Организация занятий по ознакомлению с окружающим по программе "Радость бытия"

Разделы: Работа с дошкольниками


Тема: «В СОЛНЕЧНОМ ЦАРСТВЕ, КОСМИЧЕСКОМ ГОСУДАРСТВЕ»

ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ:

  • Дать детям некоторые знания о солнечной системе, планетах, солнце, звездах и созвездиях.
  • Развивать умственные способности детей в процессе познавательной деятельности: развитие внимания, памяти, мышления.
  • Совершенствовать поисковую активность.
  • Развивать умения и навыки, необходимые в учебной деятельности.
  • Учить детей придумывать новые слова, состоящие из этих же букв, но в другом порядке.
  • Развивать способность управления своим телом, чувство ритма, пластичности.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Дети здороваются с гостями после представления их воспитателем.

Воспитатель: Дети, с минуты на минуту должен появиться ещё один наш гость. (Звучит музыка, «влетает» звезда).

Звезда: Здравствуете, ребята! Я - путеводная звезда, торопилась к вам в детский сад пригласить вас в гости в наше Солнечное царство, Космическое государство.

Воспитатель: Ребята, принимаем приглашение звёздочки?

Дети: Да!

Воспитатель: Как вы думаете, на чём мы сможем туда добраться?

Дети: На ракете!

Воспитатель: Да, дети, попасть туда мы сможем на космическом корабле. У кораблей, как и у человека, есть своё имя, есть название. Какие вы помните названия космических кораблей, которые побывали в космосе?

Дети: Восток, Мир, Восход, Союз.

Воспитатель: А у нашего корабля есть тоже название, но что-то я не пойму, как же он называется.

Звезда: Название вы должны отгадать. Вот вам задание (отдаёт конверт).

Воспитатель: Ребята, сейчас мы посмотрим, что же за задание там спрятано. Здесь написано слово... ГОРА и под каждой буквой - цифра, нам нужно буквы поставить по порядку. Да это мы уже умеем, верно, ребята? Над цифрой «1» буква - А, «2» - Р, «3» - Г, «4» - О. Что получилось?

Дети: «АРГО».

Воспитатель: Правильно. Мы правильно выполнили твоё задание, Звёздочка?

Звезда: Да, вы молодцы!

Воспитатель: Какое сказочное название верно, ребята? Ну, что же занимайте места, включаются приборы, запущены двигатели. Три! Два! Один! Пуск! И вот мы летим! Давайте посмотрим в иллюминатор, что вы видите в низу с нашего космического корабля?

Дети: Земля! (Глобус - это изображение нашей планеты - Земли).

Воспитатель: Верно, это наша Земля, откуда мы только что стартовали с вами. А что вы знаете о ней?

Дети: Она имеет форму шара, это планета.

Воспитатель: Как её ещё называют?

Дети: Голубая планета.

Воспитатель: А почему?

Дети: Большая часть у неё - вода.

Воспитатель: А что это - вода?

Дети: Моря, океаны.

Воспитатель: Посмотрите внимательно, на Земле разве только вода есть?

Дети: Нет, ещё есть суша - это горы, вулканы, растительный и животный мир и мы - люди.

Воспитатель: А без чего не было бы жизни на Земле?

Дети: Без Солнца.

Воспитатель: Да, Солнце дарит нам тепло, свет. Всегда светло на нашей планете?

Дети: Нет, бывает и темно.

Воспитатель: Как называются эти отрезки времени?

Дети: Когда светло - день, когда темно - ночь.

Воспитатель: Раньше, в древние времена, люди не знали почему бывает день, а почему ночь, они очень боялись, что однажды вечером, солнышко может уйти и больше не вернуться, тогда на Земле будет холодная, тёмная ночь. А вы, ребята, знаете почему бывает день и ночь?

Дети: Потому что Земля вращается вокруг себя.

Воспитатель: «День и ночь - сутки прочь». Семь раз повернули колесо времени, семь суток прошло, семь дней и семь ночей - говорят, что прошла... что? Кто мне подскажет?

Дети: Неделя.

Воспитатель: Верно, люди складывают недели и проходят ...

Дети: Месяцы.

Воспитатель: Кто подсказал нам, что можно складывать недели?

Дети: Луна.

Воспитатель: А что это такое, Луна?

Дети: Спутник Земли. Она вращается вокруг Земли.

Воспитатель: А если Луна сделает один оборот вокруг Земли, то ...

Дети: Пройдёт один месяц.

