Урок ОЗОЖ (основы здорового образа жизни). Тема "Как сохранить улыбку красивой на всю жизнь?" (урок-практикум)

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Цели:

  1. Углубить знания детей о человеке как части природы, о строении зубов и их функциях.
  2. Формировать у учащихся понятия о необходимости регулярного и правильного ухода за зубами, познакомить с основными правилами гигиены полости рта.
  3. Способствовать развитию основных навыков самообслуживания, умения предотвращать заболевания ротовой полости.
  4. Расширить кругозор детей, способствовать развитию памяти, внимания, мышления учащихся.
  5. Способствовать воспитанию бережного отношения к своему здоровью, чувства взаимопомощи и взаимовыручки.

Оборудование и реквизит:

  1. Небольшие зеркальца (по количеству учащихся).
  2. Яблоки (по количеству учащихся).
  3. Мильтимедийный проектор. Презентация.
  4. Рисунки-маски (по количеству учащихся).
  5. Плакат «Улыбки людей».
  6. Запись песни «Улыбка».
  7. На урок приглашается стоматолог.
  8. Эпиграф на доске:
    Свои зубки сбереги,
    Сам себе ты помоги!
    И тогда улыбки свет
    Сохранишь намного лет!

Ход урока

I. Организационный момент, сообщение темы урока.

Учитель. Прозвенел уже звонок – вот и начался урок. Поприветствуйте друг друга приветливой улыбкой. Надеюсь, что наш сегодняшний урок пройдёт интересно, слаженно, с пользой для всех. Ребята, у нас очередной урок здоровья. Объясните значение слова «здоровье».

Дети. Здоровье – это состояние полного физического и душевного благополучия, а не только отсутствие болезни.

У. Чему мы учимся на этих уроках?

Д. На уроках здоровья мы учимся любить свой организм, заботиться о нём.

У. А какая у нас сегодня тема? Ответ на этот вопрос спрятан в загадке. Послушайте её внимательно и постарайтесь найти ответ:

«Чем из того, что тебе принадлежит, ты можешь поделиться с другими людьми, не отдавая этого?»

У. Правильно, улыбкой. Посмотрите на плакат, на фотографиях люди улыбаются. Давайте и мы широко улыбнёмся друг другу и посмотрим, что больше всего привлекает ваше внимание в этот момент.

Д. Зубки.

У. Сейчас перед вами откроются страницы устного журнала «Как сохранить улыбку красивой на всю жизнь?» Наш журнал не читают, а смотрят и слушают. Он сможет подсказать многим из вас, для чего нужны здоровые зубы. Итак, смотрите и слушайте. Слайд 1

II. Работа по теме урока.

Первая страница «Человек – часть природы».

Слайд 2

У. Самое сложное и удивительное из того, что есть на Земле – это человек. Человек – часть природы, её животного мира: он дышит, питается, растёт, развивается, у него рождаются дети. В отличии от животных существо особенное: человек мыслит, обладает речью, трудится. Организм человека состоит из органов, которые работают согласованно, слаженно. Ответьте на вопросы:

  1. С помощью какого органа вы видите, что изображено на экране? (Глаз.)
  2. С помощью какого органа вы узнаёте о том, что залаяла собака, прозвучала мелодия? (Ухо. Органа слуха.)
  3. Какой орган помогает вам почувствовать запах хлеба, цветов? (Нос. Орган обоняния.)

А теперь отгадайте загадки:

  1. Один говорит, двое глядят, двое слушают. (Язык, глаза, уши.)
  2. Всю жизнь ходят на перегонки, а обогнать друг друга не могут. (Ноги.)
  3. У двух матерей по пяти сыновей, все на одно имя. (Руки, пальцы.)
  4. Когда мы едим – они работают. Когда не едим – отдыхают. Не будем их чистить – они заболят. (Зубы.)

Знать свой организм нужно для того, чтобы сохранять и укреплять здоровье.

Вторая страница «Мы и наши зубы».

1. Упражнение «Что находится во рту?»

У. Ребята, возьмите в руки зеркальца, откройте ротики и рассмотрите полость рта. Что вы там увидели?

