Из опыта работы по краеведению "Мой край родной, Кузбасс!"

Разделы: Работа с дошкольниками


Содержание:

  1. Цель и задачи
  2. Предметно-развивающая среда по краеведению
  3. Методические рекомендации воспитателям
  4. Методические разработки по краеведению:
    • Конспекты занятий из опыта работы
    • Развивающие игры по краеведению
  5. Работа с родителями
  6. Папка передвижка для родителей по краеведению «С любовью к городу!» (Приложение)

Цель:

  • Зажечь искорку любви и интереса к жизни народов родного края в разное историческое время. К его истории и культуре, к природе родного края и России.
  • Создание воспитательно-образовательной среды, способствующей полноценному духовному и нравственному воспитанию дошкольников.

Задачи:

  • Воспитывать чувство привязанности к своему родному городу, восхищения его красотой.
  • Вызвать в детях чувство гордости за свою страну, интерес к её истории и стремление сделать свою Родину богаче и краше.
  • Знакомить детей с культурными центрами и ценностями родного края.
  • Приобщать к культуре и традициям русского народа, воспитывать лучшие качества присущие ему: трудолюбие, доброту, сочувствие, взаимовыручку.
  • Развивать способность наблюдать, исследовать, делать выводы, обобщать.
  • Развивать творческие и интеллектуальные способности детей, речевую культуру.

Принципы работы:

  • Учет возрастных особенностей детей при отборе содержания темы занятий, задач воспитания и обучения.
  • Обеспечение эмоционально-психологического комфорта для детей.
  • Уважение к личности ребенка.

Предметно-развивающая среда в группе

Мини-музей «Кемерово - любимый город»

Результат работы



Экспонаты музея "Кемерово - любимый город"

Куклы в русском национальном костюме

Куклы в шорском национальном костюме

Предметно-развивающая среда по краеведению

Центром по патриотическому воспитанию старших дошкольников в группе является мини-музей по краеведению «Кемерово - любимый город!»

Цель: Всестороннее изучение родного края, г. Кемерово.

Задачи:

  • Научить детей понимать, что у людей и у вещей есть своя история.
  • Пробудить чувство любви к своему городу, уважение к его обычаям и традициям.
  • Пробуждать в детях эмоциональную отзывчивость к окружающему миру и помочь осознать ребенку свое место в нем.

Работа в музее краеведения развивает речь, воображение, мышление, расширяет кругозор, способствует нравственному становлению личности, пробуждает любовь к родному городу, краю, России.

Экспонаты музея:

  1. Альбомы:
  2. «С любовью к городу!»
    • «Кузбасс. Эльдорадо в Сибири».
    •  «Защитники Родины».
    • «Растительный мир нашего края».
    • «Животный мир нашего края».
    • «Народный костюм».
    • «Кемерово» .
  3. Куклы в русском и шорском костюмах.
  4. Художественная литература о родном крае.
  5. Символика Кемеровской области, г. Кемерово.
  6. Макеты:
    • «Театральная площадь»(объемный).
    • «Детский сад» (объемный).
    • «Природные богатства» (объемный).
    • Стенд «Кемерово - наш город».
  7. Карта Кемеровской области, карта - схема г. Кемерово.
  8. Фотографии Томской писаницы, березовой рощи, реки Томь и др.
  9. Рисунки и творческие работы детей на тему «Наш край родной глазами детей».
  10. Дидактические игры:
    • «Узнай, где я нахожусь»,
    • «Кемеровские загадки» «Где я живу?»
    • «Собери картинку»
    • «Кем быть?»;
    • Кроссворды, ребусы о г. Кемерово.
  11. Гербарий растений родного края.
  12. Картотека - опись экспонатов музея, методические рекомендации к ней.

