Фенологические наблюдения – зима (старший дошкольный возраст)

Разделы: Работа с дошкольниками


Неживая природа

Здравствуй, гостья-зима!
Просим милости к нам
Песни севера петь
По лесам и степям. Н. Никитин

1. Наблюдение за состоянием погоды. Определить, какая она (пасмурная, хмурая, зимняя, морозная, ветреная, солнечная, скучная, радостная и т. д.)

2. Игра “Разведчики”

Цель: заметить, что изменилось в природе. Побеждает, увидевший большее количество изменений. (Вокруг белым-бело, морозец, снег поскрипывает под ногами, деревья нарядились в белые шубки и шапочки.)

3. Наблюдение за местоположением солнца утром и днем. Наблюдения проводить с одного и того же места.

Художественное слово

Стали дни коротки,
Солнце светит мало,
Вот пришли морозцы
И зима настала.
(И. Суриков)

4. Когда солнышко станет пригревать сильнее, предложить детям потрогать руками предметы, нагретые его лучами: скамейку, подоконник, рукав пальто.

5. Обратить внимание детей на время восхода и захода солнца.

6. Наблюдения за длительностью светового дня и ее последовательным изменением. Фиксировать в схеме-модели сокращение (увеличение) световой части суток.

7. Декабрь.

В Древней Руси декабрь называли:

– студень: на всю зиму землю студит;

– хмурень, т. е. пора хмурого неба и ранних сумерек;

– ветрозвон и ветрозим – настоящий первый месяц зимы с ее морозами, холодными ветрами и снегопадами;

– лютовей и лютень – лютует матушка-зима;

– просинец – в холодом небе нет-нет да проглянет голубая просинь.

8. Поговорки.

Декабрь – ночь года.

Декабрь год кончает, а зиму начинает.

День с воробьиный коготок.

Декабрь-стужайло на всю зиму землю студит.

Декабрь глаз снегами тешит, да ухо морозом рвет.

Зимой тулуп всякому люб.

9. 9.12 – медведь в берлоге накрепко засыпает.

10. 12.12 – зимоуказатель.

Утро красно быть декабрю ясным, снежно – быть метелям.

11. 22.12 – темный день, день солнцеворота.

Январь.

12. Холоден и студен первенец года, его коренной месяц – царь морозов, корень зимы, ее государь.

13. Он строгий, льдистый, ледяной, пора снеговеев.

В народе про январь говорят и так: студень, снеговик и трескун, лютый и лютовей. Году запевка, его начало и зачин, зиме середка, вершина зимы и ее макушка.

Это месяц ярких звезд, белых троп, синих льдов, прибывающего света, месяц ясного неба.

14. Январь, говорит народ, к весне поворот: году начало, зиме середина.

Мороз невелик, да стоять не велит

Художественное слово

р.н.п. “Мороз”
Мороз ─ старый дед,

Ему двести лет,
Мост сколотил,
Во всю реку намостил,
А весна пришла,
Мост разнесла

15. 19. 01 – крещенье, заправские морозы.

16. 29.01 – мороз и железо рвет, и птиц на лету бьет.

Февраль.

17.

Приспел месяц бокогрей,
Землю-матушку согрел,
Бок корове обогрел,
И корове, и коню,
И седому старику
Морозу Морозовичу.

Загадка.

Снег мешками валит с неба,
С дом стоят сугробы снега.
То бураны, то метели
На наш город налетели.

По ночам мороз силен,
Днем капели слышен звон,
День прибавился заметно.
Что, скажи, за месяц это?

18. Февраль зиму выдувает. Из-за частых ветров и злых вьюг февраль называли ветродуем, вьюговеем.

19. Февраль – перелом зимы. Это месяц неожиданностей, погодных перемен – зимобор, потому как с зимой борется.

20. Февраль называют:

крутень – за частые бураны и поземки, вьюги да метели;

бокогрей – начинает с боков пригревать солнышко.

21. Февраль – месяц лютый, спрашивает, как обутый.

22. 3.02 – коли погода ясная – к ранней весне.

23. 9.02 – день весну указывает: капель – в весну раннюю верь, солнечно – к красной весне, пасмурно – жди поздних метелей.

24. 15.02 – сретенье: зима с весной встретились впервые.

25. Поиграть с солнечными зайчиками.

Солнечные зайчики
Играют на стене,
Помани их пальчиком,
Пусть бегут к тебе.

26. Отметить признаки наступающей зимы: холод, мороз, снег, замерзшая земля.

27. Сумерки.

Загадка. Серое сукно тянется в окно.

28. После снегопада обратить внимание детей на то, как много снега вокруг.

