Новые формы взаимодействия родителей и педагогов детского сада

Разделы: Работа с родителями


Одним из условий успешного творческого развития ребенка является совместная деятельность родителей, детей и педагогов.

Детский сад - первое общественное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое просвещение. От качества этой работы в значительной мере зависит уровень педагогической культуры родителей, а, следовательно, и уровень семейного воспитания детей. Поэтому мы считаем, что положительных результатов в воспитании ребенка можно достичь в результате согласованных действий воспитателя, и семьи, развития интереса родителей к вопросам воспитания.

Когда я стала работать по программе "Радуга", меня стали волновать вопросы, а именно, какие формы взаимодействия с родителями наиболее эффективны и каковы пути их реализации? Кроме родительских собраний, групповых и индивидуальных консультаций, мы стали использовать новые формы работы. Цель, которых вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс. А участие семьи в воспитательно-образовательном процессе позволит повысить качество образования детей, так как родители лучше знают возможности своего ребенка и заинтересованы в дальнейшем его продвижении.

Новые формы, используемые нами: встреча за круглым столом, вечера вопросов и ответов, диспуты, информационные листки и др.

В нашей работе по взаимодействию с родителями мы применяем следующие принципы: целенаправленность, системность, учет специфики каждой семьи, учет опыта родителей, доброжелательность, открытость.

Для того, чтобы лучше знать семью, в начале года я составляю "социальный паспорт" группы, в котором отмечаю: возраст родителей, состав семьи (полная, неполная), количество детей в семье, образовательный уровень родителей, социально-экономическая ситуация в семье.

Конечно, не сразу складывались доверительные отношения с родителями. У некоторых родителей отсутствовала мотивация для общения, не было желания выносить семейные проблемы на обсуждение. Я стремилась избегать критики, строить общение на основе диалога, партнерских отношений. Постепенно родители стали понимать, что я искренне заинтересована в решении общих для детского сада и семьи проблем, и, поверив в это, стали внимательно прислушиваться к советам, более критично относиться к себе и своему ребенку.

В начале года я провожу анкетирование на тему: "Выявление состояния и развития сотрудничества семьи и детского сада". Эти анкеты помогают нам в дальнейшей работе, а именно, мы составляем план мероприятий с родителями, учитывая их советы и пожелания.

В родительском уголке особенный интерес вызывает у родителей рубрика "Герой дня". В ней, например, помещена такая информация:

  • Толик сегодня внимательно слушал рассказ Насти.
  • Гена был вежлив.
  • Марина идеально выполняла обязанности дежурной в уголке природы.

Использование разнообразных форм взаимодействия с родителями дало определенный результат. Родители стали активными участниками всех дел. Стали относиться к своему ребенку как к равному, поняли, что недопустимо сравнивать его с другими детьми. Стали проявлять интерес к делам ребенка и быть готовыми к эмоциональной поддержке.

Описание нашей работы по взаимодействию с родителями хочу представить в форме современного, всеми знакомого жанра - увлекательного частного детектива "Исчезновение Ежа Кузи".

Форма конечно сказочная, но основана на реальных событиях, где участники это мы - воспитатели, помощник воспитателя, дети, их родители, с именами которых вы столкнетесь еще не раз в самом произведении.

Частный детектив "Исчезновение Ежа Кузи".

Обычное, немного пасмурное утро не предвещало ничего страшного:

В младшей группе детского садика "Малышок" поселка Преображенского начался новый календарный день. Дети начали потихоньку заполнять группу, воспитатель с улыбкой встречал и как мог, пытался оживить, еще не совсем отошедших от сна малышей. Свежая, просторная игровая комната наполнилась веселым смехом, гамом, привычной игрой.

Помощник воспитателя пригласил детей к столу на завтрак, те неторопливо взяли свои стульчики, и пошли завтракать.

И вот тут то, случилось то, что останется в памяти этих ребятишек навсегда:

- А где ежик, где наш Кузя? - в один голос закричали Дима и Алина - дежурные начавшегося дня.

