Урок русского языка в 3-м классе. Система Д.Эльконина - В.Давыдова "Определение спряжения глаголов по основе инфинитива"

Разделы: Начальная школа


Тип урока: постановка учебной задачи. 

Ход урока

I. Чистописание. Словарная работа

Цели этапа:

  1. Закрепить умение задавать вопросы учителю для определения нужной буквы.
  2. Повторить теоретические знания по фонетике.
  3. Отработать написание словарных слов и буквосочетаний.

На доске: ж.лает, св.ркает, б.рот?ся.

Списать, вставить орфограммы.

Проверить по словарю.

Поставить оценку в лист самооценки. (Приложение 1)

– Задайте вопрос, для того, чтобы узнать, написание какой буквы будем повторять. (Согласный или гласный звук означает? Парный или непарный звук по звонкости – глухости?)

На доске: тт ти тл тм

II. Мотивационный. Постановка учебной задачи.

Цели этапа:

  1. Помочь разграничить знания от незнания.
  2. Подвести к пониманию необходимости уметь определять спряжение глагола по инфинитиву.

– Определите спряжение записанных вами слов? (первые два слова I спряжения, в 3-м слове не можем определить спряжение)

– Почему? (оно записано в неопределённой форме)

– Чему должны научиться?(определять спряжение по неопределённой форме)

– Что умеете определять в неопределённой форме? (усекаемая или неусекаемая основа)

III. Решение учебной задачи.

Цель этапа: Помочь открыть особенности основ глаголов II спряжения.

1. Практическая работа. Наблюдение.

– Определите усекаемость основы слов, записанных на карточках . (Приложение 2)

2. Проверить работу друг друга по таблице. (Приложение 3)

– Оцените свою работу. (Приложение 1)

– Что заметили? (У слов II спряжения все основы усекаемые)

– У слов I спряжения тоже есть усекаемые основы.

– Что нужно выделить при определении усекаемости? (Суффиксы)

3. Коллективная работа по выделению суффиксов

Вынесение на доску результатов работы:

– Как вы думаете, у слов какого спряжения легче выделить особенности? (У слов II спряжения у них мало суффиксов)

– Определите, чем основы слов I спряжения с такими же суффиксами отличаются от основ слов II спряжения. (У слов II спряжения суффикс после шипящего, суффиксы , в усекаемых основах, в словах I спряжения, суффиксы , в словах с неусекаемой основой)

– Вынесем наши наблюдения на доску:

IV. Обобщение знаний. Моделирование.

Цель этапа: Составление алгоритма по определению спряжения глагола.

– Работая в паре, составьте алгоритм определения спряжения слов, называющих действия. (Все варианты выносятся на доску и обсуждаются, составляем алгоритм)

Приложение 4.

– Нужно ли проверять спряжение у слов с суффиксами о, у, я, ы? (не нужно, потому что у слов II спряжения таких суффиксов нет)

– Оцените свою работу по составлению алгоритма.

Приложение 1.

V. Первичное закрепление.

Цель: 1. Помочь в практическом использовании алгоритма по определению спряжения.

– Упражнение 245. все пропущенные буквы являются орфограммами? Почему? (В словах «не идет, упадет, помчит» окончания ударные – это не орфограммы).

– Как определить спряжение у остальных слов? (по алгоритму)

– Работаем по цепочке.

(ед.т – ехать (у) – I спр. – едет
Поддерж.шь – поддержать (у) – II спр. – пустишь.

VI. Рефлексия.

Цели этапа:

  1. Подвести итог по определению получения знаний.
  2. Помочь выработать адекватную самооценку.
  3. поставить задачу на следующий урок.

– Заполните лист самооценки.

– Что узнали нового?

– Над чем будем еще работать?

Д/з: упр. 246

Приложения 1-4.