Речевое развитие детей на уроках обучения грамоте и литературного чтения в 1-м классе

Разделы: Начальная школа


Чтение – основное средство обучения, инструмент познания окружающего мира, развития интеллектуального потенциала ребенка. В связи с этим чтение выступает необходимым компонентом деятельности школьников любого возраста. Но особое значение становление навыка чтения приобретает в начальной школе и особенно в 1-м классе, когда создается база для усвоения всех учебных дисциплин.

Учителя-практики согласятся с высказыванием В.А. Сухомлинского о том, что “если в начальной школе дети мало читали, у них складывалась структура малодеятельного мозга”.

Жизнь показывает, что если ученик научился читать в период обучения грамоте, то он в коллективе класса занимает заметное место, верит в свои силы, и, наоборот, если ребенок не овладел чтением, он чувствует какую-то ущербность, теряет веру в свои силы, в способность успешно учиться и в коллективе класса находится в тени. Морально он будет переживать свой недостаток и не сможет полностью реализовать в школе свои способности, то положительное, что в нем заложено.

Почти все личностные качества: вкусы, привычки, характер, темперамент закладываются у человека в детстве. И очень важную роль в становлении личности играет речь. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими: он может понятно выразить свои мысли и желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре и т.д. И, наоборот, неясная речь ребенка весьма затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает тяжелый отпечаток на его характер. Очень остро встает вопрос о чистоте детской речи с приходом ребенка в школу.

С первого дня пребывания в школе ребенку приходится широко пользоваться речью: отвечать в присутствии всего класса, задавать вопросы, читать вслух и недостатки речи обнаруживаются сразу. Для того, чтобы правильно произносить звуки и слова, ребенок к поступлению в школу должен хорошо овладеть координацией чрезвычайно тонких движений речевых органов: губ, языка, голосовых связок, хорошо научиться регулировать свое дыхание. Прекрасно, если ребенок посещал детский сад и за развитием его речи наблюдали специалисты: воспитатели, врачи, логопеды, психологи, своевременно и качественно помогали родители. Но как быть с детьми, которые до 6-7 лет воспитывались в домашних условиях и родители не были заинтересованы в том, чтобы вовремя заметить недостатки в речевом развитии своего дитя и попытаться устранить их с помощью специалистов.

Поступление ребенка в школу является стартовой точкой нового этапа развития. Он должен быть готов к новым формам сотрудничества со взрослыми и сверстниками, к изменению социальной ситуации развития.

Очень часто результатом неуспеваемости, школьных неврозов, повышенной тревожности является неподготовленность ребенка к обучению. Эти явления чаще, чем хотелось бы, сохраняются и надолго закрепляются у многих детей, поступивших в школу.

Одним из важнейших показателей готовности ребенка к школе является владение им связной, грамматически и фонетически правильной речью.

В настоящее время учитель начальных классов имеет широкий выбор учебников, дидактического материала, что позволяет ему творчески и ответственно построить учебно-воспитательный процесс. Опираясь на личностные способности, умения и навыки первоклассников, учитель находит собственные оригинальные методы и приемы обучения детей связной речи и элементарному чтению.

Понимая значимость обучения чтению в образовании детей и в связи с особенностями речевого развития обучающихся большую роль имеет использование речевых разминок на уроках обучения грамоте и литературного чтения в 1-м классе.

Речевая разминка вырабатывает четкое произношение, правильную артикуляцию, внимание, выразительность, единый темп чтения, память, обогащает речь, несет воспитательный заряд.

Приступая к работе, необходимо учитывать специфические возможности речевого развития, как отдельного ученика, так и всех учеников вместе, чтобы при обучении осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход на уроке.

Работу по речевому развитию детей следует начать в подготовительный период при изучении гласных звуков [а], [о], [у], [и], [ы].

Здесь особое внимание уделяется образованию, артикуляции и произношению этих звуков. Можно использовать такие игровые упражнения:

1) Доктор смотрит горло.

Девочка баюкает куклу.

На доске запись: А-а-а-а-а.

