от рутины и формализма в поведении.
  2. Максимальное вовлечение учащихся класса в активную деятельность на уроке. Различные формы групповой деятельности на уроке.
  3. Не развлекательность, а занимательность и увлечение как основа эмоционального тона урока.
  4. Поддержка альтернативности, множественности мнений.
  5. Развитие функции общения на уроке, как условие обеспечения взаимопонимания, побуждения к действию, ощущение эмоционального удовлетворения.
  6. Скрытая дифференциация учащихся по учебным возможностям, интересам, способностям и склонностям.
  7. Использование оценки в качестве формирующего (а не только результирующего) инструмента.

У каждого учителя в "методической копилке" накоплены свои методы и приёмы.

Петербургский А.А.Окунёв в своей книге: "Спасибо за урок, дети" говорит о том, что даже у опытного учителя урок "не пойдёт", если он не будет начинаться каждый раз по-новому: середина и конец урока могут быть традиционными, но начало должно быть оригинальным.

1. Например, написать на доске эпиграф урока:

  • Чтение для ума - то же, что физическое упражнение для тела. (Аддисон)
  • Ясность - главное достоинство речи. (Аристотель)
  • Дело не в слове, а в тоне, в каком это слово произносится. (А.Г.Белинский)

2. Начало урока в стихотворной форме.

Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку "5".

3. - На доске записываем вопросы по изучаемой теме и ответы к ним, среди которых есть как верные, так и неверные. Где допущены ошибки?

- На столе у каждого ученика лежит чистый лист бумаги. Объявив тему урока, я сообщаю, что в конце урока по некоторым рассмотренным вопросам будет проведена проверочная работа;

- На доске записаны вопросы, ответы на которые помогают учащимся осмыслить ключевые моменты и лучше запомнить;

- Урок начинается с чтения по фразам (по абзацам) заданного для самостоятельного чтения текста и коллективного обсуждения его смысла;

- Если на дом было задано сочинить самостоятельно рассказ (сказку) по данной теме или составить кроссворд, то начинаем урок с домашнего творческого задания.

4. Мотивация урока.

- Что бы вы хотели узнать и чему научиться?

- Для чего вам это нужно?

Наряду с основными видами работы на уроке чтения (пересказ, анализ произведения по вопросам, перечитывание, выразительное чтение и сравнение произведений разных авторов на близкую тему, чтение наизусть и чтение по ролям) я использую и другие виды работы.

1. Для совершенствования техники чтения интенсивно выполняем упражнения в навыках беглости:

  • Чтение за диктором;
  • Чтение под ритмический стук;
  • Чтение с отрывом взгляда от текста;
  • Чтение с убыстрением;
  • Чтение в парах;
  • Чтение в темпе скороговорки;
  • Жужжащее чтение;
  • Чтение про себя (только глазами).

2. Практически на каждом уроке работаем с толковым словарём. Знакомясь с новыми произведениями, дети выписывают незнакомые слова, а затем с помощью словаря находят значение (толкование) этих слов.

Следует помнить, что каждое слово в художественном произведении живёт, приобретает свой художественный смысл лишь в контексте, оно воспринимается читателями, как и отдельные образы его героев, целостны. И только, исходя из такого восприятия осмысливаются отдельные детали, особые изображения. Это имеет большое значение для анализа произведения.

3. Учимся составлять фонтограммы на разные темы. Фонтограмма - новое словообразование. Связано оно с понятиями "фантазия", "фантастика". Это сочинение, в котором действительность выступает в сверхъестественном, нереальном виде. Это позволяет поддерживать познавательный интерес, развивать творческое воображение учащихся, обогащать их словарный запас, вырабатывать умение аргументировано строить ответ на любую заданную тему, соблюдать структуру сочинения.

Темы фонтограмм (3 кл.)

- Что было бы, если бы ручка подсказывала?

- Что было бы, если бы всегда побеждало зло?

- Что было бы, если бы животные могли разговаривать?

4. Знакомимся подробнее с биографией и творчеством писателей и поэтов. Причём, детям самим хочется почитать справочники, энциклопедии, специальную литературу для того, чтобы узнать о данном писателе или поэте что-то новое и рассказать другим детям. Мы стараемся изучать не только те произведения, которые даны в книге для чтения, но и сделать краткий обзор других произведений и книг изучаемого автора.

5. Большое внимание уделяю творчеству детей. Предлагаю сочинить сказки, стихи и рассказы на разные темы. Детям такой вид деятельности очень нравится.

Например: на уроке изучили стихотворение Б. Заходера "Про букву Я".

После чего детям предложила самим сочинить стихотворение самой красивой на ваш взгляд букве:

Расскажу ребята всем
Сказку я про букву М
Буквы с ней всегда дружили,
Уважали и любили.
Раз дружили, то всегда
Получались там слова.
Если море и мираж -
Для художника пейзаж.
А микстура, молоко -
Чтоб больным всем помогло.
Где малыш - там мама, мир.
Где есть мир - там счастье, пир. и т.д.

Занимаясь таким видом творчества на уроке чтения, ученики ощущают себя маленькими поэтами.

6. Для снятия интеллектуального напряжения, смены вида деятельности в середине урока проводим скороговорную пятиминутку.

Подбираю скороговорки, которые могут быть обыграны.

Варианты обыгрывания:

  • Проговаривание в разном темпе с разным интонационном подтексте (радостно, восторженно, озабоченно, разочарованно и т.д.);
  • Проговаривание, сопровождаемое определёнными загадочными действиями (хлопками, взмахами руки и т.д.);
  • Импровизированное инсцинирование скороговорок;

Например:

У осы не усы, не усищи, а усики.

7. Дидактические игры:

По двум словам отгадать пословицу:

  • коса - камень (нашла коса на камень);
  • дело - мастер (дело мастера боится).

Применение новых технологий на уроке чтения способствует развитию познавательного интереса у детей, развитию логического мышления, творческого воображения, речи совершенствованию техники чтения.