Тьюторское сопровождение при реализации проекта "Духовно-нравственное становление личности как субъекта культуры посредством организации краеведческой работы в школе"

Разделы: Администрирование школы, Внеклассная работа


Российская современность пробуждает повышенный интерес к истории и культуре донского казачества, которое становится активным субъектом настоящего и будущего страны. Шолоховский край обладает богатейшим культурным наследием, которое необходимо передать подрастающему поколению. Краеведение является одним из источников обогащения учащихся знаниями родного края, воспитания любви к нему и формирования гражданских понятий и навыков. Оно раскрывает связь родного края, района, села с великой Родиной, помогает уяснить единство каждого с жизнью нашей страны, почувствовать причастность каждой семьи к историческому прошлому и признать своим долгом стать достойным наследником лучших традиций родного края. Поэтому необходимость работы по патриотическому воспитанию школьников в настоящее время ни у кого не вызывает сомнения. Систематическая работа в этом направлении организована в МОУ Колундаевской СОШ.

Совместно с педагогами, учащимися и родителями был создан проект: «Духовно-нравственное становление личности как субъекта культуры посредством организации краеведческой работы в школе».

В центре данного проекта ученик, для которого школой созданы условия для общекультурного и личностного развития.

Основная цель проекта направлена на преодоление бездуховности подрастающего поколения, развитие умений видеть, ценить и созидать богатства Донского края посредством деятельностного подхода, когда ребёнок через практический опыт приобретает социально-значимые навыки.

Важная роль в реализации проекта принадлежит тьютору.

Тьютор – педагог-наставник – явление новое и редкое в сельской школе. Тьютор, как специалист, сопровождающий процесс самостоятельной познавательной деятельности ученика, призван оказать непосредственное влияние на формирование учебной, социальной и других видов компетентностей ученика. Он меняет школу, задавая ее инновационность. Реализуя уклад и нормы, заложенные в проекте, тьютор начинает работать с группой учащихся и отдельным учеником в другой рамке – внутришкольной. Ведь для ученика жизнь по такому укладу – это новая практика, где нормы социального взаимодействия партнеров не даются как готовые, уже заданные в некоторой традиции, а должны обсуждаться, обновляться и достраиваться.

Для каждого ученика с учетом его индивидуальных особенностей – психологического состояния, способностей, готовности к обучению, манеры поведения и типа мышления - создаются индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальное пространство.

Разработка совместно с учащимися индивидуальных программ самообразования, проведение учебно-исследовательской работы, выполнение исследовательских проектов под руководством тьютора, курирование старшеклассниками деятельности учащихся среднего звена, а подростками – младших школьников, организация творческих встреч, выставок, семинаров, конференций внутри школы и в рамках межшкольных мероприятий, сотрудничество с Государственным музеем-заповедником М.А.Шолохова - всё это, на мой взгляд, эффективно способствует личностному развитию школьника.

В нашей школе востребована проектная методика как инновационная педагогическая технология, предполагающая организацию самостоятельной исследовательской деятельности учащихся. Руководит этой деятельностью Ажога Н.В., он является членом творческой группы при РМК по организации проектной деятельности учителей и учащихся. Тьютор вместе с воспитанником проходит путь его образовательного интереса. Образование становится индивидуально направленным. Тьютор сопровождают ребенка при обучении, помогают ему сформироваться как личности. Тьютор помогает учиться другим и одновременно учится сам.

Ученикам школы предоставляется возможность участвовать в поисковой деятельности, самостоятельно разрабатывать и осуществлять проекты, работая в исследовательском режиме в научном обществе «Эрудит».

Обязательным условием является способность учащихся самостоятельно апробировать на практике в Школе практического опыта результаты своей научной деятельности. Дети могут заняться лозоплетением, резьбой по дереву, приготовлением донских блюд, вышиванием народных костюмов.

Несколько учащихся нашей школы обучаются в областной краеведческой очно-заочной школе. Дети самостоятельно выполняют контрольные работы, готовят разного рода проекты. Тьюторы лишь помогаем добывать знания, т.е. максимально эффективно использовать разнообразные учебные материалы, Интернет, практический опыт других обучающихся.

Такая организация творческого взаимодействия всех его участников уже даёт хорошие результаты. Учащиеся нашей школы принимают активное участие в конкурсах и олимпиадах разных уровней. На протяжении ряда лет исследовательские работы эколого-краеведческой направленности занимают призовые места

           Во внеурочное время реализуется дополнительное образование по программе «Моя земля» в кружках: «Юный краевед», «Краеведческий туризм», «Народные промыслы», «Юный эколог», «Традиции и обряды Дона», «Юные патриоты Шолоховского края».

Школа очень тесно сотрудничает с музеем-заповедником М.А.Шолохова, реализуя совместный проект «Казачье образование». Координируются авторские и индивидуальные программы, проекты, Школьный музей донского казачества, который тесно взаимодействует с детскими школьными организациями «Лучик» и «Дон», объединяющими школьников поисково-исследовательским движением «Забытые хутора».