Методические рекомендации по теме опыта работы воспитателям

  1. Создать предметно-развивающую среду по краеведению с наглядным дидактическим материалом о родном крае, городе.
  2. Использовать различные методы и формы работы с детьми:
    • экскурсии, прогулки, дидактические игры,
    • чтение детских художественных произведений, сказок,
    • рассматривание и обсуждение диафильмов, репродукций картин, иллюстраций,
    • разучивание с детьми песен, стихотворений, пословиц, поговорок,
    • привлечение детей к посильному общественно-полезному труду в ближайшем для детей окружении (труд на участке детского сада),
    • поощрение за бережное отношение к общественному имуществу, за добросовестно выполненное поручение, хорошее поведение,
    • личный пример воспитателя, любящего свою работу, улицу, город.
  3. Широко и систематически использовать традиции своей программы и группы, например «Круг приветствия», «Сладкий вечер», «В этот вечер у нас», «Поговорим о хорошем», «Сейчас узнаем», «Час фольклора», «Новоселье», «Дни рождения».
  4. Создавать проблемные ситуации перед детьми и вместе решать их, через мотивацию игровую, общения, личной заинтересованности.
  5. Пополнять свои знания о родном крае. Продумывать, что целесообразно показать и о чем рассказать детям.
  6. Помнить, что патриотическое воспитание включает в себя решение задач не только нравственных, но и трудовых, умственных, эстетических, а также физического воспитания.
  7. Воспитывать интерес к родной природе, желание больше узнать о природе своего края. Формировать бережное отношение к природе. Пробудить желание трудиться в природе, стремиться к её созиданию.
  8. Важно в воспитании патриотических чувств дать возможность детям выразить их в своих творческих работах - в рисунках, лепке, аппликациях, бумагопластике.
  9. Проявлять неподдельный интерес к окружающему миру, к своему городу и передавать свою любовь детям. Быть самим патриотами своей Родины.

Конспект занятия. Тема: «Конкурс знатоков родного края»

Подготовительная группа

Задачи:

  • Образовательная. Выявить и закрепить знания детей об истории г. Кемерово, о его достопримечательностях. Закрепить представления о растительном и животном мире Кемеровской области.
  • Развивающая. Развивать связную речь, память, внимание, эмоциональную отзывчивость, собственное мнение об окружающей действительности. Развивать мелкую моторику, творческую активность.
  • Воспитательная. Воспитывать любовь к своему городу, чувство взаимопомощи, сплоченности, умение действовать согласованно, сообща.

Словарная работа:

  • Активизировать речь детей, обучая использовать слова: достопримечательность, Кузбасс, область, «Кемир», горелый камень, кемеровчане, шорцы, Родина, площадь, памятник.
  • Правильное применение детьми пословиц и поговорок: Родина любимая, что мать родимая. Родимая сторона - мать, чужая - мачеха. На родной сторонке и камешек знаком. Нет в мире краше Родины нашей. Родину мать ничем не заменишь

Предварительная работа:

Экскурсия по городу Кемерово, в Краеведческий музей; целевые прогулки по улицам района; рассматривание альбома «Достопримечательности города Кемерово», «Растительный мир Кемеровской области», «Животный мир края», наборов открыток с памятными местами; изготовление макета «Театральная площадь у драматического театра»; создание альбома «С любовью к городу»; знакомство с символикой города Кемерово и Кемеровской области; познавательные занятия по темам: «Кемеровская область на карте Родины», «История города Кемерово», «Растительный и животный мир Кемеровской области», «Почетные люди города», «О трудовых буднях кемеровчан».

Дидактические игры «Узнай, где я нахожусь», «Так или не так» и др.

Разучивание стихотворения: «Реченька лесная» Гербова «Учусь говорить»; «Край родной» С. Дрожжин. Знакомство с пословицами и поговорками о Родине.

Рисование на тему «Родной город», аппликация «Дом в котором мы живем». Рассматривания архитектуры здания драматического театра и телевизионно передающей станции «Орбита».

Методические приемы: Беседа, рассматривание, сравнение, игра «Так или не так», «Растения и животные края», дидактические конкурсы, вопросы - ответы, продуктивная деятельность детей, художественное слово.

Материал занятия: два ребуса, две разрезные картинки, открытки с достопримечательностями города, эмблемы к названиям команд «Томь»,. «Уголек», фишки две корзинки разного цвета, два набора картинок с животным и растительным миром, сердечки «С любовью к городу» по количеству детей для сюрприза, музыкальное сопровождение песни «Родная песенка», для аппликации два альбомных листа, готовые детали «Драм театра», «Орбита», клей, салфетки, кисти, клеёночки, два фломастера, два больших листа с надписью слова «Знатоки», два фланелиграфа.

Ход занятия

1 часть. Организационный момент.

Воспитатель. Ребята, посмотрите, сегодня к нам в группу почтальон принес конверт с письмом. Кто прочитает нам, что там написано.

Конверт: Ребятам подготовительной группы от Магистра наук.