Пощупайте язычком свои зубы и дёсны, опишите, что вы почувствовали. Какие они? Гладкие? Шершавые? Твёрдые или мягкие?

  • Представьте себе человека, у которого нет рта. Что не сможет делать такой человек?

Д. Не сможет кушать, разговаривать, улыбаться.

  • Попробуйте откусить кусочек от яблока, закрыв передние зубы губами. Почему это не получилось?

Д. Зубы откусывают и пережёвывают пищу.

  • Попробуйте сказать своё имя, слово «улыбка», не касаясь языком передних зубов.

Д. Зубы помогают говорить.

  • Покажите, как бы вы улыбались, если бы у вас не было зубов или они были бы некрасивыми.

Д. Зубы помогают нам красиво улыбаться.

2. Беседа стоматолога.

У. У нас в гостях стоматолог нашей поликлиники – Данилкина А.В. Давайте её послушаем.

Стоматолог. Я думаю, что вам интересно узнать, что зубы – это такая же живая часть вашего тела, как руки, ноги или нос, например. А знаете ли вы, что зубы выполняют разные функции, они не одинаковы? Как называются вот эти зубы?

Д. Резцы, клыки, коренные зубы.

Слайд 3

С. В полости рта мы видим только белую часть зуба, которая называется коронкой. Остальная часть зуба спрятана в десне. Эта часть называется корнем. Корень прочно удерживает зуб в челюсти. Между коронкой и корнем располагается шейка зуба. Она прикрыта десной. О сохранении какой части зуба мы должны заботиться в первую очередь?

Д. О коронке.

С. У человека зубы вырастают два раза. Первые – временные, их ещё называют молочными зубами, их 20. Вторые – постоянные, их от 28 до 32. Смена зубов – это естественный процесс, который происходит у всех людей, и не надо этого бояться. Но если каким – то образом вы потеряете постоянный зуб, на его месте другой уже не вырастет, поэтому эти зубы нужна беречь. Помните ли вы, когда у вас выпал первый молочный зуб? Что вы делали? Расскажите.

(Дети рассказывают несколько историй о выпадении зуба.)

3. Рассказ учителя.

У. В разных странах существуют разные обычаи, связанные с выпадением молочных зубов.

  • Например, в Испании обычай таков: ребёнок кладёт вечером свой зуб под подушку, а ночью приходит мышонок и приносит ему деньги или подарок. Мышонка испанцы называют Ротансито Перес – Господин мышонок Перес. Другой испанский обычай: нужно забросить зуб на крышу дома, рассказать маленький стишок, приглашая мышонка прийти, чтобы взять зуб и принести новый.
  • Когда японский ребёнок теряет зуб, он бросает его в воздух и кричит: «Превратись зуб в Они!» Они – это японское чудовище, у которого очень крепкие зубы.
  • У корейцев Ребёнок бросает зуб на крышу и говорит: «Чёрная птица, я даю тебе свой старый зуб, пожалуйста, дай мне новый!» Чёрная птица в Корее символизирует удачу.

Ребята, а чем покрыты наши зубы? (Ответы детей.)

Зубы покрыты эмалью. Эмаль придаёт зубам красивый блеск, предохраняет зубы от повреждений и заболеваний. Но она со временем разрушается.

4. Опыт.

У. Давайте понаблюдаем. От чего может разрушиться эмаль зубов? (Учитель проводит опыт, комментируя свои действия.)

Возьмём кусочек стекла. Нагреем его на огне. Опустим его в стакан с холодной водой. Что произошло со стеклом?

Д. Стекло треснуло.

У. Эмаль зубов может так же растрескаться от резкой смены горячей и холодной пищи. Берегите эмаль зубов от резкой смены температуры!

Третья страница «Болят зубы – скорее к стоматологу!»

