Методическая разработка урока математики по теме "Теорема Виета"

Разделы: Математика


Концептуальная цель преподавания: развитие математического мышления, познавательной активности учащихся.

Стратегическая цель урока: Развитие умений анализировать, синтезировать и делать выводы, развитие коммуникативных качеств, точной математической речи и познавательной активности учащихся.

Задачи урока:

  1. Актуализировать знания решения приведенных квадратных уравнений методом выделения полного квадрата и с использованием формул.
  2. Доказать теорему Виета, используя аналитико-синтетический метод.
  3. Закрепить первичные знания по теме урока.

Проблема: Учащиеся не владеют всеми методами нахождения корней приведенных квадратных уравнений.

Проблемный вопрос: Как можно решить приведенное квадратное уравнение?

Варианты решения:

  1. … выделением полного квадрата;
  2. … с помощью формул нахождения корней квадратных уравнений;
  3. … графическим способом;
  4. … используя теорему Виета.

Оптимальный вариант: Приведенное квадратное уравнение можно решить, используя терему Виета, с помощью формул нахождения корней, выделением полного квадрата и графическим способом. (4+2+1+3)

Тезисы:

Все математики знали, что под их алгеброй и алмукабалой были скрыты несравненные сокровища, но не умели их найти; задачи, которые они считали наиболее трудными, легко решаются десятками с помощью нашего искусства (Франсуа Виет)

Учение без размышления бесполезно (Конфуций)

Психологический портрет аудитории 8 «В» класса:

В классе обучается 24 человека: 13 девушек и 11 юношей. Возраст – 14-15 лет. По каналам восприятия информации: 12 чел. – полимодалы, 6 – кинестеты, 3 – визуалы и 3 – аудиалы. По типу темперамента, в основном, сангвиники (12 чел.).

В классе преобладает хороший (13 чел.) уровень школьной мотивации, низкий (6 чел.), высокий (5 чел.), т.е. хотят получать новые знания и заинтересованы в успехе.

Уровень развития интеллекта в основном низкий (19 чел.)

Вид урока: проблемно-поисковый.

Ход урока Развитие личностныхкачеств Развитие ключевых компетентностей
Учитель приветствует детей с пожеланием на приятное общение, обращает их к тезису урока. Нацеливает учащихся на урок – «открытие» теоремы, первой алгебраической теоремой, связанной с решением приведенных квадратных уравнений. На доске тема урока записана не полностью «Теорема …» Эмоциональный настрой, аудиальный канал восприятия Информационная (критически относиться к полученной информации);
решение проблем (анализировать продукт)
Учитель предлагает учащимся подготовиться к «открытию» через набор устных заданий, позволяющих приступить к изучению теоремы. Память, системность, самоконтроль, точность речи Информационная (владеет способами систематизации информации)
Учитель помогает формулировать проблемный вопрос. Учащиеся высказывают свои предположения и формулируют свои цели. Аналитическое мышление, точность речи, реалистичность, Решение проблем (формулирует проблему с помощью учителя, ставит достижимые и измеримые цели )
Учитель предлагает учащимся поделиться на три группы (по уровням лабильности), группы оговорены предварительно.Учитель выдает каждой группе свой план работы (карточка-консультант, приложение) и ставит перед ними задачу: «Выполнить этот план и сделать выводы по своей работе» На доске записаны для каждой группы приведенные квадратные уравнения:
1 группа – (х² - 5х + 6 = 0) (работа с формулами для нахождения корней квадратного уравнения);
2 группа – (х² - 2х – 8 = 0) (использование метода выделения полного квадрата);
3 группа – приведенное квадратное уравнение х² + px + q = 0.
 Самостоятельность, гибкость мышления, анализ, синтез, умение делать выводы, аудиальный, визуальный каналы восприятия, познавательная активность Информационная (владеет способами систематизировать информацию, делает выводы и принимает решения);
коммуникативная (совместно в группе получать результат взаимодействия)
Выступления представителей групп с выводами по своей работе, комментарии учителя, который четче формулирует вывод по работе и акцентирует внимание на том, что учащиеся «открыли» теорему Виета, и разъясняет, почему она так называется и дописывает тему урока. Правильная речь, внимание учащихся и умение слушать и слышать, аудиальный и визуальный каналы восприятия Коммуникативная (использовать невербальные средства воздействия на аудиторию);
информационная (приводит аргументы)
Решение проблем (проводить текущий контроль реализации плана деятельности)
Учащиеся читают формулировку теоремы Виета по учебнику с. 121 и делают запись опоры в тетрадях:
х²+px+q=0;
х12=-p;
х1 · х2=q.
Учитель предлагает проанализировать формулировку теоремы: «Что дано (условие) теоремы? Что нужно доказать (заключение)?»,- и просит учащихся сформулировать теорему, обратную т. Виета.
С помощью дробных вопросов учитель исследует вместе с учащимися вопрос: «Можно ли выразить сумму и произведение корней произвольного квадратного уравнения через его коэффициенты?» Выводы в форме опоры записывают в тетрадь:
ах²+bх+с=0 → х²+(b/а) ·x +с/а=0
По теореме Виета:
х12= -(b/а);
х1· х2= с/а.
Аккуратность, аналитическое, абстрактное мышление, аудиальный канал Информационная (приводит аргументы)
Решение проблем (анализирует продукт деятельности)
Коммуникационная (работает с вопросами в развитие темы)
Учитель предлагает использовать знания, полученные на уроке, при выполнении упражнений. Учебник №573 (а-г) устно.Вместе с учителем выполняют задание:

