В мире художественного слова повести "За тремя волоками" В.И. Белова (9-й класс)

Разделы: Литература

Класс: 9


Цели:

Воспитание любви к творчеству В. И. Белова, к “малой родине” через анализ повести “За тремя волоками” и использование литературоведческих понятий в собственной письменной речи.

Задачи:

  1. развивать коммуникативную компетенцию;
  2. учить пользоваться справочной литературой и словарями;
  3. подготовить обучающихся к самостоятельному литературному творчеству.

Занятие представляет из себя учебное исследование. Оно построено так, что класс работает и по группам, и коллективно. При этом выполнение общего задания зависит от индивидуальных усилий отдельного школьника. Основная задача учителя состоит в организации исследования учениками. Действия педагога направлены на то, чтобы выявить возможности обучающихся и разбить их на группы, пробудить интерес к изучаемой проблеме, раскрыть многообразие содержания изучаемого материала и наметить варианты его изучения, указать пути и методы самостоятельного и коллективного исследования. Работа обучающихся ведется при консультировании и общем руководстве учителя. Решение проблем, затронутых в произведении, приводит к развитию у ученика исследовательских умений.

Предварительное домашнее задание.

  1. Подготовить рассказ о жизни и творчестве В. И. Белова (индивидуально).
  2. Всем прочитать повесть “За тремя волоками”, выполнить задания по группам. Записать – для себя, как в дневник – откровенно свое первое впечатление.
  3. Группе иллюстраторов – нарисовать рисунки к произведению, выбрав любой эпизод (желательно по сюжету).
  4. Карточки – задания по группам.

Ход урока

1. Слово учителя.

Нравственные проблемы в литературе конца 20 века осмыслялись в произведениях писателей так называемой “ деревенской прозы”: В. М. Шукшина, Ф. А. Абрамова, В.И. Белова. Все они так же, как и их герои, по происхождению своему люди деревенские и убеждены, что русский человек веками вырабатывал свое отношение к крестьянскому труду, к окружающему миру, к Родине. В. И. Белов – наш земляк. Вспомните, какие произведения этого автора вы читали раньше? А знаете ли вы, что он когда-то жил у нас на Вохтоге?

2. Сообщение ученика. (Фотографии писателя на слайдах). Использован материал из “Хрестоматии по литературе” для 9 класса. Часть 2. Автор-составитель: С. Ю. Баранов.

Василий Иванович Белов родился 23 октября 1932 года в деревне Тимониха Харовского района Вологодской области. Детство его пришлось на тяжелое военное время. В первые послевоенные годы трудился в колхозе, затем освоил специальность столяра в школе ФЗО (фабрично-заводского обучения) г. Сокола. До службы в армии (1952-1955) он успел поработать в строительно-монтажном управлении на станции Вохтога и получил там еще одну специальность – моториста-дизелиста, был также электромонтером на одном из заводов г. Ярославля. Являлся сотрудником грязовецкой районной газеты, публиковал в местной печати рассказы и стихи, занимал должность первого секретаря райкома комсомола. Учился в Литературном институте им. Горького, жил в Москве. В 1964 году обосновывается в Вологде и посвящает себя писательскому труду. Им написаны такие книги, как “Деревенька моя лесная. Стихи”(1961), “Привычное дело”(1966), “Лад. Очерки о народной эстетике”(1982), роман “Кануны”, “Все впереди”, “Час шестый”, пьесы, публицистические статьи. Повесть “За тремя волоками” появилась в 1965 году. (Цели урока называют учащиеся.)

3. Анализ произведения.

  • Что запомнилось вам в этом произведении?
    Ученики отмечают эпизоды “ Майор в родной деревеньке”, “ Встреча с Катериной”, а также описание природы, обилие просторечных слов и выражений, яркую, образную речь героев.
  • О чем эта повесть?
    О “малой” родине, об отчем доме, о гибели русских деревень, о сохранении традиционной деревенской культуры.
  • Схема анализа художественного произведения показана на слайде. Урок проводится с использованием мультимедиа.

Композиция.