Он лежит на земле, на деревьях и кустах, на скамейках, на крышах домов.

Художественное слово.

“Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит…”

Загадка.

“Он все время занят делом,
Он не может зря идти.
Он идет и красит белым
Все, что видит на пути”

29. Измерить толщину снежного покрова палочкой, делать на ней отметки, чтобы дети убеждались, что слой снега увеличивается.

Художественное слово: “Снег” р.н.п.

На всех снег садится,
Никого не боится,
Не горит в огне,
Не тонет в воде,
Всю зиму лежит,
А весной убежит.

30. Целую зиму отмечает сугроб, какая была погода. Взять лопату, разрезать сугроб. Он весь полосатый, слоистый. Цвет слоев разный.

О чем может рассказать белый слой? Серый? С веточками?

31. В морозную погоду предложить детям походить по снегу, послушать, как он скрипит. Объяснить, почему он скрипит (ломаются снежинки).

32. Рассказать детям о пользе снега для растений. (Он, как одеяло, укрывает траву, не дает замерзнуть корешкам и корням кустов и деревьев)

33. Чтобы показать, что снег легкий, пушистый предложить детям подбросить его вверх лопаткой, понаблюдать, как он падает, оседая на пальто, шапки, рукавички; сдуть с ветки кустарника.

34. Предложить детям слепить снежок в холодную погоду, а потом в оттепель. Подвести к выводу: в холодную погоду снег рассыпается, в теплую – липнет.

35. Наблюдение за движениями снега в тихую погоду, при сильном ветре. Дать определения этим явлениям – снегопад, пурга, вьюга, буран. Научить их различать.

Художественное слово

“А за окном, на улице
Метет метель, пурга,
И хлопья снега кружатся,
Зима, зима, зима…”

36. Во время метели понаблюдать, как снег поднимается с земли, переносится в другое место, с силой бьет в окна.

Предложить детям прислушаться, как завывает ветер.

Художественное слово.

Малохаткин
В любую щель
Метель метет,
Гуляет по земле
Маляр – зима.
Кусты, дома –
Все белит в феврале.

37. Если ветер поднимает снег над землей, закручивает его в столбики – это явление называется вьюгой.

38. Рассмотреть сугробы, появившиеся после метели. Предложить детям подумать, почему в некоторых местах сугробы выше, а где-то нет сугробов.

39. Наблюдение за свежевыпавшим снегом.

Д/и “Какой?”

Художественное слово. Г. Ладонщиков

Белым снегом все покрыло:
И деревья и дома,
Свищет ветер легкокрылый:
Здравствуй, зимушка-зима!

Опыт. Зачерпнуть белым блюдцем свежевыпавший снег, поставить блюдце в теплое место. Что произошло со снегом? (Растает, на дне блюдца образуется лужица грязной воды. Значит, снег был грязный.) Предложить детям подумать, что “пачкает” свежевыпавший снег? Почему после снегопада легко дышится? (К летящим снежинкам прилипают пылинки и другие грязные частички из воздуха. В результате воздух очищается, а снег загрязняется.)

40. Полюбоваться, как блестит снег в солнечную погоду при ярком свете. Подвести к выводу, что он блестит в солнечную погоду, в пасмурный день не блестит.

41. Рассмотреть на свежевыпавшем снегу следы (птичьи, собачьи, кошачьи, детские и т. д.)

42. Познакомить детей с понятием оттепели, выявить свойства снега во время оттепели: липкий, мокрый, тяжелый, влажный.

Подумать и провести опыт. Один ребенок лепит снежок в варежках, другой – голыми руками. Кто вылепит снежок быстрее? Почему?

43. Наст – ледяная корка на снегу. Появляется после оттепели. Под его тяжестью ломаются ветки деревьев.

Птицы, спящие под сугробами, ранятся, разбивая крепкую корку льда.

44. Рассматривание снежинок на рукаве и в лупу в теплую и морозную погоду. Рассказать, что все снежинки разные. Предложить детям зарисовать их, вернувшись с прогулки.

Художественное слово. О. Рождественская

Белая, узорная,
Звездочка малютка,
Ты слети мне на руку,
Посиди минутку.
Покружилась звездочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке.

***

М. Пожарова

Разукрасилась Зима:
На уборе бахрома
Из прозрачных льдинок,
Звездочек-снежинок.

45. На вечерней прогулке посмотреть, как меняется цвет снега, как кружатся снежинки под ярким светом фонаря.

Художественное слово.

Стоит фонарь на улице,
Под ним снежинки кружатся,
Снежинки пляшут – триста пар,
Боятся лечь на тротуар.

46. Рассмотреть цвет снега в тени и на солнце. Спросить: одинаковый ли он?