Данное движение является ключевым и определяет направление деятельности всех составляющих проекта. Углубление знаний учащихся по истории родного края основано на изучении архивных материалов, исторических источников, научных работ в области археологии, наблюдений, сделанных в процессе полевых исследований и предполагает осмысление учащимися места и роли исторических событий, происходящих на донской земле – малой Родине.

Главная цель образования в МОУ Колундаевской СОШ – это развитие личности учащихся на основе способов деятельности.

Особенностью реализации деятельностного подхода при разработке данного проекта является то, что цели краеведческого образования в школе представляются в виде системы ключевых задач, отражающих направления формирования качеств личности. Такое построение целей позволяет обосновать не только способы действий, которые должны быть сформированы в учебно-воспитательном процессе, но и содержание краеведческого образования в школе.

Актуализация деятельностного подхода при разработке данного проекта обусловлена тем, что его последовательная реализация повышает эффективность краеведческого образования по следующим показателям:

  • придание результатам образования социально и личностно значимого характера;
  • более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися, возможность их самостоятельного движения в изучаемой области;
  • существенное повышение мотивации и интереса к учению у обучаемых.

Поставленные цели соответствуют актуальным направлениям педагогического поиска, определены как путь разрешения описанных выше противоречий современной школы, предполагают создание образовательной среды, адекватной для развития таких качеств личности школьника, как патриотизм, гражданская ответственность, культура исторического мышления, информационная культура, креативность, толерантность; выдвинуты с учетом наиболее эффективных путей совершенствования образовательного процесса, апробированных в опыте работы педагогического коллектива школы.

Выделение данных задач обусловлено потребностью коллектива школы в развитии наиболее ценных в содержательном и методическом отношении направлений ее инновационной деятельности, прошедших многолетнюю апробацию, доказавших на практике свою эффективность, позволяющих на основе гибких организационных форм (исследовательская деятельность, экскурсии, интегрированные уроки) реализовать стратегию системных изменений в массовой школе в направлении органичного внедрения личностно-ориентированных образовательных технологий.

Учащиеся нашей школы ежегодно принимают активное участие в литературных конкурсах по творчеству М.А.Шолохова, проводимых государственным музеем-заповедником М.А.Шолохова. Награждаются благодарственными письмами в конкурсах декоративно-прикладного искусства.

Особый интерес проявляют школьники к детско-юношескому региональному общественному экологическому движению «Шолоховский родник», основным направлением которого является изучение топонимических объектов, природных достопримечательностей, связанных с творческой и общественной деятельностью М.А.Шолохова.

В 2006 году команда школы «Неутомимые исследователи местности» заняла 3 место в I туре VII слёта детско-юношеского движения «Шолоховский родник». В 2007 году команда школы «Неутомимые исследователи местности» заняла 1 место в I туре VIII слёта детско-юношеского движения «Шолоховский родник» и 2 место в во 2-м туре международного слёта «Шолоховский родник». В 2008 году учащиеся нашей школы также сохранили за собой 1место в I туре IX слёта детско-юношеского движения «Шолоховский родник», награждены благодарственными письмами музея-заповедника М.А. Шолохова.

Под руководством тьюторов эффективно осуществляется работа по экологическому направлению. Школьники старших классов были отмечены благодарственными письмами Шолоховского территориального отдела лесничества, ГАУ «Лес». Школьное лесничество помогало в посадке лесных насаждений, дети чистили родники в хуторе Гороховском, участвовали в акции «Многолетний дуб». Теперь наши школьники чётко знают, что мудрость казаков полностью обоснована: «Где вода, там лес, где лес, там и вода». А значит и человеческая жизнь.

В рамках празднования 62-летия Победы был разработан проект «Вечной памятью живы». В ходе его реализации собраны анкетные данные о ветеранах Великой Отечественной войны, о боевых действиях, в которых они принимали участие, налажена шефская помощь ветеранам Великой Отечественной войны, обновлены организационные формы и технологии поисковой работы, собраны сведения о братской безымянной могиле в х. Алимовском, в которой похоронено более 600 человек и военном госпитале в хуторе Колундаевском. Все собранные сведения отражены в районной газете «Тихий Дон».

Такая организация творческого взаимодействия всех его участников направлена на преодоление бездуховности подрастающего поколения, развитие умений видеть, ценить и созидать богатства Донского края, духовные ценности культуры.

Словом, нашей школе есть, чем гордиться. Привлекая учащихся к активной поисковой работе, решается задача воспитания патриотов, истинных граждан Отечества.

Помнить свои корни и любить свою Отчизну – это долг каждого русского человека.

Календарный план реализации проекта «Духовно-нравственное становление личности как субъекта культуры посредством организации краеведческой работы в школе» (Таблица).