Стихотворение читает ребёнок.
В небе солнышко светило,
На лугах цвели цветы,
Веселились дети лихо,
Развлекались, как могли.
Только Кате не до смеха:
У неё во рту «потеха»,
Заболел молочный зуб,
Рот «подушечкой» припух.
Наша Катя не играет,
На качели не бежит,
Слёзы горькие глотает,
Рот закрыла и молчит.
Ей сочувствуют подруги,
Утешают от души:
«Не грусти, забудь о зубе,
Нас попробуй – рассмеши…»
Только как же тут забыться,
Боль мешает ей играть,
Молоточком злым стучится,
Как помочь её унять?

Стоматолог. По всей вероятности, у Кати самая распространённая болезнь зубов – кариес. Слайд 4

Кариес – это разрушение зуба с образованием в нём полости (дырочки). Раньше эту болезнь называли «костоедой», потому что происходит постоянное разрушение, как бы поедание зуба. Лечение больного зуба практически безболезненно, если кариес только начинается. Поэтому, при появлении в зубе даже небольшой дырочки, советую вам сразу же обратиться к стоматологу.

Четвёртая страница «Полезные советы».

Слайд 5

1. Правила.

У. Запомните несколько правил борьбы с кариесом:

  1. Чисть зубы 2 раза в день (утром и вечером), не забывай почистить язык.
  2. Полощи полость рта после приёма пищи кипячёной водой. Можешь применить жевательную резинку без сахара (но жуй её не более 10-15 минут).
  3. Как можно реже ешь сладости, не увлекайся газированной водой.
  4. Меняй зубную щётку каждые 3 месяца.
  5. Ходи к стоматологу 2 раза в год, и тогда у тебя будет ослепительная улыбка.

Чтобы не болели зубы, не воспалялись дёсны, нужно полноценно питаться: кушать много зелёных овощей, свежих фруктов, мясо, курицу, рыбу, яйца, пить молоко. Если вы будете регулярно употреблять все эти продукты, то получите все необходимые вещества и витамины.

2. Сценка «Бабушкин гостинчик».

Бабушка. Здравствуй, внучек! А я тебе гостинчик принесла. Очень полезный для зубов. Угадай, что здесь?

Автор. Потрогал Илюша бабушкин кулёк.

Илюша. В нём что-то удлинённое, твёрдое, на банан немного похожее…

Автор. И нет, не угадал! В кульке оказалась морковка. А бабушка сказала...

Бабушка. У нас в деревне ребятишки любят хрумкать огурцы, яблоки, капустную кочерыжку, морковку. Овощи и фрукты чистят и укрепляют зубы. А у сластён, у тех, кто лакомится вафлями, конфетами, зубы-то чаще всего и болят.

У. Ребята, а как вы думаете, что вредно для зубов, чего нельзя делать?

Дети.

  • ковырять в зубах булавкой, иглой и другими металлическими предметами – для этого есть зубочистки, зубные нити;
  • откусывать нитки;
  • держать в зубах иголки, гвозди;
  • открывать зубами бутылки с газированной водой;
  • грызть твёрдые конфеты, ручки, орехи.

3. Чтение по ролям рассказа «Щёлк – орех раскололся».

– Во какие у меня зубы! – похвастался Гриша и вынул из скорлупы отличное ядрышко.

– И я так могу! – не выдержал Саша. Положил орех между зубами. Напрягся. Никак. Ещё сильнее напрягся. Щелчка не получилось.

– Ой, ой, ой! – закричал Саша. Орех остался цел, а на ладошке лежал… зуб.

У. Нет, зубы не щипцы для колки орехов!

Пятая страница «Кто как кусает?»

Слайд 6

У. Отгадайте загадку:

Полосатая злодейка
Съест любого малыша:
Пескаря, плотву, уклейку…
Не проглотит лишь ерша.

Д. Щука.

У. Всем известна кусака щука! Рот у неё большой, а в нём полным-полно мелких и острых зубов. Растут они на верхней и нижней челюстях в несколько рядов. Все направлены назад – ужас! Только без таких зубов щуке не прожить: ведь ловит она скользкую рыбу в твёрдой чешуе, трудно удержать её в пасти, того и гляди вырвется.

Вьётся верёвка,
На конце головка.

Д. Змея.

