Методическая разработка интеллектуальной игры "Отличник"

Разделы: Химия


Цель: формирование учебной мотивации учащихся.

Задачи:

  • расширить кругозор знаний учащихся;
  • повысить качество знаний по изучаемым предметам;
  • продолжить формирование умений применять имеющиеся знания в нестандартной ситуации;
  • продолжить воспитание коммуникативной культуры.

Для повышения интереса к предмету, развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся часто используют такие формы работы как игры, викторины, конкурсы и т.д.

Как построить интеллектуальную игру так, чтобы в неё можно было бы вовлечь как можно больше учащихся одного возраста, как объединить совершенно разные предметы в одно целое, как сделать так, чтобы это было коллективное соревнование между классами, и личное первенство?

Как решение проблемы была разработана интеллектуальная игра «ОТЛИЧНИК». Она хороша тем, что в ней может участвовать большое количество учащихся и педагогов; в неё можно начинать играть с любого тура; она может быть адаптирована на любой возраст учащихся; может проводиться как по отдельному предмету (отдельно взятой теме), так и по нескольким предметам сразу; в ней каждый может проявить себя: претендентом на звание «ОТЛИЧНИКА», участником команды, автором вопроса, организатором игры.

Единственное условие успешности игры – это желание учащихся участвовать и готовность педагогов поддержать учеников. Попробуйте один раз, и в дальнейшем ваши ученики сами подготовят и проведут все этапы игры.

Функционал организаторов игры.

Функции ведущего.

Ведущий четко читает вопрос на карточке, слушает ответ учащихся, зачитывает правильный ответ.

Функции секретаря.

Специальный секретарь фиксирует очередность поднятия карточек игроками и устанавливает очередь ответа на вопрос среди «играющих мест». Лучше, если эти обязанности будут исполнять 2 человека.

Функции «хранителя времени».

«Хранитель времени» отслеживает время на обдумывание вопроса. Секундомер включается с момента прочтения всего вопроса и независимо от того, слушается ответ игрока или нет «хранитель» обязан подать сигнал в начале и в конце положенного времени.

Функции «стражей игры».

«Стражи» следят за порядком, дисциплиной и выполнением правил игры командами и болельщиками. О любом нарушении они обязаны сообщить жюри поднятием красной карточки и указать, с какой команды снимаются баллы.

Функции жюри.

Жюри определяет точность ответа игроков, фиксирует баллы, набранные командой, баллы набранные каждым учеником, определяет победителей среди классов, команд, всех учащихся. Жюри ведет протокол, в котором записывается информация о вопросах и присуждаемых баллах. Баллы, снятые красной карточкой, снимаются с общей суммы команды, но не с персональной суммы каждого игрока. Жюри награждает участников игры.

I ТУР (8 класс)

Каждый класс борется за победу, каждый ученик борется за звание ОТЛИЧНИКА.

1. Заранее: формируются команды внутри классов, учителя – предметники (предметов может быть сколько угодно) готовят вопросы и ответы (для ведущего и членов жюри), распределяются роли организаторов игры. Оптимальное количество вопросов 30-40, иначе игра займёт большое количество времени.

2. Играющая команда состоит из 5 учащихся. В команде определяется очередь участников на «играющее место», которое занимает один из членов команды. «Играющее место» слушает вопрос, при необходимости делает записи, время на обдумывание вопроса и ответа не более 10 секунд. При решении ответить, ученик поднимает карточку. Специальный секретарь фиксирует очередность поднятия карточек.

Если кто-то из «играющих мест» дает верный ответ, он остается играть дальше, команда в его лице получает один балл. В остальных командах идет замена «играющих мест» в порядке очерёдности.

Если «играющее место» ошибается, он покидает место игрока, вместо него садится следующий член команды. Право ответа переходит к участнику («играющему месту»), поднявшему карточку вторым. Так продолжается до правильного ответа.

Если правильного ответа участники под номерами один не назвали, сообщает верный ответ ведущий.

3. Класс, чья команда побеждает, получает приз от МАН (Малой академии наук). Команда, набравшая максимальное количество баллов, награждается грамотами, а также получает отметки 5 («отлично») в текущую успеваемость по всем играющим предметам.

Ученик, набравший максимальное число баллов, награждается дипломом «ОТЛИЧНИК» и подарком.

Остальные участники игры получают грамоты и утешительные призы.

4. Во время игры за дисциплиной, подсказками и соблюдением правил игры следят два «стража игры». При нарушении дисциплины и правил игры среди команд, а также подсказок как со стороны членов команд, так и болельщиков «страж» поднимает красную карточку, которая сигнализирует жюри о снятии с команды баллов (1 сигнал – 1 штрафной балл). Баллы снимаются с команды того класса, чьи ученики нарушали условия игры.

Протокол жюри

№ вопроса Класс, чья команда дала правильный ответ Фамилия, имя ученика давшего правильный ответ
1 Иванова Аня
2 Петрова Света
3 Сидорова Катя
4 Петров Сергей
....    
40 Иванова Аня

Таким образом, определяется класс-победитель, а также игрок, набравший максимальное число баллов.

Итак, в удачном исходе игры заинтересованы все: учащиеся класса, команд и персонально каждый ученик. 

II ТУР (9 класс)

Команда ОТЛИЧНИКОВ (учеников, набравших в 1 туре наибольшее количество баллов) играет против учащихся своей параллели.

