Конспект урока информатики, 7-й класс. Тема: "Текстовый редактор Word. Создание и работа с таблицами"

Разделы: Информатика

Класс: 7


Цели урока:

Образовательные:

  • познакомить учащихся с технологией создания таблиц в Word;
  • освоить основное приемы оформления таблиц в Word.

Воспитательные:

  • воспитание информационной культуры учащихся;
  • внимательности, аккуратности (составление конспекта урока);
  • дисциплинированности, усидчивости (при проведении практической части урока).

Развивающие: развитие мышления, навыков работы на компьютере, работы с электронными таблицами.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний.
  3. Практическая часть урока.
  4. Подведение итогов урока.
  5. Домашнее задание.

Ход урока

1. Организационный момент.

Объявление темы и целей урока для учащихся. Обозначение плана проведения урока.

Учитель раздает памятки Алгоритм создания таблиц, Действия по изменению структуры таблицы и Действия по оформлению таблицы каждому учащемуся (Приложение 1).

2. Актуализация знаний.

На предыдущих занятиях мы с вами научились работать с текстом в Word. Давайте вспомним, что мы умеем делать?

Предполагаемые ответы учащихся:

  1. Набирать текст в Word.
  2. Форматировать текст (удалять, копировать, вставлять, изменять цвет, изменять размер и начертание шрифта, выравнивать текст относительно краев листа).
  3. вставлять объект WordArt.
  4. Вставлять автофигуры и раскрашивать их.
  5. Вставлять рисунок в документ.

3. Практическая часть.

Сегодня на уроке мы займемся созданием таблиц в Word. У каждого из вас на столе есть памятка по работе с таблицами.

Давайте ознакомимся с этой памяткой (самостоятельно). Основываясь на материале памятки, начнем работу с таблицами в текстовом редакторе: по представленному алгоритму попробуйте создать таблицу и заполните её. Затем, выполните несколько действий по изменению структуры таблицы и по форматированию таблицы (задание выполняется учащимися самостоятельно под контролем учителя, при необходимости учитель оказывает помощь ученикам).

Алгоритм создания таблиц:

  1. создайте новый документ;
  2. выполните команду Таблица→ Добавить→ Таблица. Укажите в диалоговом окне количество строк и столбцов, необходимых для вашей таблицы;
  3. Заполните таблицу данными;
  4. Сохраните документ под необходимым именем.

Действия по изменению структуры таблицы:

Действие Содержание действия
Выделение всей таблицы, столбца, строки или ячейки Установите курсор в любую ячейку и выполните команду Таблица → Выделить→ Таблица, Столбец, Строка или Ячейка
Вставка столбцов Установить курсор в место вставки и выполнить команду Таблица→ Добавить→ Столбцы слева или Столбцы справа
Вставка строк Установить курсор в место вставки и выполнить команду Таблица→ Добавить→ Строки ниже или Строки выше
Объединение ячеек Выделить смежные ячейки и выполнить команду Таблица→ Объединить ячейки
Разбиение ячеек Выделить смежные ячейки и выполнить команду Таблица→ Разбить ячейки
Удаление таблицы Установить курсор в любую ячейку и выполнить команду Таблица→ Удалить→ Таблица
Удаление столбцов или строк Установить курсор в любую ячейку и выполнить команду Таблица→ Удалить→ Столбцы или строки

Действия по форматированию таблицы:

Действия Содержание действий
Перемещение таблицы Перетащить таблицу за маркер в левом верхнем углу таблицы или выполнить команду Таблица→ Свойства таблицы→ Выравнивание
Изменение размера таблицы Использовать маркер в правом нижнем углу таблицы методом протягивания или выполнить команду Таблица→ Свойства таблицы→ Таблица→ Размер
Изменение размеров столбцов или строк Использовать маркеры изменения размера, появляющиеся при наведении указателя мыши на рамки таблицы, или выполнить команду Таблица→ Автоподбор→ Выровнять ширину столбцов или Выровнять высоту строк для предварительно выделенных столбцов или строк
Оформление рамок таблицы и ячеек Выполнить команду Таблица→ Свойства таблицы→ Таблица→ Границы заливки

Форматирование содержимого структурных элементов таблицы (ячеек, столбцов, строк и всей таблицы) выполняют традиционными способами форматирования после выполнения этих элементов. Автоматическое форматирование выполняют с помощью команды Таблица→ Автоформат.

Следующее задание выполняется учениками и учителем параллельно. Компьютер учителя подключён к мультимедийному проектору, каждое действие выполняет учитель на своём компьютере после обсуждения с учащимися.

Задание: создание сложной таблицы, используя средства по изменению структуры и форматированию текста таблицы (объединение ячеек таблицы).

«Оценки учащихся». 

№ ученика Фамилия
ученика
Имя
ученика
Оценки по предмету:
математика химия история
1. Петрова Елена 4 4 5
2. Иванов Василий 3 5 4
3. Сидоров Иван 5 5 5
4. Васичкин Алексей 3 3 4
5. Егор 4 4 3

Создайте таблицу по образцу. Выясним сначала, сколько столбцов и строк содержит таблица (6 строк и 6 столбцов). Для того, чтобы объединить ячейки необходимо выделить те ячейки, которые будет объединять и по выделению кликнуть правой кнопкой мыши. В диалоговом окне выбрать пункт Объединить ячейки.

После того как вы оформили и заполнили таблицу, раскрасим ее. Это можно сделать следующим образом: выделим строку или столбец (которые будем заливать цветом) и по выделению кликнуть правой кнопкой мыши. В диалоговом окне выбрать пункт Границы и заливка – Заливка, выбрать нужный цвет заливки и наддать кнопку ОК.

Результат:

№ ученика Фамилия
ученика
Имя
ученика
Оценки по предмету:
математика химия история
1. Петрова Елена 4 4 5
2. Иванов Василий 3 5 4
3. Сидоров Иван 5 5 5
4. Васичкин Алексей 3 3 4
5. Егор 4 4 3

6. Подведение итогов урока.

Учащиеся заполняют карточку Самоанализ усвоения учебного материала учащимся и сдают её учителю (Приложение 2).

Проверка выполнения задания. Выставление оценок за урок.

7. Домашнее задание.

Оформите в виде таблицы ваше расписание уроков на неделю (задание выполняется аналогично заданию выполненному на уроке). Возможно использование вставки изображений. Результат представить в виде файла или в распечатанном варианте на бумажном носителе информации.

Пример