Урок развития речи в 9-м классе

Разделы: Русский язык


Цели: учить находить и анализировать средства выразительности речи; углубить знания о видах придаточных; способствовать расширению аналитического и речеведческого опыта учащихся

Материал: Презентация, толковый словарь, учебник 9 класса, Приложение 2 с тестами, рассказ В.Набокова “Облако. Озеро. Башня”.

Ход урока

I. Актуализация.

  1. Выборочная проверка домашнего задания.
  2. Устный опрос. Понятие о сложноподчиненных предложениях. Виды придаточных.

II. Совершенствование умений и навыков.

Прослушайте шумовой эффект. (Слайд 1)

С чем ассоциируются у вас эти звуки? (С путешествием).

Итак, сегодня мы с вами поговорим о путешествиях. Для чего люди путешествуют? С какой целью? (Фронтальный опрос.)

Слово учителя. Действительно, у всех людей разные цели, но все же путешествия обычно связаны с познанием чего-то нового, необычного. Например, главный герой повести И.С.Тургенева “Ася” путешествовал для того чтобы собирать …лица. Для чего это ему было нужно, вы можете ознакомиться прочитав это произведение.

(Слайд 2)

Почему именно путешествие на поезде?

(Ответы учащихся.)

Нам помогут совершить путешествие картина французского импрессиониста Клода Моне “Поезд в сельской местности” и герой рассказа В.Набокова “Облако. Озеро. Башня” (краткий сюжет).

Ну что, отправляемся в путь. А чтобы не было скучно, займемся с вами лингвистическими упражнениями.

Работа с текстами

(К доске выходят 2 ученика и выполняют задания по карточкам. На доске два отрывка. Остальные выполняют в тетради. На партах учащихся листы с пронумерованными отрывками из рассказа).

1-й ученик (обычно слабоуспевающий) вставляет пропущенные буквы и расставляет знаки препинания, комментируя их постановку.

2-й ученик определяет виды придаточных и составляет их схемы.

Текст № 2. Задания. Определить стиль речи и обосновать свой выбор (художественный, т.к . имеются выразительные средства языка, есть главный герой).

Мы благополучно тронулись в путь (прослушать слайд 3).

О чем, по-вашему, думают в пути пассажиры нашего поезда? А о чем ваши мысли (фронтальный опрос).

Теперь прочитаем о чем думал наш герой? (Текст № 3 читает учитель.)

О чем этот текст? Определите тип текста. Найдите выразительные средства языка, которые сделали этот текст таким эмоциональным. (Найти, записать в тетрадь, прочитать, прокомментировать.)

Учащийся читает текст № 4, остальные слушают и рассматривают слайд  4.  Приложение

Сравним этот текст и нашу картину. Есть ли в них что-нибудь общее. Что именно? Скажите, чем веет от этого пейзажа?

Как и в любом путешествии, мы тоже приблизились к конечной станции (слайд 50). Чтобы быть справедливыми нам, наверно, надо узнать, что же стало с нашим героем. Какой финал вы бы избрали и почему? А вот что произошло на самом деле. Когда В.И. захотел остаться в этот благословенном крае, его насильно засунули, именно засунули в поезд.

Ученик читает текст № 5 (финал).

К сожалению именно такой грустный конец нашей солнечной истории придумал Набоков.

III. Итоги урока. Обмен мнениями о результативности урока, читательские впечатления о рассказе.

IV. Выставление отметок с комментарием.

V. Домашнее задание. Упражнение 100 (прочитать, определить основную мысль текста, указать сложноподчиненные предложения, определить вид придаточных, переписать, расставить знаки препинания).