Трехсекундное молчание: Паника.

"Кузя пропал???", "Украли, украли:", "Ушел: Куда ушел: Зачем?", "В спальне посмотрите", ":Ага, и на кухне, и в приемной", "Нет, нигде нет", "А тут?", "И тут", "Что делать?" - именно такие вопросы раздавались по группе, общее недоумение воцарилось в младшей группе детского сада "Малышок".

Кому-то нужно было взять ситуацию под контроль. Этим человеком стала, конечно, любимая и находчивая воспитательница - Валентина Владимировна.

- Дети, слезами горю не поможешь, нужно искать. - Сказала она.

- А где? - спросила Саша - везде же в группе, каждый уголок просмотрели:

- Да: Нелегкий случай. Без детектива не обойтись.

Не прошло и получаса, как в проеме дверей уже стоял мужчина в черном пальто и что-то рассматривал сквозь толстое стекло своей лупы. Нет, он совсем не был похож на Шерлока Холмса или Доктора Ватсона, это был другой детектив - частный детский детектив: игривая кепка на голове, пухлые кеды, веселая улыбка, а под черным внушающим страх пальто - синие шорты и цвета неба футболка.

- Так: так - начал вальяжно расхаживать по группе, а за ним вереницей дети, воспитатель и помощник воспитателя.

Возле домика ежика следователь остановился.

- Тихо, тихо - поднося указательный палец к губам, начали друг друга останавливать дети - сейчас что-то скажет.

- Ясно, - произнес детектив - Ежа не украли, следов нет, только его, вот, смотрите маленькие, - начал в лупу показывать дорожку следов, оставленных Кузей- Определенно, он ушел. Только вот куда и зачем это надо у вас спросить.

"Почему? Почему?", "Может, ему у нас плохо?", "Может, скучно?", "Что не понравилось: обстановка, наш образ жизни наскучил?", "Мы же его не обижали", "Некомфортно или скучно", "Что не так, в поисках чего ушел ежик?". Снова гам и снова вопросы.

"Что же нам делать?" - сказала воспитательница.

- Это элементарно, наше агентство детективов работает по неотехнологиям:

- Что это значит? - вопрошали внимательные слушатели.

- Это элементарно, мы все вместе, что бы выяснить, зачем и куда ушел ежик, переместимся в прошлое на машине времени. Только необходимо выяснить следующее: во-первых, сколько Кузя жил с вами, во-вторых, что ел.

- Хорошо - ситуацию под свой контроль взяла Валентина Владимировна - Кузя жил с нами год, как я понимаю, это чтобы узнать время телепортации. А зачем знать, что он ел?

- Это элементарно: А хотя, я просто так спросил, ведь если есть первое, то должно же быть и второе.

- Гм.

Все вместе решили дождаться вечера, когда придут родители. Ведь вопрос не простой, а значит, заслуживает общего рассмотрения.

К 7-ми часам вечера собрали "Родительский комитет", родители, как и дети, были в недоумении.

- А рыбки, рыбки на месте - спросил Игорь Владимирович, отец Димы.

- Да, точно, мы с ними нынче, все вместе так провозились, хотя это здорово было. Когда все вместе: родители, дети, Марина Александровна, Валентина Владимировна, Тамара Александровна - по камушку создавали этот маленький живой водный мир - аквариум.

Все погрузились в воспоминания.

- А помните, как картинки рисовали, камушки носили - спросила Марина Александровна.

- Конечно, помним - ответила Саша, - а еще, мы с папкой после экскурсии в старшую группу, где аквариум давно был, решили посоревноваться и такую большую траву принесли.

- Не вы одни такие, мы тоже постарались, нашим камушкам вообще весь детский сад обзавидовался, с мамой и папой в специальном магазине купили, а еще купили, такие блестящие - с радостью в голосе, вспомнила Настенька.

- Все наблюдали, с воспитателями аквариум заряжали, как приготавливали воду - окунулась в воспоминание и Тамара Александровна, незаменимый помощник воспитателя.