1) Найдите подбором корни уравнения:
а) х² -9х + 20 = 0;
б) х² + 11х – 12 = 04;
в) х² + х – 56 = 0.

2) Решите уравнение и выполните проверку по теореме, обратной теореме Виета:
а) х² - 6х -16 = 0;
б) 3х² - 5х - 2 = 0.
Вызывая к доске по одному ученику.
Эмоционально-чувственный настрой, прагматичность Решение проблем (ставить достижимые и измеримые цели)
Интеллектуальная рефлексия: решить тест из сборника «Тематические тесты. Алгебра 8 класс» на два варианта. Визуальный канал восприятия, память, рефлексивное мышление Решение проблем (анализировать продукт и процесс деятельности)
Информационная (осознает, какой информацией по вопросу он обладает, а какой – нет)
Учитель предлагает учащимся вернуться к проблемному вопросу и целям урока. В ходе дискуссии учащиеся подводят итоги урока Рефлексивное мышление Решение проблем (проводить объективный анализ и указывать субъективное значение результатов деятельности)
Учитель предлагает домашнее задание:
1. п. 23, № 574(а); № 587(а;б;в)
2. Выучить доказательство теоремы Виета (дополнительно к первому заданию)
3. Предлагается подготовить сообщение о жизни и деятельности Франсуа Виета.
Самостоятельность, гибкость мышления, рефлексивное мышление Информационная (планировать информационный поиск);
решение проблем (ставить достижимые и измеримые цели)

Литература для учителя

  1. Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б. Суворова Алгебра 8 кл.//И.: Просвещение, 2003.
  2. Алгебра. 8 класс: поурочные планы по учебнику Ю. Н. Макарычева и др./ авт.-сост. Т.Л. Афанасьева, Л.А Тапилина. – Волгоград: Учитель, 2005.
  3. Разноуровневые дидактические материалы по алгебре. 8 класс/ М. Б. Миндюк, Н.Г. Миндюк – М.: Издательский Дом «Генжер», 1999.
  4. И.В. Малышева Тесты. Алгебра 8 класс. Учебно- методическое пособие для учителей и учеников. – М.: Центр тестирования МО РФ, 2001.

Литература для учащихся

  1. Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б. Суворова Алгебра 8 кл.//И.: Просвещение, 2003.
  2. И.В. Малышева Тесты. Алгебра 8 класс. Учебно- методическое пособие для учителей и учеников. – М.: Центр тестирования МО РФ, 2001.
  3. Дорофеева А.В. Страницы истории на уроках математики.// Львов Журнал «Квантор», 1991.
  4. Энциклопедия «Аванта+». Математика.
  5. Домашняя математика 8 класс.