2) Игра “Паровоз”

На доске запись: У-у-у-у-у.

3) Ребенок плачет.

Уа! Уа! Уа! Уа!

4) Болит зуб.

О! О! О! О!

На последующих уроках при изучении согласных звуков и букв объем материала для фонетической зарядки увеличивается.

5) Как рычит собака.

Р-р-р-р-р.

6) Как пищит комар.

З-з-з-з-з.

7) Шарик лопнул.

Ш-ш-ш-ш-ш.

8) Как ежик фыркает.

Ф-ф-ф-ф-ф.

Детям очень нравятся задания по ленте букв. Кроме того, в 4-м классе они уже сами придумывают задания и с удовольствием их выполняют.

Задания по ленте букв:

АОИЕЮЯЭЫЁУОЯЕЮИ

  • Называем быстро звуки по порядку;
  • Произносим звуки нараспев;
  • Называем звуки через один;
  • Называем звуки, которые смягчают согласные;
  • Называем звуки, которые обозначают твердость согласных;
  • Пропеть звуки на мотив детской песенки;
  • Произносим звуки, увеличивая громкость по нарастающей, и наоборот, уменьшая громкость до шепота;
  • Прочитать как стихотворение.

Таким образом, дети называют гласные звуки несколько раз, при чем буквы детям предлагаются как печатные, так и письменные, как заглавные, так и строчные.

Для более эффективной работы предлагается 10 вариантов набора согласных букв.

  1. ФЩМЖДШХЧМКБПРВС
  2. НБСМНПРЛКФХЦЧШП
  3. БСЛНРГЛЦМБДФЖЦЖ
  4. ПТКЗРМВДГБФКЗРЧ
  5. МФТЧСБНПЖЛЧШГХР
  6. ЗСЧКТФТЩДМЛХВДМ
  7. ДГРШКТБСТЦТРСЧШ
  8. КПШЛЦЗЧКЛНВДЩФТ
  9. ТРГХДКВЧТБЛМНЗК
  10. ШЧЖНБВДЗТГПЧХБК

Дети с удовольствием выполняют различные задания по ленте:

  • Произнесите согласные звуки отрывисто;
  • По восходящей и обратно по нисходящей (громкость);
  • Произнести через 1,2,3 буквы;
  • Назовите правильно все буквы на ленте;
  • Прочитайте прямые слоги с гласной по вашему выбору;
  • Прочитайте обратные слоги с гласной по выбору;
  • Прочитать в стиле скороговорки;
  • Пропойте прямые слоги на мотив любой песни;
  • Произнесите только твердые согласные звуки (мягкие, звонкие, глухие, шипящие).

Ежедневно на уроках обучения грамоте также ведется работа со слоговыми таблицами.

Задания разнообразные, применяются как индивидуальные, так и групповые формы работы. Например:

  • Чтение слогов по лесенке вверх-вниз;
  • Чтение слогов в строчке, столбике с интонацией радости, печали, удивления, вопроса и т.д.;
  • Упражнение на выделение ударного слога с последовательным переносом ударения с первого на второй, а затем на третий.
    на – на – на на – на – на на – на – на
    но – но – но но – но – но но – но – но
    ну – ну – ну ну – ну – ну ну – ну – ну
    ны – ны – ны ны – ны – ны ны – ны – ны
    ни – ни – ни ни – ни – ни ни – ни – ни

При изучении согласных звуков, трудных при произношении, я подбирается речевой материал, направленный на решение двух основных задач: автоматизация нового звука и его дифференциация от сходных звуков.

Под автоматизацией звука понимается приобретение ребенком прочного навыка правильного произношения этого звука в повседневной речи. Так при изучении звука [ж] для автоматизации данного звука предлагается такая таблица:

жа – жа аж – аж жда – жда ажа – ажа
жо – жо ож – ож ждо – ждо ожо – ожо
жу – жу уж – уж жду – жду ужу – ужу
жи – жи иж – иж жди – жди ижи – ижи

Под дифференциацией понимается овладение навыком уместного употребления звука в речи, без смешения его с другими звуками.

