Урок русского языка во 2-м классе по теме "Однокоренные слова"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Развитие умения распознавать однокоренные слова по двум признакам;
  • Учить выделять корень в однокоренных словах;
  • Развивать внимание, речь учащихся.

Оборудование:

  • Компьютер;
  • Проектор;
  • Карточки с заданиями.

Ход урока

1. Организационный момент. Создание комфортного микроклимата.

Учитель Ученики
Давайте настроимся на работу и улыбнемся друг другу.

Сядьте удобно, закройте глаза и повторяйте за мной:

Я в школе на уроке
Сейчас я начну учиться
Я радуюсь этому
Внимание мое растет
Я, как разведчик, все замечу
Память моя крепка
Голова мыслит ясно
Я хочу учиться
Я очень хочу учиться
Я готов к работе
Работаю.

Ученики повторяют за учителем:

Я в школе на уроке
Сейчас я начну учиться
Я радуюсь этому
Внимание мое растет
Я, как разведчик, все замечу
Память моя крепка
Голова мыслит ясно
Я хочу учиться
Я очень хочу учиться
Я готов к работе
Работаю.

2. Задания на развитие внимания и мыслительных операций.

Прочитайте слова (слайд № 1) и распределите их на группы (слайд №2)

- Почему так распределили слова? (Это слова родственные).

3. Актуализация знаний.

- Докажите правильность своего утверждения (Работа в паре. Вывод: надо знать два секрета. (слайд №3)

  1. Общая часть.
  2. Слова близкие по смыслу.

4. Постановка проблемы.

- Выделим общую часть значком X (Ребята выделяют в словах общую часть).
- Какое название дадим общей части? (Выслушиваем мнение детей).
- Послушайте сказку (Диалог ведут два ученика).

Встретились два незнакомца.

- Здравствуй! Ты кто?
- Я корень растений. Живу в земле.
- Я корень слова. Живу в словах.
- Так не бывает. Наверное, ты ненастоящий корень. Не то, что я! От меня берут начало ростки, из которых вырастают травы, кустарники и целые деревья. А из тебя разве может что-нибудь вырасти?
- Конечно! От меня тоже берут начало кусты. Только не растения, а кусты слов.

Погляди-ка! (слайд №4)

И пропел песенку:

Так же как и у кустов
Корень есть у разных слов.
Будь внимателен к словам:
Отыщи в них корень сам.

Учитель:

- Как же принято называть общую часть родственных слов? (Корень);
- А как по-другому можно назвать родственные слова ? (Однокоренные);

5. Самостоятельная работа (По учебнику Т.Г. Рамзаевой “Русский язык. 2 класс”, Дрофа – 2007 год).

Упражнение 293, стр. 156

6. Задание на развитие речи. Являются ли данные слова однокоренными? Обоснуйте свой ответ.

(слайд №5)

7. Домашнее задание.

Учитель: “Ребята, какие трудности вы испытывали в работе?”

Ученики:

- Трудно подбирать родственные слова.
- Выделять корень слова.

Учитель предлагает выполнить для закрепления упражнение 297 (По учебнику Т.Г. Рамзаевой “Русский язык. 2 класс”, Дрофа – 2007год.)

8. Итог урока.

- Ребята, что нового открыли на уроке? Продолжите фразу: “Сегодня на уроке я научился….”