  • Карточка-задание 1 группе.
  • Кто рассказывает эту историю? Обратитесь к названию произведения. Что обозначает слово “волок”? Найдите значение слова в словарях.
  • Ответ 1 группы. Повествование ведется от лица автора. Ему знакома сельская дорога: “ Она так далека, что, если не знаешь песен, лучше не ходи, не езди по ней, не поливай потом эти 60 километров”. “Волок-участок земли между двумя судоходными реками, через который в старину перетаскивали судно для продолжения пути”. (С. И. Ожегов. “Словарь русского языка”)
  • Карточка-задание 2 группе. Что называется композицией произведения? Выделите элементы композиции в повести.
  • Ответ 2 группы. Основанием выделения частей в этом произведении может быть смена характера действий. Из экспозиции мы узнаем, что у майора нет имени, он сошел на знакомой станции, пытается найти машину. Завязкой действия будет эпизод, когда герой наконец-то отправляется с попутчиками на машине в родную деревню Каравайку. Кульминация-встреча майора с Катериной, которую он когда-то любил. Женщина сообщает о том, что деревни больше нет. Развязкой действия является эпизод, когда майор дошел до косогора и увидел, что деревня не существует.
  • Учащиеся зачитывают эпизоды, которые отражают последовательность частей произведения, рассказывают, с каким трудом преодолевают путь люди.
  • Сюжет произведения не сложен. В. И. Белов показывает, как кадровый военный преодолевает постепенно путь длиной в 60 километров. По дороге знакомится с разными людьми, вспоминает свое детство, юность, видит знакомые места. Три волока пришлось проехать ему, чтобы добраться до “малой” родины. (Рассматриваем рисунки учащихся).
  • Карточка-задание 3 группе. Охарактеризуйте героев. Найдите детали портрета в тексте. Выпишите слова и выражения, которые раскрывают характер и поведение персонажей.
  • Ответ 3 группы. Героями повести являются майор, безволосый парень (“новоженя”), мужчина в соломенной шляпе (“соломенная шляпа”), парнишка в сереньком костюмчике (Николай), Катерина, толстуха с дрожжами.

Портрет – изображение внешности героя (черты лица, одежда, фигура, поза, особенности мимики, жестов, походки, манера говорить, держаться) является в повести, как и в других произведениях, средством характеристики. Майор любит свою “малую” родину, стремится увидеть Каравайку. Он добрый (“…жалость к Мите кольнула сердце”). В. И. Белов использует безличное предложение, чтобы выразить чувства майора (“…и смешно, и грустно, и радостно” было ему). Не боится грязной работы, когда вынужден помогать шоферу. “Он теперь знал, что жил и рисковал иногда жизнью из-за нее, ради этой родины, ради ее людей, и все, что было с ним до этого, наполнилось теперь новым смыслом”– пишет автор об этом кадровом военном. Разбудила воспоминания в нем и встреча с Катериной, которую когда-то любил.(Зачитываем эпизод). Совсем другим человеком предстает перед нами мужчина в соломенной шляпе. Он, “…намертво вцепившись в борт, сидел молча”, когда все помогали шоферу. Не смог выдержать такой трудной дороги, на середине пути возвратился назад, хотя его и ждали родные. Наверное, поэтому писатель с иронией называет его “соломенная шляпа”. “Новоженя”, беловолосый парень, и Коля, сын Катерины, трудолюбивы, приветливы. Беловолосый парень недавно женился (“новоженя”), рос в семье, где было девять детей. В.И. Белов, рассказывая о родителях юноши, подчеркивает роль семьи в жизни человека. Катерина одинока, “…красива последней бабьей красотой…”, оштрафована за “охапку” сена для скотины.

  • Задание для 4 группы. Найдите описание природы в повести. Какую роль оно играет?
  • Ответ 4 группы. Пейзаж в произведении имеет изобразительное значение и служит дополнительным средством для более выразительного изображения душевного состояния героев, способствует раскрытию замысла автора. В повести “За тремя волоками” несколько пейзажных зарисовок. (Зачитываем некоторые из них). “…необычная тишина утра и запах мокрой травы и деревьев поразили” майора. А “…хмель, словно назло безлюдью, …вился кверху”, когда военный стоял у разрушенной деревни.
  • Карточка-задание 5 группе. Найдите средства художественной выразительности в повести. Для чего они служат? Каков язык произведения?