Для дифференциации звуков [з], [ж] можно использовать следующую таблицу:

за – жа – за зда – жда – зда аза – ажа – аза
зо – жо – зо здо – ждо – здо озо – ожо – озо
зу – жу – зу зду – жду – зду узу – ужу – узу
зы – жи – зы зды – жды – зды ызы – ыжи – ызы

Работа с чистоговорками и скороговорками, развивает речевой аппарат учащихся, чистоту звука, а затем и интонацию. Скороговорки сначала читаются в темпе разговорной речи, не очень быстро, так как у учащихся еще не выработано правильное произношение. Интонация отрабатывается с помощью заданий такого вида: “ Прочитай скороговорку с целью удивить, порадовать, огорчить, пожалеть кого-либо. Прочитай с вопросом, с восклицанием и т.д.”.

В. Шахиджанян писал: “ В скороговорках необходимо преодолеть все трудные словосочетания. Важно произносить сложное слово по слогам, пусть в медленном темпе, но произносить без каких-либо затруднений, осечек и оговорок, проговаривайте каждую скороговорку сначала беззвучно, но артикулируя, затем переходите на шепот и лишь потом – вслух, сначала в медленном темпе, потом в быстром, но помните о четкости произношения”.

Начать работу следует с более легких скороговорок. Например: “Сани у Сони”, “Пили пила пока остра”. Далее тексты усложняются, например: “У Кондрата куртка коротковата”, “Мама мыла Милу мылом. Мила мыло не любила”, “Идут бобры в сыры боры. Бобры храбры, для бобрят добры”. Для многократного повторения можно использовать стихотворения – скороговорки:

Забавной обезьяне
Бросили бананы,
Бросили бананы
Забавной обезьяне.

Дайте осинке
Пальто и ботинки,
Надо погреться
Бедной осинке.

У быка губа тупа,
Тупа губа у быка.

Пять утят, пять опят.
У Вити утята, у Пети опята.

Из-под Костромы, из-под Костромицы
Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках.
Везет да скороговорками так и сыплет:
Мол: у гусыни усов не ищи, не сыщешь.
Мол: тетерев сидел на дереве
От дерева тень тетерева.
Мол: чижик в чаще чушь чирикал.
Марина грибы мариновала.
Села мышка в уголок
Съела бублика кусок.
Дудку дал Додону дед,
Дед, которому сто лет.

Особое место в общем, развитии ребенка занимает игра. Большое значение игре придавал А.С.Макаренко: “У ребенка есть страсть к игре, и надо ее удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь – это игра”. Касаясь вопроса о влиянии игры на формирование всех психических процессов у ребенка, советский психолог Д.Б.Эльконин совершенно определенно делает вывод: “Специальные экспериментальные исследования показывают, что игра влияет на формирование всех основных психических процессов, от самых элементарных до самых сложных”. В методической литературе по логопедии выделяют 2 группы игр: подготовительные игры и игры для формирования правильного звукопроизношения. Подготовительные игры делятся в свою очередь на следующие группы:

  • Развитие слухового внимания;
  • Развитие речевого слуха;
  • Развитие фонематического слуха;
  • Развитие артикуляционной моторики;
  • Развитие физиологического дыхания;
  • Развитие речевого дыхания;
  • Развитие голоса.

В настоящее время имеется широкий выбор методической и специальной литературы, где предлагаются разнообразные, увлекательные, познавательные задания и игры по развитию общей речевой культуры детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Задача учителя – разобраться в этом многообразии и взять для своей работы самые необходимые материалы.

Дети любят и хотят играть всегда и везде (на переменах и на уроках), с удовольствием придумывают новые игры, вносят свои поправки в давно известные. Кроме того, игра способствует вовлечению всех детей в творческий процесс, развивает интерес к учебе. Большую помощь в работе оказывают книги В.Волиной “Веселая грамматика” и “Учимся играя”.

По мнению В.А.Сухомлинского, интерес к учению есть там, где есть вдохновение, рождающее успех.

Игры на развитие фонематического слуха.