Письмо: «Дорогие ребята! Меня заколдовала злая волшебница Бастинда. Я ничему на свете не верю. Не верю, что дети хорошо знают и любят свой край родной. Только вы сможете расколдовать меня, если примете участие в конкурсе знатоков родного края. Пожалуйста, скорее. С уважением ваш Магистр всех наук»

Воспитатель. Вы хотите расколдовать Магистра наук от злых чар волшебницы Бастинды и принять участие в конкурсе знатоков родного края. Тогда давайте пригласим Магистра наук в группу, а для этого закройте глаза и произнесите со мною вместе 3 раза крибли – крабли - бумс. (воспитатель перевоплощается в Магистра наук)

Магистр наук. Здравствуйте ребята! Я Магистр наук. Приглашаю вас принять участие в конкурсе знатоков родного края. Я очень хочу поверить, что вы знаете и любите свой край родной Кузбасс. И так конкурс знатоков родного края начинаем. Я знаю, что вы со Светланой Михайловной разделились на две команды. На команды «Томы» и «Уголёк». Пожалуйста, команды располагайтесь на свои места поудобнее. И так в конкурсе знатоков принимают участие команды «Томы» и «Уголек» (хором). Капитан команды «Томь»…и «Уголек»….

Команды будут отвечать на вопросы и выполнять самые интересные задания. За правильные ответы я буду класть фишки в корзинки. У какой команды в конце игры будет больше фишек в корзинке та и победит.

II часть. Основная

Магистр наук. Первый конкурс «Разминка».

Сколько лет исполнилось Кемеровской области? .

В каком городе Кемеровской области мы живем?

Сколько лет исполнится городу Кемерово?

Как называют жителей нашего города?

Почему команды выбрали себе такие названия? Почему наш город называется Кемерово?

Как называли его раньше?

Кто коренные жители Кемеровской области? Кто был первооткрывателем угля?

Каким знаком на карте обозначается уголь?

2 конкурс «Фотоконкурс о достопримечательностях города»

Ребята, мы с вам недавно побывали на экскурсии по городу Кемерово. Вы увидели, какой наш город большой, красивый, сколько много в нем достопримечательностей, мест отдыха кемеровчан.

Внимание знатоки! Перед вами фотооткрытки. Рассмотрите их и выберите ·только те, где изображены места отдыха. Посоветуйтесь и договоритесь, кто будет отвечать.

3 конкурс «Собери картинку»

Магистр наук. Участникам игры необходимо собрать разрезанную картинку и рассказать, какое памятное место в городе на ней изображено (Дети собирают картинку с театральной площадью и аллею героев).

Проверим:

  • Какую картинку собрали команды?
  • На какой площади находится фонтан?
  • От какого памятника начинается аллея героев?

4 конкурс «Домашние задание»

Сейчас мы с вам послушаем внимательно, какие стихотворения дома выучили ребята к сегодняшней игре? (Команды рассказывают по одному стихотворению.)

5 конкурс - игра «Растительный и животный мир края».

Магистр наук. Кузбасс славится не только красивыми городами, но и богатым растительным и животным миром.

А вот какие животные живут, и какие растения растут в нашей местности, мы узнаем, если вы выберите их из всех других.

Физкультминутка о ЗИМНИХ забавах детей. Поем.

Прилетел ветерок, прилетел на часок
Нас погладил ласковой рукой (показывают)
Оглянулся вокруг,
Оглянулся и вдруг,
Закружился в танце озорном.
А мы наделили лыжи (имитация движений)
И встали на коньки.
Играем, играем в зимние снежки.
Снежки (дети кидают снежки)
Коньки (движения на коньках)
Лыжи (движения на лыжах).

6 конкурс - капитанов. Игра «Так или не так»

Я приглашаю сейчас выйти капитанов команд. У фланелеграфа вам необходимо разгадать ребус и прочитать слово. Для этого вы фломастером записываете букву, с которой начинается картинка.

Пока капитаны выполняют задание, мы с ребятами поиграем в игру «Так или не так».

Кто вспомнит правила игры?

Если вы со мной согласны хлопайте в ладоши, если нет, то поднимайте руку.

Итак, внимание!