Вспомнили и совместный дневник наблюдений, и календарь контроля, и уйму познавательных бесед, прочитанных статей. Да, речь не о том.

- Как же ежик, мы совсем позабыли о нем.

- Точно! Так общим постановлением - это родительский комитет, дети, воспитатели - Решено!!! Завтра на машине времени совершить всем вместе путешествие и выяснить причины, заставившие ежика покинуть детский сад. Будьте готовы. Завтра в семь.

С этим и разошлись по домам, только даже дома беспокойство за судьбу Кузи не покидало.

Рано утром детектив уже все подготовил, в группе стояла машина времени усовершенствованной модели. Пришли дети.

- Ну, Стасик, набирай любую дату и жми на красную кнопку, затем вот этот рычаг и зеленую кнопку.

- Да, только за прошедший год, когда этот милый ежик был с вами.

Но помните, мы не должны вмешиваться в ход прошедших событий, эта история, которую мы не имеем права нарушать, изменять. Наша цель наблюдать и делать выводы.

- Так, начинаю телепортацию: Например, 20 мая 2009. Кнопка, рычаг, кнопка. Полетели!

И тут же все оказались в старшей группе.

"Дети нарядно одеты, играет музыка, праздник? - Что это? - подумал детектив, - А вот и младшая группа, как в гости пришла в эту группу".

- Эй, что это? - детектив, взяв за руку мальчика, начал расспрашивать.

- Это элементарно! - пародируя детектива, сказал разговорчивый Вовка - Ярмарка, веселая ежегодная ярмарка. Так сказать, традиционный праздник. О ярмарке оповещают заранее, где-то за неделю. Мы с родителями делаем поделки, придумываем представления к ним. Каждая группа славится чем-то своим, мы с воспитателями ставим кукольный театр, а другая группа, например, организовывает музыкальное шоу - сказку. Вот и ходим друг к другу в гости. Весело торжество проходит - пляски, конкурсы. Что бы дети не разбежались, не потерялись, помощник воспитателя за нами присматривает:

Вовка мог бы долго рассказывать, такие мероприятия запоминаются ребятишкам надолго, потому что дарят незабываемые эмоции. Только зачем. Детектив увидел все своими глазами, даже сам принял участие в одном из конкурсов, потихоньку, чтобы никто не заметил. Насладился он и поставленным спектаклем в кукольном театре. А в своих комментариях на несколько поделок написал: "Невероятно! Я и не знал, что весь этот город, можно сделать из спичек. Пять баллов за спичечный городок".

Увидели и ежика, который принимал активное участие в празднике и смешил ребят неуклюжим танцем.

- Здесь все вроде идеально: и весело, и комфортно, и чувствуется дух единства. Из-за чего ушел еж? Задал же он нам задачку. - Заключил детектив. - Решено, набираем другое время. Перемещаемся.

На этот раз пульт взяла Валентина Владимировна и набрала весенние апрельские деньки.

И в правду, звонкий шум капели, дал понять, что все снова оказались в прошлом. В светлой игровой комнате дети сидели в кружке и внимательно слушали женщину, которая разместилась так, чтобы ее все видели, рассказывала что-то про книги, чтение. Ах, да это же библиотекарь. Вспомнили! Это "Встреча с интересными людьми", мероприятие, проводимое каждый месяц. Приходят разные люди, в том числе и родители, рассказывают о своей работе.

Кузя тоже тут как тут, вон хвастается, сколько много книг он прочитал. А Светлана Михайловна, библиотекарь, советует, шутя, приключения Миюхаузена почитать.

- Опять двадцать пять. Здесь тоже хорошо, познавательно. Ничего не понимаю. От этих телепортаций, только есть захотелось.

- А так, это легко, уважаемый следователь. - Шустрая Настя выхватила пульт, нажала кнопки, уточнив время, набрав четверг. Ей будто неважно было число.