Ответ 5 группы. В повести заметны признаки северного диалекта, разговорного языка: “ к секлетарю”, “ по ей”, “тамотка”, “пондравилось”, “опеть”, “заместо его”, “евонное”, “бонба”, “эко место”, “ноне”, “сулят”, “ишшо”, “зетя-то”, “тилиграму”. Эти слова принадлежат сельским жителям, простым труженикам. В. И. Белов помогает понять читателям, что народ не только создатель всей материальной культуры, но и творец поэтического мира. Писатель, изображая речь героев, передает свое отношение к действительности, свои мысли о самом важном для человека – о добре и зле, о мире. “А то все войну сулят. Хоть и не первый дождь на голову, а не надо бы, парень…Всем крышка”, – говорит старик майору. Смысл высказывания создается у В. И. Белова в повести средствами фонетики (интонацией в речи сельчан) и средствами словообразования (“Олешка”, “батюшко”, “новоженя” ). Средства художественной выразительности показывают отношение писателя к событиям, героям, усиливают выразительность речи. Метонимию “ соломенная шляпа” автор применяет, когда речь идет о мужчине в соломенной шляпе, угрюмом, ленивом. Сравнения “золотым блином висела в небе луна”, “хмельник еще бодро топорщился пиками нескольких кольев”, “хмель спиралями вился кверху” показывают красоту русской природы. Метафора “ луну пополам разрезало плоское слоистое облачко” и антитеза “…свистели ракеты, а здесь была тишина” словно подчеркивают одиночество майора, его боль. Эпитеты, инверсии, параллелизм в песнях, которые пел старик, придают тексту народно – поэтический колорит. Эпитеты в повести не только рисуют картины, но и выражают чувства героев, указывают на внезапность происходящих перемен. Такая окраска языка говорит о том, что утверждаемый В. И. Беловым идеал – это народная правда, выработанная веками.

  • Вопросы учащимся:
  • Почему это произведение можно назвать повестью?
    Сюжет менее сложен, чем в романе. Изображаемые события объединяются в основном вокруг майора, главного героя.
  • Каков конфликт в произведении?

Конфликт можно назвать психологическим. В. И. Белов ставит своих героев в ситуацию нравственного выбора. Майор, несмотря ни на что, находит свою родную деревеньку, мужчина в соломенной шляпе возвращается назад, не выдержав трудной дороги. Такие герои, как Катерина, родители “новожени”, честно трудятся на родной земле, не покидают ее.

  • Какие проблемы можете выделить?
    Проблемы гибели русских деревень, любви к родному краю, преемственности поколений.
  • Раскройте содержание понятия индивидуальный стиль писателя.
  • Перечислите элементы художественной формы, слагающие литературный стиль. (Обращаемся к слайдам.)
Стиль.

Для современного понимания литературно-художественного стиля существенно следующее:

  1.  стиль является выражением глубокой индивидуальности;

  2.  он обладает эстетическим совершенством;

  3. он представляет собой содержательную форму;

  4.  он является свойством всей художественной формы произведения, а не только его речевой стороны, которая, впрочем, имеет для литературного стиля важнейшее значение.

Итак, стиль – это эстетическое единство всех сторон и элементов художественной формы, обладающее определённой оригинальностью и выражающее некое содержание. Слагаясь в стиль, все элементы формы подчиняются единой художественной закономерности, обнаруживают наличие организующего принципа.

Таким образом, главным стилевым принципом, закономерностью прозы В. И. Белова становится обращение к теме русской северной деревни, теме крестьянства, использование разговорного языка с целью создания мира сельских жителей в его природных, бытовых, речевых чертах.

  • Подводя итоги, сделаем выводы, расставим нравственные акценты. Любовью к русскому человеку, к русской деревне наполнено сердце В. И. Белова. Любовью и заботой о судьбе погибающей русской деревни. Герои повести выражают мысли писателя о жизни, об отношении человека к своей “ малой” родине. Человек будет жить до тех пор, пока жива его память об отчем доме. В повести “За тремя волоками” реальная дорога стала означать еще и путь в будущее, а родной “опечек” от дома майора символизирует отчий дом, который нужен каждому человеку, потому что придает силы, ведь сначала взрослые хранят детей, а потом молодые бережно заслонят стариков. Повесть “За тремя волоками” написана в 1965 году, но и сейчас стоят те же проблемы перед русской деревней. (Ученики называют такие села и деревни в нашей местности, как Сидорово, Демьяново, откуда люди вынуждены уезжать, так как нет работы.) А ведь совсем недавно это были большие поселения, и люди хотели там жить. Сейчас писатель по-прежнему занимает активную позицию. Он пытается осмыслить и запечатлеть в памяти сегодняшнего читателя вековые крестьянские традиции.
  • Рефлексия. Вопросы к классу. Что запомнилось сегодня на уроке? Что хотели бы узнать еще о творчестве В.И. Белова?

Учащиеся отмечают, что интересно было бы узнать о жизни писателя в Грязовце, о его работе в районной газете, о произведениях, написанных в последние годы.

  • Домашнее задание на выбор.
  1. Написать сочинение-отзыв о повести “За тремя волоками”.
  2. Написать сочинение-интервью с писателем В. И.Беловым.