Урок по русскому языку "Заглавная буква в именах собственных"

Разделы: Русский язык, Начальная школа


Цель:

  • Закреплять понятие «большая буква» в именах, фамилиях, отчествах, кличках животных и географических названиях.
  • Развивать речь, мышление, внимание, память, наблюдательность детей.
  • Воспитывать любовь к животным.
  • Сохранение и укрепление здоровья учащихся.

Оборудование: изображения животных (коровы, собаки, кошки и т.д.), 2 карты, стихотворение Измайлова на каждую парту.

Ход урока

Какое сейчас время года? Зима, а это холода, морозы. И чтобы вы не заболели, ваши мамы стараются давать вам больше витаминов, но не все витамины вкусные и сладкие. Представьте, что мама просит вас съесть целый лимон. Какое у вас будет лицо? Надеюсь, вы не с таким кислым выражением лица пришли на урок. А теперь представьте, что кушаете что-то вкусное. Вот такое выражение лица, я надеюсь, будет у вас до конца урока.

1. Мобилизующий этап.

У. Начнем наш урок русского языка с такого задания. Две девочки Оля и Маша имеют разные фамилии – Петрова и Сидорова. У Оли фамилия Сидорова. Какая фамилия у Маши?

Д. У Маши фамилия Петрова.

У. Что вы можете сказать о словах в этом задании?

Д. Слова Маша и Петрова пишутся с заглавной буквы.

У. Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке?

2. Постановка задачи

У. Сегодня класс отправляется в Страну больших букв, вспомните, когда вы впервые познакомились с большой буквой и что о ней узнали?

3. Минутка чистописания

На доске слова: яблоко, каток, Костя, океан, ракита.

У. Найдите лишнее слово. Почему?

У. Букву, которую вы будете писать на минутке чистописания, вы угадаете сами. Для этого найдите общее в этих словах.

Д. В каждом слове имеется буква К.

У. Охарактеризуйте звук, который обозначает буква К в данных словах.

Д. Согласный, глухой, парный; в словах яблоко, Костя и каток – твёрдый, а в словах океан и ракита – мягкий.

У. Определите порядок следования букв в данном ряду: Кка Ккя Кке Кк…

Д. Заглавная К, строчная к, гласная буква с начала алфавита чередуется с заглавной К, строчной к и гласной с конца алфавита.

У. Продолжите эту запись, ориентируясь на алфавит.

У. Посмотрите на доску. Здесь какая то карта с непонятным названием. Скажите, что нужно сделать, чтобы получилась понятная фраза? (2 карты)

Д. Разделить на слова. Их здесь три.

У. Запишите. О чём надо помнить?

Д. Начало пишу с большой буквы. В конце ставлю точку. (под этой картой карта Барабинского района)

У. Почему Барабинск пишется с заглавной буквы?

У. Что ещё пишется с заглавной буквы? (название улицы К.Маркса, название озера Новочёрновское)

4. Зрительно-слуховой диктант.

У. Прочитайте стихотворение Измайлова и подумайте, в каких строчках, на ваш взгляд, заключена главная мысль.

Буква обычная выросла вдруг,
Выросла выше всех букв-подруг.
Буква расти не сама захотела,
Букве поручено важное дело.
Ставится буква у строчки в начале,
Чтобы начало все замечали.
Имя, фамилия пишутся с нею,
Чтобы заметней им быть и виднее,
Чтобы звучали громко и гордо
Имя твоё, имя улицы, города.
Буква большая – совсем не пустяк!
В букве большой уважения знак!

Д.

Буква расти не сама захотела,
Букве поручено важное дело.

У. Вот сегодня на уроке и подведём итог тому, что же пишется с большой буквы и почему. Давайте по порядку. Найдите и прочитайте ещё раз то, что мы обязаны замечать всегда

Задание 1. Найдите начало своего предложения и запишите его. (1 ряд пишет 1 предложение, второй – 2, третий – 3)

Очень любит Галочка быструю скакалочку серый волк в густом лесу встретил рыжую лису волки там по лесу рыщут, пищу ищут 

Задание 2. Образуйте от имени фамилию и запишите её. Работа по парам. (каждой паре карточка с именем)

Михаил, Денис, Сергей

5. Физкультминутка.