Детектив был поражен. Настоящий пир. На столе стояло много сладостей: торты, стряпанное печенье, кексы, рулеты. Сидели ребятишки, несколько родителей, родители Паши, Стасика, Арины, пили чай. Детектив не удержался и отведал несколько яств.

- Здесь у вас не только хорошо, но и вкусно. Я каждый четверг к вам заходить буду на чай, на ваши "Сладкие вечера". Сейчас пора дальше. Я еще не понял, что заставила ежа покинуть, столь дивную группу. Переместимся в более давние времена.

Всего и не опишешь, куда только не попадали наши герои-искатели.

Это и конкурс "Зеленый Огонек" - конкурс, посвященный правилам дорожного движения, в конкурсе принимали участие дети, в экскурсию на базе праздника присоединились родители, многие из них приняли участие в утренники.

Перемещаясь, попали и в лес, на акцию "Сохраним лес живым", детектив настолько проникся проблемой, что решил даже прийти в группу и рассмотреть плакаты, созданный совместной работой трех составляющих - родители, дети, воспитатели - коллаж. Еж был просто счастлив - и в лесу побывал, и интересы свои отстоял.

Все это навеяло, столько воспоминаний, дети были переполнены эмоциями.

Машина времени работала и работала: "Фото- выставка к 23 февраля "Мой папа солдат", "Фото- выставка к 8 марта" - эти праздники были общими, они показывали, как дружно работает этот коллектив взрослые - дети. Куда бы не перемещались наши герои, везде они видели сплоченность, видели совместную деятельность. Может сама машина времени намекала им на что-то. Только они не видели этого, и пытались найти моменты, которые вызвали недовольство ежа, заставили покинуть группу.

Детектив почувствовал себя ребенком, погрузился в безмятежное детство. Без конца он нажимал пульт. Увидел, не только как отдыхают в детском саду, но и работают.

Побывал на родительском комитете, где был разработан проект участка группы, позже присутствовал на общем родительском собрании, на котором яростно, в хорошем смысле этого слова, обсуждали проект, вносили интересные замечании. А в мае удивился результатами воплощения проекта в жизни. Как все работали, красили, ремонтировали, высаживали цветы.

Пульт уже нагрелся, а загадка так и оставалась загадкой, все это могло бы зайти очень далеко. Если бы не одно обстоятельство:

Переместившись в настоящее, Паша оказался без одного сандаля. Дружный коллектив, совсем позабыв, о том, что потерять он мог его и в прошлом, начали искать в группе. Только вот вместо сандаля, нашли под стульчиком письмо. Где черным по белому было написано: "Ушел за инвентарем к походу. Завтра вечером вернусь, заскочу в зоомагазин к маме. Не теряйте. Еж Кузя".

Тут же все, встало на свои места: Записочка была маленькой, вероятно, залетела под стул, когда комнату проветривали. Вот ее и не заметили.

Долго еще раздавался смех в группе.

- Вот и Кузя, вернулась наша пропажа.

И вправду, вечером в приемной стоял Еж с рюкзаком, наполненным всякой всячиной, и котелком на плече.

Кузя, конечно, удивился созданному переполоху.: Немного подумав, сказал.

- Эх, вы, мы же договаривались на общем собрании о создании родительского клуба, а открытие его хотели походом совместным отметить, а ответственный за инвентарь я!!! А вы в прошлое отправились. В будущее надо смотреть:

- Ну, знаете - немного обидевшись, сказал детектив, ведь путешествие в прошлое было его идеей - будущее будущим, но не будь прошлого, не будет и будущего. Да и к тому же мы все столько эмоций получили: дети, родители, воспитатели - от воспоминаний, а я от всего увиденного. Вот. Так!!! Спорить смысла не было.

Перед тем, как разойтись попили чай. В группе темнело, наступала ночь. Ежик открыл окно и, свесив ножки с подоконника, думал о прошедшем дне, о сказке, которая живет вот здесь среди будничных дней, среди обыденных вещей.

Приложение 1, приложение 2, приложение 3.