Красный – белый.

Цель: нахождение звука в словах, воспринятых на слух.

Оборудование: по два кружка на каждого ребенка (красный и белый).

Описание игры. Учитель предлагает детям внимательно вслушиваться и определять, в каком слове есть заданный звук. Если в слове заданный звук есть, дети должны поднять красный кружок, если нет – поднимают белый кружок.

Звенит – жужжит.

Цель: дифференциация звуков з-ж.

Описание игры. Выбирается водящий. Он выходит из класса. Оставшиеся дети придумывают каждый по одному слову, в названии которого есть звук З или Ж. Водящий, вернувшись, подходит к каждому ребенку, и тот говорит ему слово. Если водящий слышит в слове звук З, то он говорит ему “Звенит”, если слышит звук Ж, то он говорит: “Жужжит”. Оцениваются и ответы водящего, и придуманные детьми слова.

Кто больше?

Цель. Нахождение звука в названиях предметов по картине.

Оборудование. Сюжетная картинка, на которой изображены предметы с определенным звуком.

Описание игры. Педагог показывает детям картинку, например, “Огород”. После рассматривания картины педагог предлагает рассказать, что собирают дети на огороде. Затем перед детьми ставится задача сказать, в названии каких предметов имеется звук “р” или звук “с”. За каждое слово дается жетон. Выигрывает тот, у кого больше жетонов.

Кто больше слов придумает?

Цель: Активизация словаря, автоматизация разных звуков.

Оборудование. Мяч, фанты.

Описание игры. Учитель называет какой – нибудь звук и просит детей придумать слова, в которых встречается этот звук. Затем дети образуют круг. Один ученик бросает кому – нибудь мяч. Поймавший мяч должен сказать слово с нужным звуком. Он получает фант. Тот, кто не придумал слово или повторяет уже сказанное кем – либо, фанта не получает. Победитель определяется по количеству набранных фантов.

Игры для формирования правильного звукопроизношения.

Тишина.

Цель: Автоматизация звука Ш.

Описание игры. Водящий стоит у одной стены, а все остальные дети – противоположной. Дети должны тихо, на цыпочках подойти к водящему; при каждом неосторожном движении водящий издает предостерегающий звук ш- -ш – ш, и нашумевший должен остановиться. Кто первым дойдет до водящего, сам становится водящим.

Жуки.

Цель: Автоматизация звука “ж”.

Описание игры. Дети (жуки) сидят в своих домиках (на стульях) и говорят:

Я жук, я жук,
Я тут живу,
Жужжу, жужжу:
Ж-ж-ж-ж.

По сигналу учителя жуки летят на полянку. Там они летают, греются на солнышке и жужжат: ж-ж-ж…. По сигналу “Дождь” жуки летят в домики (стулья).

Воробушки.

Цель: Автоматизация звука “ч” в звукоподражании.

Описание игры. Дети (воробушки) сидят на стульях (в гнездышке) и спят. На слова учителя:

В гнезде воробушки живут
И утром рано все встают

Дети раскрывают глаза, громко поют:

Чирик – чик-чик, чирик- чик – чик!
Так весело поют. (Заканчивает учитель).

После этих слов дети разбегаются по классу. На слова учителя “В гнездышко полетели!” возвращаются на свои места.

Кто внимательный?

Цель: Автоматизация звуков с – з.

Оборудование. Картинки “Свисток” и “Звонок”.

Описание игры. Учитель показывает детям картинки и спрашивает: “Кто знает, как свистит свисток? (Дети отвечают: с-с-с…). А как звенит звонок? (Дети: з-з-з-…). А сейчас я посмотрю, кто из вас более внимательный. Я буду показывать то одну, то другую картинку, а вы произносите то звук “с”, то звук “з”.

Знаешь ли ты эти слова?

Цель: Автоматизация звука “р” в словах.