У. Я буду читать стихотворение. Если прозвучит слово, которое пишется с маленькой буквы, вам надо присесть. Если услышите слово, которое пишется с заглавной буквы, надо подпрыгнуть и хлопнуть в ладоши над головой.

Кошка Пушинка,
Собака Смешинка,
Петух Крикун,
Козёл Бодун,
Воробей Тишка,
Поросёнок Гришка,
Красивая синичка.
Как напишешь клички? 

6. Словарно-орфографическая работа.                          

Составьте слова, используя буквы игрового поля и ориентируясь на шифр.

     А     Б     В     Г  
1 Ю К В М
2 О П Л А
3 Н Р К Д
  4   О О И Е

ШИФР:

Б1 А2 Б3 А4 В1 Г2
Г1 А2 В3 Б4 В3 А4

Д. Корова и молоко.

У. Что обозначает слово корова? Что обозначает слово молоко. Что общего в словах молоко и корова?

Д. Корова даёт молоко. Буквы, которые нужно запомнить – две буквы о.

У. Давайте дадим кличку корове. А молоко мы можем как-нибудь назвать?

7. Закрепление

У. А теперь выполним упражнение, в котором есть одно из этих слов.

Жили-были
Дед да баба
С маленькою внучкой.
Кошку рыжую свою
Называли Жучкой.
А Хохлаткою они
Звали жеребёнка.
А ещё была у них
Курица Бурёнка,
А ещё у них была
Собачонка Мурка,
А ещё – два козла –
Сивка да Бурка.

Что заставило вас улыбаться?

Д. Как смешно назывались животные. Поэт перепутал все клички.

У. Давайте наведём порядок и напишем правильно.

Дети выполняют задание.

Вопросы к заданию:

  • Почему только кошке можно дать кличку Мурка?
  • Кого называют Бурёнкой?
  • Любую ли корову можно назвать так?

А теперь сыграем в игру «Угадай-ка». Я буду называть имя и отчество ученика нашего класса, а вы угадаете фамилию, и мы все вместе её запишем.

  • Кристина Андреевна …
  • Дарья Павловна ….
  • Анастасия Алексеевна …

У. Как вы думаете, почему фамилия пишется с заглавной буквы?

Д. Это имя семьи, а его мы должны произносить с гордостью, и писать с большой буквы

Задание 3. Образуйте от имени Николай отчество и фамилию и запишите.

– Кому доводилось слышать о богатыре Илье Муромце? А задумывались ли вы над тем, Муромец – это фамилия или отчество?

Свободные высказывания детей.

В чистом поле пыль поднимается,
Илья Муромец, сын Иванович,
Ко гнезду Соловьему приближается…

Как же звать героя по имени-отчеству? Запишите.

Д. Илья Иванович Муромец.

8. Комментированное письмо.

Все вы читали произведение Э.Успенского "Дядя Фёдор, пёс и кот". В какой деревне они жили? Как вы думаете, почему деревня так называлась? (Дядя Фёдор и кот Матроскин жили в деревне Простоквашино.)

У. Имена, отчества, фамилии, клички животных – всё это пишется с заглавной буквы, но мне кажется, мы про что-то забыли.

Д. С большой буквы пишутся ещё географические названия.

У. Приведите примеры слов – географических названий.

Диктовка

Кот Мурзик, город Барабинск, Петя Иванов (взаимопроверка)

9. Итог урока.

(по картам, картинкам и своим ФИО)

Дети рассказывают, где и почему встречается большая буква, приводя в доказательство примеры.

А теперь покажите, какое у вас настроение. Давайте возьмёмся за руки, закроем глазки и постараемся передать хорошее настроение друг другу.

10. Домашнее задание

Придумать сказку о большой букве.