  1. В нашем городе есть красивый Знаменский собор. (так)
  2. На гербе г. Кемерово нет черного цвета. (не так)
  3. З. М. Подгорбунский почетный гражданин города Кемерово. (так)
  4. Кемеровская область находится в России.
  5. Человек, который первым вышел в открытый космос был Ю. Гагарин. (не так, в открытый космос вышел впервые А.А. Леонов)
  6. А. А. Леонов родился в г. Кемерово. (так)

Слово капитанам. Прочитайте зашифрованное слово (Леонов, Родина).

Чем прославил Кузбасс и всю страну А. А. Леонов?

Что такое Родина?

7 конкурс «Пословицы и поговорки о Родине»

Родина – это- то место, где человек родился и вырос. Где живут его родные и друзья. Много о Родине написано стихотворений, пословиц и поговорок. А какие пословицы и поговорки знаете вы?

Сейчас игроки по очереди расскажут, какие пословицы, поговорки знают.

8 конкурс «С любовью к городу»

Магистр наук. Я вижу, что ребята знают пословицы и поговорки о Родине, а значит, любят свой город и родной край.

Я сейчас начну предложение, а вы его продолжите.

Я люблю свой город Кемерово, потому что он ... (большой, красивый...) Молодцы! Какие красивые, удивительные слова вы посвятили г. Кемерово.

9 конкурс «Составь слово»

Как называется наш конкурс?

Внимание команды. Перед вами слово. Прочитайте его. ЗНАТОКИ.

Вам нужно будет всем вместе подойти к своим фланелеграфам и составить как можно больше слов из этого слова.

Какая команда больше?

Проверка:

Прочитайте, какие слова вы составили. Сколько букв в самом большом слове?

10 конкурс «Творческий»

Магистр наук. Рассмотрите внимательно все детали. Вам нужно будет собрать из деталей и выполнить аппликацию красивого здания города.

Покажите на фланелеграфе всем, какие здания у каждой команды получились ? (здание Драмтеатра, здание «Орбита»).

Из каких геометрических фигур они состоят?

III. Заключительная часть

Наш конкурс знатоков родного края подходит к концу. Посчитаем количество фишек в корзинках. Определим победителя конкурса.

Молодцы ребята! Вы помогли мне, Магистру наук, поверить, что вы хорошо знаете и любите свой край родной. Ваши добрые сердца сделали мое сердце добрым и расколдовали злые чары волшебницы Бастинды.

От чистого сердца на память о г. Кемерово, о родном крае дарю вам эти сердечки.

Прочитайте, что на них написано. Прочитайте хором: «С любовью к городу!».

И в заключение споем песню о родном крае «Родная песенка».

Развивающие игры по краеведению

Игра «Где находится эта достопримечательность в городе»

Цель: Продолжать учить ориентироваться на карте-схеме города Кемерово, закрепить знания о достопримечательностях города.

Материал: Карта-схема г. Кемерово, флажки для обозначения
достопримечательностей, фишки, открытки с изображением памятников, площадей, мест отдыха кемеровчан.

Ход игры: Предлагаю посмотреть на открытку, назвать памятное место и показать на карте-схеме его местонахождение. Ответивший верно ребенок получает фишку.

Игра «Растительный и животный мир края»

Цель: Закрепить знания детей о растительном и животном мире края, развивать память, воображение, воспитывать любовь к природе, отношение к ней.

Материал: Карта-схема Кемеровской области, картинки с представителями растительного и животного мира края, картинки с представителями и не нашей местности.

Ход игры: Выбрать из всех картинок растения и животных только нашего края и положить их на карту-схему Кемеровской области. Прошу рассказать о растениях и животных нашего края, а также где живут другие представители природы.

Игра «Собери картинку»

Цель: Закрепить знания о памятных местах города, развивать память, воображение.

Материал: Разрезные картинки с видами г. Кемерово.

Ход игры: Предлагаю собрать разрезную картинку и рассказать, какое памятное место о городе на ней изображено.

Игра «Узнай по описанию»

Цель: Закрепить представления о достопримечательностях г. Кемерово, активизировать мышление и воображение.

Ход игры: Предлагаю послушать короткие рассказы о достопримеча­тельностях города, отгадать и назвать их.

Рассказ о площади Советов

Главная площадь города Кемерово в Центральном районе. В её центре памятник В. И. Ленину. На этой площади кемеровчане торжественно встречают всенародные праздники. От площади протянулся проспект Советский.

Рассказ о Филармонии

Это здание напоминает огромный орган. В нем звучит классическая музыка, голоса лучших певцов нашего времени. Выступает симфонический оркестр города.