Описание игры. Педагог произносит фразу, не договаривая в словах слоги. Кто из ребят первый правильно произнесет недостающий слог, тот получает приз. Набравший большее количество призов выигрывает. Примерный перечень предложений: У нас ледяная го(ра). Кто мычит ко (рова). Вокруг перка за (бор). Под землей у нас мет (ро). В воротах стоит вра (тарь). У крота в земле но (ра). Чтоб писать нужна тет (радь). На улицах светят фона (ри).

Пила.

Цель: Автоматизация звука “л” в тексте.

Описание игры. Дети парами, взявшись руками крест – накрест, пилят дрова и говорят:

Запилила пила
Зажужжала, как пчела,
Опилила кусок,
Наскочила на сучок,
Лопнула и стала,
Начинай сначала.

Образовав новые пары, дети продолжают игру.

Кому что нужно?

Цель: Автоматизация звука “х” в словах и предложениях.

Описание игры. Учитель ставит на доске картинки и говорит: “Сейчас вы услышите маленькие рассказы. К каждому рассказу должна подходить одна из этих картинок. Вы угадаете какая и назовете ее.

Стали дети украшать елку. Повесили много игрушек. Осталось повесить что? (Хлопушку). Пришел доктор к больному ребенку. Что он надел? (Халат). Победитель тот, кто больше даст правильных ответов.

Игры на развитие голоса.

Эхо.

Цель: Развитие силы голоса и речевого дыхания.

Описание игры. Дети становятся в два ряда лицом друг к другу. Одна группа детей то тихо, то громко произносит: а, другая – тихо отзывается: а.Можно играть, употребляя гласные звуки, а также сочетания ау, уа, иа, ио.

Кто кого?

Цель: Развитие силы голоса и речевого дыхания. Активизация мышц губ и нижней челюсти.

Описание игры. Учитель вызывает двух детей и ставит их лицом друг к другу. По сигналу педагога дети одновременно начинают протяжно произносить сначала тихо, затем громко гласные звуки а, о, у, и, э. Кто дольше тянет звук, тот выигрывает. Сначала победителя определяет педагог. Затем можно поручить детям определять, кто победил. Учитель должен следить только за тем, чтобы дети не понижали силу голоса до конца звучания и не перенапрягали мышцы шеи.

Перебежки.

Цель: Развитие силы голоса. Активизация мышц губ.

Оборудование. Мел, стульчики.

Описание игры. Дети расходятся по своим домам (очерченные кружки, углы класса, стулья). По сигналу педагога один из детей вызывает другого по своему выбору: “Ау, Петя”. Петя в свою очередь отвечает ему: “Ау, ау, Вова” и они быстро меняются местами. Тогда Петя выбирает другого товарища и таким же образом меняется с ним местами.

Литературное чтение 1-й класс.

Тема: Е.И. Чарушин “Томка”.

Цель:

  • Познакомить детей с новым автором и его произведением;
  • Работать над техникой чтения;
  • Развивать артикуляционный аппарат обучающихся;
  • Развивать логическое мышление и воображение;
  • Отрабатывать звукопроизношение и четкую дикцию;
  • Расширять представления детей о животном мире;
  • Воспитывать любовь к животным;
  • Прививать интерес к чтению художественной литературы;

Оборудование: учебник “Родное слово”; лента букв, карточки со словами; выставка книг и иллюстраций Е.И. Чарушина.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Посмотрите, сколько гостей пришли к нам на урок чтения. А сейчас, закройте глазки и передайте привет вашим мамам, папам, бабушкам. Пожелайте им успехов. А себе мысленно скажите: “У меня сегодня все получится!”

- Скажите, ребята, а чему мы с вами учимся на уроках чтения? (Ответы детей).

На доске вывешиваются карточки: читать, говорить, размышлять, слушать.

С чего мы всегда начинаем наш урок? (С разминки).

II. Речевая разминка.

1.“Мозговая гимнастика”.

- Качания головой (это упражнение стимулирует мыслительную деятельность, облегчает приобретение навыков чтения): дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперед. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение. Подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию на груди по мере расслабления шеи. Выполнять 30 секунд.

- “Ленивые восьмерки” (это упражнение активизирует структуры мозга, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания): нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости “восьмерки” по три раза каждой рукой, а затем обеими руками.