1. Заранее учащиеся параллели готовят вопросы по изучаемым предметам. Вопрос должен быть четко сформулирован и иметь точный ответ.

Правильное оформление вопроса.

  1. класс – 9»А»
  2. фамилия, имя – Иванов Иван
  3. предмет – химия
  4. вопрос: ................
  5. ответ: ..................
  6. источник информации: .............

Все вопросы и ответы после игры передаются учителям, предметы которых участвуют в игре. За глубину знаний, оригинальность, точность формулировок в вопросах и ответах игроков можно оценить.

Если класс участвует в игре, то учащиеся этого класса должны сдать не менее двух вопросов по каждому играющему предмету.

Вопросы сдаются организатору игры, оптимальное количество 30-40, все они распределяются по областям знаний (предметам).

2. Перед игрой команда ОТЛИЧНИКОВ выбирает себе капитана. Ведущий объявляет все играющие предметы. Капитан выбирает область знаний, ведущий читает первый вопрос по данному предмету, обязательно сообщает автора вопроса.

На обсуждение у команды ОТЛИЧНИКОВ всего 30 секунд. Когда команда готова ответить, капитан поднимает карточку. Верный ответ приносит команде 1 балл, неверный ответ приносит 1 балл автору вопроса.

3. Когда все вопросы закончены, жюри подводит итоги.

Протокол жюри.

№ вопроса Команда ОТЛИЧНИКОВ Команда учащихся параллели
1 1 балл  
2  - Иванов Иван – 8б класс
3 - Петров Сергей – 8в класс
....    
36  - Иванов Иван – 8б класс

 Таким образом, определяются победители и лучшие игроки со стороны учащихся параллели.

4. Если команда ОТЛИЧНИКОВ отвечает правильно на 80% вопросов, то каждый игрок получает «отлично» по всем играющим предметам в текущую успеваемость.

Если команда ОТЛИЧНИКОВ отвечает правильно на 60% - 79% вопросов, то игроки получают призы от МАН (Малой академии наук)

Если команда ОТЛИЧНИКОВ ответила правильно на 50% вопросов и менее, она считается проигравшей.

Надо отметить, что процентное соотношение может варьировать от уровня подготовленности учеников и уровня представленных вопросов.

Победители среди авторов вопросов также могут быть поощрены, как педагогами – предметниками, так и руководством МАН.

Итак, в данном случае играет большое количество учащихся параллели. Каждый заинтересован, чтобы его вопрос попал в игру и заработал балл. Учащиеся команды ОТЛИЧНИКОВ заинтересованы в выигрыше, стремясь подтвердить свой статус. Учителя заинтересованы в повышении познавательной активности учащихся.

III ТУР (10 класс)

Команда учеников параллели играет против команды ОТЛИЧНИКОВ и против команды учителей.

1. Заранее учащиеся параллели готовят вопросы по следующим предметам: математика, физика, химия, география, история, литература, биология, тема Х (этикет, искусство, музыка, театр, кино, живопись, ОБЖ). Вопрос должен быть четко сформулирован и иметь точный ответ.

Правильное оформление вопроса.

  1. класс – 10»А»
  2. фамилия, имя – Иванов Иван
  3. предмет – химия
  4. вопрос: ................
  5. ответ: ..................
  6. источник информации: .............

 Все вопросы и ответы после игры передаются учителям, предметы которых участвуют в игре. За глубину знаний, оригинальность, точность формулировок в вопросах и ответах игроков можно оценить. Самые активные участники игры оцениваются дополнительно.

Вопросы сдаются организатору игры. Желательно, чтобы в списке вопросы по предметам не стояли подряд.

2. Команда ОТЛИЧНИКОВ состоит из семи лучших учеников параллели (если претендентов больше, то состав команды определяет жребий)

Команда учителей состоит из учителей, работающих в данной параллели.

Задача команд - набрать наибольшее количество баллов за определенное время (40 минут)

3. Начинает игру команда ОТЛИЧНИКОВ, выбирая номер вопроса (тема в данном случае заранее неизвестна). Ведущий читает вопрос, обязательно указав автора. На размышления дается одна минута.

Если команда готова ответить, то капитан поднимает сигнальную карточку. Верный ответ приносит команде 1 балл и право дальше выбирать номер вопроса.

Если команда отвечает неправильно, то право ответа переходит к конкурентам

Если правильного ответа не дает ни одна команда, то ведущий зачитывает правильный ответ.

4. Игра заканчивается по истечении времени (40 минут)

Жюри, подводя итоги должно определить:

  • Победителя игры (при условии, что команда ОТЛИЧНИКОВ выиграла, все участники команды получают «отлично» по всем играющим предметам)
  • Лучший вопрос, по мнению команды ОТЛИЧНИКОВ
  • Лучший вопрос, по мнению команды учителей
  • Лучший вопрос, по мнению команды болельщиков
  • Лучший вопрос, среди неозвученных вопросов.

Протокол жюри.

№ вопроса Команда ОТЛИЧНИКОВ Команда учителей Команда учащихся параллели
1 1   Антонова Аня – 10а класс
2 1   Петров Антон – 10б класс
3   1 Петров Антон – 10б класс
....      
30 0 0 Иванов Иван -10в класс