Рассказ о памятнике воинам-кузбассовцам

К этому памятнику ведет аллея героев, где 36 героев в один из праздников Дня Победы посадили молодые деревца. Находится он на набережной реки Томь, любимейшем месте отдыха кемеровчан.

Рассказ о театральной площади

Красивое место в городе, в Центральном районе, с разноцветным фонтаном, драматическим театром. Любимое место отдыха кемеровчан и гостей города.

Рассказ о цирке

Культурно-развлекательное место в Центральном районе города.

Особенно большой популярностью пользуется у наших детей. На его арене выступают артисты циркового искусства: клоуны, жонглеры, канатоходцы, дрессировщики зверей и другие.

Рассказ о телевизионно-передающей станции «Орбита»

В центральном районе, возле набережной реки Томь, находится необычное, круглое по форме, здание с передающей круглой антенной. Без неё мы не смогли бы смотреть телевизор.

Рассказ о памятнике М. Волкову

М. Волков - первооткрыватель кузнецкого угля. Его имя навсегда вошло в летопись истории Кемеровской области. Его именем названа площадь города - любимое место отдыха кемеровчан.

Рассказ о гостинице «Кузбасс»

На улице Весенней приглашает гостей города красивое многоэтажное здание, с комфортабельными номерами, различными видами культурного обслуживания.

Игра «Кто подберет больше слов»

Цель: Формировать быструю реакцию на слово, развивать умение подбирать подходящие по смыслу слова к памятным местам г. Кемерово.

Ход игры: Я называю существительное - дети подбирают подходящее по смыслу прилагательное.

 Например: Кемерово город, какой? (большой, красивый, любимый , зеленый и т. д.)

Река Томь, какая?

Знаменский собор, какой?

Театральная площадь, какая?

Игра «Продолжи предложение»

Цель: Формировать умение быстро схватывать смысл услышанного, запоминать, составлять высказывание, закреплять знания о достопримечательностях г. Кемерово.

Ход игры: Продолжите предложение:

  • Наш город называется ...
  • Жителей нашего города называют ...
  • В краеведческом музее много ...
  • Я люблю свой город за то, что он…

Игра «Когда так бывает»

Цель: Учить рассказывать о городе, в определении которого указаны нетипичные признаки, развивать мышление и воображение.

Ход игры: Я называю словосочетание - дети рассказывают его значение. Когда г. Кемерово бывает холодным? (зимой).

Мокрым? (весной; во время дождя).

Красивым? (в праздники).

Веселым? (в праздники - День города; Масленица; Новый год).

Молодым? (молодые кемеровчане, молодой район ФПК, Новостройка).

Игра «Так или не так»

Цель: Закрепить знания о г. Кемерово, развивать логическое мышление, речь, воображение.

Ход игры: Игра проводится по правилу - Если вы со мной согласны, то хлопайте в ладоши ,если нет, то поднимайте руку.

- В нашем городе есть красивый Знаменский собор.

- На гербе г. Кемерово нет черного цвета (Поднимают руку, исправляют).

- М. Подгорбунский - почетный гражданин города.

- Кемеровская область находится в России.

- Человек, который вышел в открытый космос был Ю. Гагарин (поднимают руку, исправляют).

- А. А. Леонов родился в г. Кемерово.

Работа с родителями по краеведению

  1. Привлекать родителей к сбору краеведческого и познавательного материала для пополнения развивающей среды группы и экспозиции мини - музея краеведения.
  2. Проводить консультации на темы краеведческого характера , например «Ребенок и окружающий мир», «Расскажите детям о своем любимом месте города», «Куда пойти с ребенком в выходной день» и др.
  3. Привлекать родителей к организации и участию в групповых праздниках, занятиях на тему «Конкурс знатоков родного края».
  4. Подготовить вместе с родителями папку - передвижку «65 добрых дел», «С любовью к городу» и др.
  5. Организовывать участие родителей в конкурсах рисунков «Город, что сердцу дорог», в совместных с детьми выставках работ к фольклорным праздникам.
  6. Проводить анкетирование родителей о знакомстве детей с родным краем.
  7. 8. Проводить для родителей дни открытых дверей, праздники, развлечения.
  8. Организовать совместное написание детей и родителей сочинений на тему: «Если бы я был(а) президентом» или «Кем я хочу стать, когда вырасту».
  9. Проводить туристические походы на природу, прогулки, экскурсии по городу.