Воспитатель: Послушайте внимательно мою загадку:

«Ежегодно к нам приходят гости,

Один седой, другой молодой,

Третий скачет, а четвёртый плачет».

Дети: Времена года.

Воспитатель: Верно, это времена года! А какие времена года вы знаете? Почему происходит смена времён года?

Дети: Потому, что Земля вращается вокруг Солнца.

Воспитатель: Вот мы и покрутили колесо времени. Вертится оно и вертится: день приходит на смену ночи, весна на смену зиме. Кто запустил это колесо? Можно ли его остановить? А запустить в другую сторону? Этого, ребята, пока не знают даже великие учёные.

Мы с вами говорили о нашей планете. А какие вы ещё знаете планеты? Назовите по порядку.

Дети перечисляют.

Воспитатель: И все эти планеты вращаются вокруг солнца. Давайте подлетим к ним и охарактеризуем их: расскажем нашей гостье, Звёздочке, что знаем о них. (На большой стене музыкального зала расположены изображения разных планет).

Дети: Меркурий - самая ближайшая планета к Солнцу, очень жаркая, поэтому там жизни нет. Марс - красная от пыли.

Юпитер - самая большая, у неё 16 спутников.

Сатурн - вокруг этой планеты - кольца, которые состоят изо льда и твёрдых тел.

Воспитатель: Какое название имеют планеты Нептун, Сатурн, Юпитер и Уран?

Дети: Гиганты.

Воспитатель: Ребята, Звёздочка предлагает нам отгадать, какая буква потерялась у нескольких планет. Проводится игра «Буква потерялась».

Воспитатель даёт детям изображение четырёх планет, в названии которых пропущено по одной букве.

Воспитатель: А мы знаем игру, которая называется «Дни недели».

По маленьким кусочкам планет ребята угадают название планеты и назовут день недели, который соответствует этой планете.

Воспитатель: Звёздочка, хочешь посмотреть эту игру и поучаствовать в ней?

Звёздочка показывает часть планеты, а дети называют её и день недели.

Воспитатель: Мы увидели, как планеты вращаются вокруг Солнца по своим орбитам, а почему это происходит? Кто мне скажет, ребята?

Дети: Солнце удерживает их, притягивает к себе.

Воспитатель: А если бы этого не было?

Дети: Они разлетелись бы в другие Галактики Вселенной.

Воспитатель: Что же это такое Солнце? Почему от него зависят все планеты?

Дети: Солнце - это Звезда, самая большая, огромная, больше всех планет. Это раскалённый шар, где огромная температура, от которой всё плавится и сгорает.

Воспитатель: Ребята, если бы Солнце не удерживало планеты, то произошла бы катастрофа. Вот такая, как в этой игре. Она так и называется «Катастрофа в космосе». Давайте все вместе соберём планеты в единое целое. Дети разделяются на пять подгрупп, берут конверт с частями планет и собирают планеты.

Звёздочка: А теперь послушайте мою загадку:

Чёрная дорожка усыпана горошком. Что это?

Дети: Звёздное небо.

Звёздочка: Верно, правильно отгадали. А теперь выполните моё задание - продолжите звёздный узор.

Воспитатель: Что ж, ребята, давайте покажем Звёздочке, как мы умеем выполнять задание. И ты, Звёздочка, присоединяйся к ребятам.

Дети за столами рисуют - продолжают звёздный узор, потом говорят, что у них получилось - дорожка, горки, ямки и т.д.

Воспитатель: Дети, а здесь на звёздном небе, что за звёздные узоры? Вы узнали их? Верно, это созвездия, а среди них и мифологические созвездия. Давайте назовём их.

Дети показывают на графических рисунках созвездия и называют их.

Воспитатель: Каждый человек рождён под своим знаком Зодиака. Я, например, Весы. А вы? (Воспитатель обращается к детям, которые называют свои знаки зодиака). Вот сколько много созвездий мы назвали. А состоят они из разных звёздочек, таких же, как и наша гостья.

Звездочка: Я приглашаю вас на мой звёздный танец!

Гаснет свет, включается зеркальный шар, звучит музыка, под которую дети танцуют.

Дети танцуют под музыку «Зодиак».

Воспитатель: Подходит к концу наше удивительное путешествие. Давайте, ребята, на прощанье подарим нашей гостье - Звёздочке на память о нашем пребывании в этом Космическом Государстве свои созвездия. Для этого мы пройдём за столы и нарисуем свои созвездия.

Дети выполняют задания.

Воспитатель: Поблагодарим звёздочку за такое интересное путешествие в загадочный мир, и будем возвращаться домой на планету Земля.