Интегрированное занятие на тему "Православные праздники января"

Разделы: Начальная школа, Логопедия


Цель: Создание условий для развития техники чтения через народное творчество.

Задачи:

Образовательные:

  1. Формирование и расширение “семантического поля” слов “Рождество”, “Крещение”, “Святки”

Коррекционно-развивающие:

  1. Совершенствовать слоговой синтез слов.
  2. Упражнять в употреблении правильных словоформ.
  3. Развивать скорость чтения.
  4. Профилактика ошибочности при чтении.
  5. Развитие выразительности чтения.
  6. Развитие стихотворного ритма.
  7. Расширение словарного запаса.
  8. Воспитывать самоконтроль за речью детей через слуховой, зрительный, оральный контроль.
  9. Развитие памяти.
  10. Развитие зрительно-моторной координации.

Воспитательные:

  1. Воспитание любви к природе.
  2. Воспитание к народному творчеству.

Основные термины, понятия: Колядовщики, коляда, славильщики, месяцеслов, новогодье

Оборудование и материалы: Иллюстрации: новогодней елки, колядовщиков; раздаточный печатный материал пословиц и поговорок, стихов, рассказов, импровизированный замок

Ход занятия

1. Организационный момент (дверь с изображением замка с кодом).

Задание: по заданному алгоритму составить слова.

Замок откроется тогда,
Когда составишь ты слова.
Попробуй разгадать быстрее всех!
Уверена, что ждет тебя успех!

На доске сетка с буквами:

и р в щ ж
я д т к
е и о н с

Выполняя команды учителя (начиная от центра), составляем слова:

1 клетка вверх, 1 вправо 2 вправо 2 вправо, 1 вниз
1 вниз,1 вверх, 3 вправо 1 влево, 1 вверх 1 вверх
1 влево 1 вниз, 3 влево 2 влево
2 влево, 1 вниз 1 вверх, 1 вправо 1 вправо
2 вправо, 1 вниз 2 влево, 1 вниз 2 вправо
1 вправо 1 вправо, 1 вниз 1 влево,1 вниз
1 вверх 1 вниз, 1 влево (Святки)
1 вниз 2 влево, 1 вниз  
(Рождество) (Крещение)  

Кто догадается, в каком месяце проходят эти праздники, тот узнает тему нашего урока.

2. Чтение пословиц и поговорок про январь.

- Орфографическое чтение.
- Жужжащее чтение.
- Чтение на распев.
- Опережающее чтение.
- Чтение поговорки со сменой логического ударения, выбор верного варианта.
- Объяснить значение поговорки.

(Детям выданы индивидуальные печатные карточки).

Афанасий да Кирило забираются за рыло” (верно)
“Афанасий да Кирило забираются за рыло”
“Афанасий да Кирило забираются за рыло

Новый год – к весне поворот”
“Новый год – к весне поворот” (верно)
“Новый год – к весне поворот

Январь – году начало, зиме середина” (верно)
“Январь – году начало, зиме середина”
“Январь – году начало, зиме середина

3. Первый январский праздник.

Дополнить стихотворные строчки словами, чтобы получилось стихотворение.

Отхлопать ритмический рисунок стихотворения. (По удару в слог, по удару в два слога).

Запомнить и повторить по памяти.

Снег лежит________, мандаринами
Шапками _________ . перинами
Пахнет ___________– Новый год
Скоро ____________! идёт

4. Образование праздника.

Январь – школьные каникулы, елки с Дедом – Морозом, с подарками.

Праздник этот образован с 1700 года при Петре 1 Россия стала отмечать новогодье с

1 января. Тогда же последовал царский указ: “Перед воротами учинить некоторые украшения из древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых”. Позже стали украшать разноцветными игрушками.

5. Второй январский праздник.

Прочитать текст, ответить на вопросы.

Как ни прижимал мороз, гуляла деревня. Гармонь, песни. На конях лучшая сбруя, расписные санки вихрем летят. А гости в избу – потрудись хозяйка: что есть в печи, все на стол мечи!

Целую неделю справлялась “коляда” - пришедший из языческой деревни праздник – с ряжеными, с общим весельем и удалым разгулом. Как ни препятствовали попы, обычай старины соблюдался даже в царских теремах.

Объяснить значение слов:

Гармонь – русский народный инструмент.
Сбруя – приспособление для управления лошадью.
Коляда – сказочный персонаж, предназначенный для веселья народа, обычно является в образе козла.
Языческий – верующие люди преклонявшиеся нескольким богам.
Удалой разгул – веселье широкими массами.

Вопросы:

  • О каком празднике идет речь? (О Рождестве Христовом)
  • Как называется неделя, продолжающаяся до Крещения? (Святочная)
  • Найдите в тексте поговорку. (Потрудись хозяйка: что есть в печи, все на стол мечи)

6. Третий январский праздник.

Идущий по земле январь
Будил крещенские морозы.
Погасший на столбе фонарь
Держал стеклом сосульки-слезы.

А суетящийся народ
Готовит дома угощенье.
Уходит – старый Новый год,
Приходит – Господа Крещенье.

Задание: Упражнения для отработки выразительности чтения.

Прочитать стихотворение с обозначенными логическими ударениями и паузами внутри предложений и между предложениями.

7. Заключительный этап (рефлексия).

  • Какие православные праздники мы празднуем в январе?
  • Какие новые слова вы узнали? Что они обозначают?
  • Оцените цветными фишками занятие. (Красная – занимался с удовольствием, зеленая – занимался, потому что так нужно, синий – не хотел заниматься).