У. Ядовитые змеи кусают, когда нападают на добычу: мышей, лягушек, или когда защищаются. На верхней челюсти у них 2 ядовитых зуба-шприца. При укусе именно через эти зубы впрыскивается в ранку жертвы яд. От яда может пострадать и неосторожный человек. Если вы встретите змею в лесу, не трогайте её, обойдите. Не обижайте её и вас не укусят!

Эти строители –
Речные жители.
Пилят древесину,
Строят плотину.

Д. Бобры.

У. У бобров зубы – стамески. Они всю жизнь ими грызут, и всю жизнь резцы острые и постоянно растут. Такое свойство имеют зубы у бобров, белок, сусликов, мышей-полёвок.

Шестая страница «Берегите зубы!»

Слайд 7

У. А вы, ребята, запомнили, как нужно относиться к своим зубам? Сейчас я это проверю.

Если мой совет хороший,
Вы похлопайте в ладоши.
На неправильный ответ
Говорите «нет, нет, нет».

Постоянно нужно есть
Для зубов для ваших
Фрукты, овощи, омлет,
Творог, простоквашу.
Если мой совет хороший,
Вы похлопайте в ладоши.

Не грызите лист капустный:
Он совсем, совсем не вкусный.
Лучше ешьте шоколад,
Вафли, сахар, мармелад.
Это правильный ответ?

Чтобы зубы укреплять,
Полезно гвозди пожевать.
Это правильный совет?

Маме говорила Люба:
«Я не буду чистить зубы».
А теперь у нашей Любы
Дырка в каждом-каждом зубе.
Каков будет ваш ответ?
Молодчина Люба?

Блеск зубам чтобы придать,
Нужно крем сапожный взять,
Выдавить полтюбика
И почистить зубики.
Это правильный совет?

Ох, неловкая Людмила
На пол щётку уронила.
С пола щётку поднимает,
Чистить зубы продолжает.
Кто даст правильный ответ?
Молодчина Люда?

Запомните совет полезный:
Нельзя грызть предмет железный.
Если мой совет хороший,
Вы похлопайте в ладоши.

Навсегда запомните,
Милые друзья:
Не почистив зубы,
Спать идти нельзя.
Если мой совет хороший,
Вы похлопайте в ладоши.

Зубы вы почистили
И идёте спать.
Захватите булочку
Сладкую в кровать.
Это правильный совет?

Был ваш правильный ответ,
Что полезно, а что нет.

III. Итог урока.

У. давайте подведём итог всему. О чём мы говорили на уроке. Как же сохранить улыбку красивой на всю жизнь?

Д. Нужно заботиться о своих зубах, беречь их.

У. На ваших столах лежат рисунки-маски. Лица у них какие-то безликие, чего-то не хватает. Давайте «оживим» их. А чтобы вам работалось веселее, я включу музыкальное сопровождение. (Звучит песня «Улыбка», дети «оживляют» маски.)

У. Итак, вижу, что ваши маски «ожили», (некоторые из них крепим на доску). Посмотрите, как светло и весело стало в нашем классе. А теперь возьмитесь за руки и пустите искорку тепла, доброты – улыбнитесь друг другу!

Если только рассмеяться,
То настанут чудеса:
От улыбок прояснятся
И глаза, и небеса.
Ну-ка. взрослые и дети,
Улыбнитесь поскорей,
Чтобы стало на планете
И светлее, и теплей!

Наш урок подошёл к концу. Я надеюсь. Что вы будете помнить и применять те рекомендации, которые получили. Я довольна вами, благодарю вас за урок.

Используемая литература:

  1. Газета «ПедСовет» №5, май 2005.
  2. Классные часы. 3 класс. I часть./ Сост. М.А.Фисенко.- Волгоград: ИТД «Корифей», 2007.
  3. Обухова Л.А., Лемяскина Н.А. Школа докторов Природы, или 135 уроков здоровья. – М.: ВАКО, 2005.
  4. Ослепительная улыбка на всю жизнь: Методическое пособие по гигиене полости рта для начальной школы/Под ред. Г.М. Королёва. – М.: Медиа Сфера, 1996.

Презентация.