Урок в 8-м классе по теме "Значение физических упражнений для формирования аппарата опоры и движения"

Разделы: Биология


ЗАДАЧИ:

  • Сформировать представление о факторах положительно и отрицательно влияющих на формирование аппарата опоры и движения, раскрыть влияние физических упражнений, спорта и труда на его развитие;
  • выявить причины нарушения осанки и плоскостопия, меры их предупреждения и исправления.
  • Продолжить пропаганду здорового образа жизни, прочувствовать единство души и тела, вести патриотическое воспитание с использованием положительного влияния известных спортсменов края (Иван Ярыгин).
  • Продолжить развитие кругозора учащихся, развивать умения высказывать свое мнение, слушать других, вести диалог и др.

ОБОРУДОВАНИЕ: компьютерный класс, медиа-проектор, презентация по теме, таблицы "Скелет человека", "Типы соединения костей", контуры собственного следа у каждого учащегося (тест на плоскостопие), подготовлена выставка книг о здоровом образе жизни; репродукция картин: "Утро" Г. Н. Яблонский, " Всадница" К. П. Брюллова.

МЕТОДЫ: проблемный, частично - поисковый, эвристическая беседа, исследовательский. Урок проводится с использованием ИКТ.

ФОРМЫ РАБОТЫ: фронтальная, групповая, индивидуальная.

ТИП УРОКА: урок изучения нового материала

ХОД УРОКА

Вступление.

Ребята, послушайте отрывок из произведения В.Гюго " Человек, который смеется". В Китае с давних времен существовало искусство, которое следовало бы назвать отливкой живого человека. Двухлетнего или трехлетнего ребенка сажали в вазу более или менее причудливой формы, но без крышки и без дна, чтобы голова и ноги проходили свободно. Днем вазу держали в вертикальном положении, а ночью клали на бок, чтобы ребенок мог спать. Дитя росло, таким образом, в ширину, заполняя своим стиснутым телом и искривленными костями все полые места внутри сосуда. Это выращивание в бутылке длилось несколько лет. По истечении известного времени жертва оказывалась изуродованной непоправимо. Убедившись, что эксперимент удался и что урод вполне готов, вазу разбивали, и из нее выходило существо, принявшее ее форму. Это очень удобно: можно заказывать себе карлика, какой угодно формы.

ВОПРОС УЧИТЕЛЯ:

Страшный варварский обычай. А теперь, скажите, почему эти жестокие люди выращивали карликов именно из детей?

Ребята отвечают.

УЧИТЕЛЬ:

Правильно. Скелет и мышцы интенсивно растут и развиваются в детском и юношеском возрасте. Формирование аппарата опоры и движения заканчивается к 25 годам. Об этом знали уже в Древнем Китае и использовали эту особенность в страшных целях

Задача учителей, врачей, родителей, учеников, чтобы фигура была красивой, походка изящной, осанка правильной.

ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС:

Какие факторы оказывают положительное и отрицательное влияние на опорно-двигательный аппарат?

Групповая работа.

Сильные группы предлагают варианты сами. Несколько групп раскладывают предложенные варианты на две группы.

(Варианты: допинг, физкультура, спорт, курение, наркотики, труд, алкоголь, питание сбалансированной пищей, витамины, гиподинамия).

После выполнения задания идет обсуждение. Заполняем на доске и в тетрадях таблицу: "Факторы положительно и отрицательно влияющие на аппарат опоры и движения".

Вывод: Занятие физкультурой и спортом - главное условие формирования скелета и мышц. Показываем слайд с презентации 6

Сообщение №1 (делает ученик)

Тренировка мышц

Физическая активность - одно из обязательных условий гармоничного развития личности. Что же происходит с мышцами при тренировке?

В результате постоянных упражнений мышцы удлиняются, становятся более растяжимыми, масса мускулатуры увеличивается, мышцы становятся более сильными, нервные импульсы вызывают сокращение мышц большей силы.

Сила мышц и прочность кости взаимосвязаны. При занятиях спортом кости становятся толще, и развитые мышцы имеют достаточную опору. Весь скелет становится более крепким и устойчивым к нагрузкам и травмам.

Двигательная нагрузка - необходимое условие нормального роста и развития организма. Малоподвижный образ жизни вредит здоровью. Недостаток движения - причина дряблости и слабости мышц. Физические упражнения, труд, игра развивают работоспособность, выносливость, силу, ловкость.

Сообщение №2 (делает ученик)

Русские богатыри

Среди русского народа было немало людей с богатырской силой. О них сохранились многие записи.