- “Шапка для размышлений” (улучшает внимание, ясность восприятия и речь): “наденьте шапку”, т.е. мягко заверните уши от верхней точки до мочки три раза.

2.“Мозговой штурм”.

- Какие животные могут это делать?

  • Мурлычет –
  • Шипит –
  • Мычит –
  • Жужжит –
  • Каркает –
  • Ревет –

- Как звали девочку, уронившую в речку мячик?
- На груше росло 10 груш, а на иве на 2 груши меньше. Сколько груш росло на иве?

3. Артикуляционная гимнастика.

Дети выполняют упражнения по выбору:

  • “Чистим зубки”;
  • “Часики”;
  • “Грибок”;
  • “Лошадка”;
  • “Пароход”;
  • “Иголка”;
  • “Вкусное варенье”.

4. Работа по ленте букв.

  • Называем звуки “громко”, “тихо”;
  • Читаем прямые слоги с буквой “и”;
  • Читаем обратные слоги с буквой “у”;
  • Пропоем прямые слоги с буквой “а” на мотив детской песенки (по выбору учащихся).

5. Чтение слов на карточках:

  • Про себя;
  • Вслух, целыми словами: “охотник”, “щенок”, “грязнуля”, “помощник”, “деревяшка”, “уговаривает”, “обрадовался”.

III. Проверка домашнего задания.

Чтение наизусть стихотворения Ю. Могутина “Убежал”.

Чтение наизусть стихотворения Б.В. Заходера “Ежик”, инсценирование.

Чтение наизусть народной “Потешки”.

IV Физминутка – игра.

Назови детенышей животных.

У коровы – теленок.
У лошади – жеребенок.
У свиньи – поросенок.
У курицы – цыпленок.
У тигрицы – тигренок.
У кошки – котенок.
У собаки – щенок.

Ребята, а у кого из вас была или есть собака? Были ли у нее щенки? А какие щенки? (маленькие, смешные, глупые, забавные, пушистые и т.д.)

V. Новый материал.

1. Слово учителя.

Сегодня на занятии мы познакомимся с творчеством замечательного детского писателя Е.И.Чарушина и прочитаем его рассказ, который называется “Про Томку”.

Как вы думаете, о ком этот рассказ?

2. Чтение рассказа учителем.

3. Беседа с учащимися.

Понравился рассказ? Что особенно понравилось или запомнилось?

Какие мысли и чувства у вас появились?

4. Слово о писателе.

Е.И.Чарушин не только известный детский писатель, но и замечательный художник. Он пишет и сам иллюстрирует свои рассказы. Евгений Иванович очень любит животных. Писатель может подолгу наблюдать за ними, а затем интересно по-своему рассказать о них своим читателям. Е.И.Чарушин написал цикл рассказов про щенка, который так и называется “ПроТомку”. Если вам интересно узнать, какие приключения происходили с Томкой, вы можете взять в нашей библиотеке эту книжку и прочитать сами.

VI. Физминутка. Игра “Делай так, делай этак”!

VII. Работа с текстом.

А сейчас ребята вы будете самостоятельно читать этот рассказ.

Виды чтения:

  • Чтение хором, вместе с учителем;
  • Чтение про себя;
  • Чтение шепотом;
  • Жужжащее чтение;
  • Чтение вслух в полный голос.

На каждый вид чтения дается 30 секунд. Далее дети читают самостоятельно по своему выбору.

VIII. Беседа по содержанию.

Какие по характеру были щенки?
Почему автор выбрал для охоты именно Томку?
Как вы думаете, где и для чего могут быть полезны другие щенки?
Прочитайте в тексте, как Томка искал деревяшку?
Как вы поняли значение слова “толковый”?

Домашнее задание.

Прочитайте рассказ дома и нарисуйте рисунок. Каким вы себе представляете Томку?

VIV. Рефлексия.

Какое открытие сегодня на уроке вы для себя сделали?
Какие трудности возникали?
Что особенно запомнилось, понравилось на занятии?
Спасибо за работу на уроке!