Снег какого цвета вы еще видели?

Художественное слово. В. Никитин

Весело сияет
Месяц над селом.
Белый снег сверкает
Синим огоньком.

47. В теплую погоду снежинки подтаивают, тогда на землю падает крупа. Иногда несколько слепляются вместе несколько штук. Рисование снежинок палочками на снегу.

48. В солнечный день, когда пригреет солнышко, обратить внимание на капель. Показать сосульки, рассмотреть, как они блестят на солнце. Уточнить, что сосулька прозрачная, холодная, скользкая, хрупкая, звенит, когда разбивается, а в комнате тает.

49. Наблюдение за инеем. Объяснить детям, что такое иней, чем он отличается от снега.

Народные приметы:

“Если ночью был иней, днем снег не выпадет”,

“Иней на деревьях – к морозу, туман – к оттепели”.

Проверить, верны ли приметы.

Художественное слово. Г. Галина

По деревьям серебристая
Перекинулась фата –
Белоснежная, пушистая,
Кружевная красота!

50. Если после оттепели ударит мороз, то на дорогах образуется тонкая ледяная корочка – гололед (голый лед – работа со словом). При гололеде очень скользкая дорога и трудно ходить.

51. Рассмотреть лед на луже. Какой он? (холодный, прозрачный, твердый, крепкий, хрупкий, скользкий).

Загадка: “Прозрачен, как стекло, а не вставить в окно”

52. Окрасить с детьми воду гуашью разных цветов, вынести на мороз. Потом показать детям, что вода превратилась в лед (твердый, скользкий, холодный). Развесить цветные льдинки на участке, послушать, как они звенят на ветру, блестят на солнце.

Художественное слово

И звенят, как бубенцы,
Ледяные леденцы,
Динь-динь – динь.

53. Наблюдение за ветром. Какой сегодня ветер? Как его можно назвать? (ветер? ветерок? ветрище?)

Как мы узнали, что дует ветер? В какую сторону он дует?

Загадки.

Летит без крыльев и поет,
Прохожих задирает.
Одним прохода не дает,
Других он подгоняет.

Кто это, воя,
Без крыльев летает
И без метелки
Следы заметает,
Лепит сугробы
Из снежного теста,
Передвигает их
С места на место?

54. Наблюдение за поземкой. Объяснить детям слово

(вьюга, во время которой дует низовой ветер), спросить, что делает поземка.

55. Наблюдение за небом.

Д/и “Какое небо?”

Художественное слово: А. Михайлов

Ветер свищет, ветер стонет
И над спящею землей

Стаи туч зловещих гонит,
Все задернув черной мглой.

56. Спросить детей, почему мы не видим солнца? Что дальше, тучи или солнце?

57. Рассмотреть темное зимнее небо. Что мы на нем видим в ясную погоду?

Отыскать на небе Луну, звезды, понаблюдать за тем, как облака закрывают планету или как она выходит из-за них, как освещает все вокруг.

58. Вечером понаблюдать за звездами, их мерцанием.

Загадка.

Угли пылают,
Совком не достать,
Ночью их видно,
А днем не видать. (Звезды и небо)

Примета. “Звезды ярко блещут – к морозу”

59. Отследить главные фазы Луны: новолуние, узкий серп, половина Луны, полнолуние, ее исчезновение.

60. Обратить внимание детей на освещение местности, тень от деревьев, строений. Отметить красоту лунного пейзажа.

61. Наблюдение за тучами.

Загадка.

Если летом мы плывем,
Мы с собой дожди несем.
Если мы плывем зимою,
Мы снега несем с собою.

62. Наблюдение за облаками. Что они делают? Какие?

Словесная игра “ Угадай, на что похожи?”

63. Рассмотреть морозные узоры на окнах.

Кто их нарисовал? Всегда ли окна бывают так красивы?

Художественное слово. С. Дрожжин

Мороз в окно глядит и дышит
И на стекле узоры пишет.
М. Лесна-Раунио

Кто рисует так искусно,
Что за чудо-фантазеры,
Ледяной рисунок грустный:
Реки, рощи и озера?

Кто нанес орнамент сложный
На окно любой квартиры?
Это все один художник.
Это все его картины.

Примета: “Побеги на морозных узорах вверх – к морозу, а если наклонились – к оттепели”

64. Присмотреться, появились ли первые проталины вокруг деревьев (приствольные круги)? Подумать, почему они появились около деревьев, а не на открытом месте? (Темные стволы деревьев нагреваются, и снег вокруг них подтаивает.)

Растительный мир (Приложение 1)

Животный мир (Приложение 2)

Труд на участке (Приложение 2)