Лукин, прозванный на флоте "русским Геркулесом" легко ломал подковы, держал пудовые ядра в распростертых руках, пальцем вдавливал гвозди в стену.

Известен русский богатырь Никита Ломов. Обладая огромной силой, он один вбивал чугунной бабой, которая была под силу лишь восьмерым рабочим.

Павел Касьянов разрывал цепи. В Мадриде он убил ударом кулака разъяренного быка.

Знаменский, выступавший в цирке, поднимал весь состав оркестра, держал на себе карусель, носил пианино с играющим человеком.

В преданиях русский народ наделял своих героев не только богатырской силой, но и беззаветной любовью к Родине. Труд и любовь к родной земле неотделимы друг от друга.

Учитель:

Немало спортсменов вырастила и наша Красноярская земля.

Сообщение №3(делает ученик, показывает слайд 7 с презентации)

Иван Ярыгин

Иван Ярыгин - двукратный Олимпийский чемпион, чемпион Мира, Европы, заслуженный мастер спорта СССР, президент Федерации борьбы России.

Богатырская мощь, неимоверная физическая сила удивительно сочеталась с чуткостью, преданностью друзьям и беззаветной любовью к своей Родине, к Сибири.

Важное условие жизни спортсмена - отсутствие вредных привычек. Он не курил, не пил спиртного, систематически тренировался. У тех же, кто забрасывает спорт, к 40-45 годам мышцы заплывают жиром.

Учитель:

Как приятно смотреть на людей с красивой осанкой. Что такое осанка и в чем значение правильной осанки?

Слайд 8 из презентации: Осанка - это привычное положение тела при ходьбе, стоянии и сидении.

Следующий слайды 9-10. На экране правильные и нарушенные осанки.

Групповая работа. Задания для групп: установить соответствие. Выявить признаки правильной осанки и нарушенных осанок. Приложение №1, №2, №3, №4. После выполнения заданий идет обсуждение результатов.

Учитель: В чем же значение правильной осанки и отрицательное значение нарушенных осанок? Идет обсуждение.

Учитель: В чем причина формирования неправильных осанок? Показываем слайд из презентации. Главная причина - неправильная поза при сидении.

Следующий слайд11-12 Обсуждение других причин дефектов осанки.

Учитель: Для того чтобы осанка формировалась правильной, существуют специальные упражнения. Давайте запомним эти простые упражнения.

Выходит ученица и показывает комплекс упражнений: книга на голове, руки на пояс, шаги вперед и назад; то же самое, но руки за голову и др.

В заключение этой части урока учитель показывает способ выявления нарушений осанки. Ученик встает спиной к стене так, чтобы пятки, голени, таз и лопатки касались стены. Попробуйте между стеной и поясницей просунуть кулак. Если он проходит - нарушение есть. Если проходит только ладонь - осанка нормальная.

УЧИТЕЛЬ: К нарушениям опорно-двигательного аппарата относится также плоскостопие. Показ следующих слайдов13

В ходе показа обсуждаются причины, профилактика плоскостопия.

Индивидуальная работа. Каждый ученик выполняет лабораторную работу.

Проводит тест на плоскостопие. Ход работы виден на экране. Слайд из презентации14

Закрепление материала.

УЧИТЕЛЬ: В качестве закрепления изученного на сегодняшнем уроке предлагаю выполнить компьютерное тестирование.

Ученики выполняют тест, сразу получают оценку. (слайд 15)

Заключение. УЧИТЕЛЬ:

Этот урок мы проводили не случайно. Я, думаю, что окружающий нас мир не всегда отвечает потребностям нашей души. Хочется видеть вокруг себя не только людей манекенов, а настоящих людей с живым огоньком в глазах, с красивой грациозной походкой, изящной фигурой, доброй сияющей улыбкой на лице и жизнерадостной, открытой душой. Встаньте перед зеркалом, придя домой, и еще раз посмотрите на себя глазами творца. Попробуйте изменить свою внешность и обогатить душу.

Звучит медленная мелодия, демонстрируется картина "Всадница".

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

  1. Я иду на урок биологии. Москва. "Первое сентября". 2000 год.
  2. Методическое пособие к учебнику Сонина, Сапина "Биология. Человек". Москва. "Дрофа". 2002 год.
  3. Миндиашвили. На ковре жизни. Красноярск "Русская энциклопедия". 1993 год.

Приложение 1, приложение 2, приложение 3.