Изучение свойств хлопчатобумажных и льняных тканей при изготовлении куклы-закрутки в 5-м классе

Разделы: Технология


5 класс.

Цели:

  • Ознакомить и расширить представления о свойствах хлопчатобумажных и льняных тканей ; дать информацию о русской народной игрушке и русском народном костюме.
  • Научить использовать знания о свойствах этих тканей при изготовлении куклы - закрутки, других изделий и уходе за ними.
  • Развивать логическое мышление, глазомер, прививать эстетический вкус.
  • Воспитывать культуру труда, внимательность.

Оборудование и материалы: учебник, рабочая тетрадь, коллекция образцов хлопчатобумажных и льняных тканей, образцы и фотографии кукол-закруток , изображение русского народного костюма, лоскутки тканей для туловища размером 18см.на 18 см., белая ткань для головы и блузы размером 18см. на 18 см. ,тесьма цветные нитки №20-40 для оформления костюма, иглы, вата, ватин, синтепон, клей ПВ

Ход урока

1. Организационный момент урока. Проверка готовности обучающихся к уроку.

2. Повторение пройденного материала. Устный опрос.

Что изучает материаловедение? Что называют волокном? На какие два класса делятся текстильные волокна? Какие волокна относятся к натуральным волокнам растительного происхождения? Что вы знаете о хлопке, Что вы знаете о льне, Из чего состоит ткань? Какова цель прядения, По каким признакам определяют нити основы и утка, Назовите производственные этапы изготовления ткани. Что называется ткацким переплетением?

Каковы особенности полотняного переплетения нитей в ткани.

3. Изучение нового материала.

Для правильного и рационального использования материалов швейного производства необходимо знать. Какими свойствами они обладают. И умеют определять эти свойства.

Основные свойства тканей: механические, физические, технологические.

К физико-механическим свойствам относятся: прочность, сминаемость.

Гигиенические свойства: гигроскопичность, воздухопроницаемость, теплозащитность.

Гигроскопичность - свойство ткани впитывать влагу из окружающей среды.

Воздухопроницаемость - способ ткани пропускать воздух.

Технологические свойства: осыпаемость, усадка. Положительные свойства хлопчатобумажных тканей: хорошие гигиенические и теплозащитные свойства, прочность, светостойкость. Под действием воды волокна хлопка даже набухают и увеличивают прочность,  то есть не боятся любой стирки. Ткани имеют хороший внешний вид, за изделиями из них нетрудно ухаживать.

Благодаря тому что хлопчатобумажные ткани обладают хорошей гигроскопичностью и высокой воздухопроницаемостью, а льняные ткани- более высокой гигроскопичностью и средней воздухопроницаемостью, их используют для изготовления постельного белья, бытовой одежды.

Недостатки хлопчатобумажных тканей: сильная сминаемость (ткани теряют красивый внешний вид при носке) небольшая стойкость к истиранию, поэтому малая носкость.

Недостатки льняных тканей: сильная сминаемость, малая драпируемость, жёсткость, большая усадка.

Рассмотреть коллекцию тканей.

Рассказ о русской народной игрушке шитой тряпичной кукле.

Из глубины веков пришли к нам традиции куклы, сделанные из лоскутков ткани, меха. Народная игрушка в далёкие времена была для человека ритуальным предметом языческого культа. Наши предки верили в магическую силу фигурок . Ими старались отпугивать и отгонять "злые силы" и привлекать "добрые силы".Самодельные тряпичные куклы были безликими: лицо заменял узор в виде креста, ромба, квадрата и т. д. По народным поверьям приобретала с лицом как бы душу и могла навредить ребёнку. Поэтому безликая кукла как бы являлась одновременно и оберегом. А по тому, как кукла была наряжена судили о вкусе и мастерстве хозяйки.

Перед началом изготовления игрушки необходимо сориентировать учениц на определённый образ тряпичной куклы. Предложить сделать её эскиз в цвете.

Для костюма куклы более всего подходят эти ткани ярких расцветок ситец, лён, сатин.

Эти ткани очень удобны в раскрое, не тянутся, хорошо склеиваются и сшиваются. Показывая образцы тканей, учитель объясняет, как определить долевую и уточную нити, лицевую и изнаночную стороны ткани, обращает внимание на структуру переплетения нитей.

Обратить внимание на такие технологические свойства ткани, как осыпаемость нитей и усадка, с учётом которых выбирается отделка костюма (тесьмой, лентой, петельным швом). Физико-механические свойства ткани, прочность и сминаемость используют при подборе ткани для туловища.

С помощью учителя учащиеся подбирают различные по цвету и рисунку лоскутки для костюма куклы. Учитель даёт краткую информацию об особенностях русского народного костюма куклы. Учитель даёт краткую информацию об особенностях русского народного костюма, его цветовом решении и колористических особенностях, демонстрируя изображение русского народного костюма. Предлагается учащимся самим решить , как обработать срезы в зависимости от изученных свойств тканей.

4. Практическая работа.

Организационный момент.

Инструктаж по техники безопасности при работе с иглой, ножницами, электроутюгом.

Рисунки.

Последовательность изготовления куклы-закрутки (женский вариант). Материалы.(рис. №1, 2 )

а) Туловище. (рис. № 3, 4) При изготовлении основы куклы объяснить обучающимся, что туловище должно быть устойчивым, именно для этого выполняется подгиб.

На кусок плотной ткани наложить ватин или синтепон или вату. Определить лицевую и изнаночную сторону, направление долевой нити, переплетение, сминаемость, теплозащитность .Боковые срезы отогнуть на 2 см. на изнаночную сторону деталь скрутить в виде валика. Открытый срез валика загнуть на изнаночную сторону и закрепить клеем или потайным швом изнаночную сторону, направление долевой нити, переплетение, сминаемость, теплозащитность .Боковые срезы отогнуть на 2 см. на изнаночную сторону деталь скрутить в виде валика. Открытый срез валика загнуть на изнаночную сторону и закрепить клеем или потайным швом.

б) Шея.( рис. №5 ) На готовом валике зрительно определить линию шеи, перетянуть нитками, концы ниток закрепить узлом.

в) Голова и руки. ( рис. №6 )При формировании головы куклы обратить внимание на то, что сборки образуемые лоскутком, следует заложить таким образом, чтобы лицо оставалось гладким. Зрительно в ткани определить лицевую, изнаночную стороны, переплетение, сминаемость, воздухопроницаемость. Найти центр белого лоскутка, накрыть центром предполагаемую голову и сформировать её, затянуть ниткой по линии шеи, концы ниток закрепить узлом. Подогнуть срезы рукавов внутрь, предполагаемые кисти рук перетянуть нитками, концы закрепить узлом. Оставшуюся ткань перетянуть ниткой на предполагаемой линии талии, концы ниток закрепить узлом .

г) Юбка и передник. ( рис.№7 ) Обучающиеся выполняют самостоятельно (творческое задание).

д) Волосы. ( рис. № 8 )Из пряжи или ткани изготовить волосы, закрепить на голове с помощью иглы и ниток. Заплести волосы в косы, завязать бантики.

5. Анализ и оценка урока. Эскизы и готовые работы выставить на общее обозрение. Обучающиеся анализируют и оценивают все работы. Учитывая творчество, аккуратность, эстетичность, правильность подбора тканей, самостоятельность в решении образа куклы.

Учитель подводит итоги .При изготовлении куклы-закрутки обучающиеся познакомились со свойствами хлопчатобумажных и льняных тканей, выполнили оригинальный объект труда.