Конспект урока по русскому языку в 6-м классе "Имя числительное, или Как математика с русским языком подружилась"

Разделы: Русский язык


Образовательная область – русский язык.

Класс – 6.

Тип урока – знакомство с новым материалом.

Тема – «Имя числительное как часть речи».

Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, дидактический материал, презентация.

Формы организации деятельности учащихся: индивидуальная, групповая, парная, фронтальная, проектная.

Содержание урока:

  • морфологические признаки имени числительного;
  • количественные и порядковые числительные;
  • различение числительных и других частей речи с числовым значением;

Ход урока

Вступительное слово

- Здравствуйте, ребята! Сегодня нас с вами ожидает необычный, увлекательный и очень познавательный урок - урок-путешествие. Обычно люди отправляются в путешествие, чтобы интересно и с пользой провести время, чтобы узнать что-то новое. Вот и мы с вами, отправляясь в путешествие, постараемся провести отведенные 45 минут как можно более плодотворно, чтобы узнать что-то новое, чему-то научиться и стать чуть-чуть умнее и образованнее.

Итак, тема нашего урока «Имя числительное, или Как математика с русским языком подружились». Сегодня на уроке мы познакомимся с новой для вас частью речи- имени числительном, узнаем историю числительного, значение, разряды и многое другое.

А сейчас вспомним большую и дружную семью частей речи. Назовите известные вам части речи. (Ответы).

Сегодня мы познакомимся с еще одним членом этой семьи - именем числительном.

Ребята, у меня для вас небольшой сюрприз, но прежде я хочу задать вам вопрос: «Как вы думаете, между русским языком и математикой много общего?» (Ответы детей).

А теперь обещанный сюрприз! К нам в школу пришло видеописьмо. Давайте посмотрим. Внимание на экран.

Видеописьмо

- Здравствуйте! Я математика-царица наук, дисциплина точная. У меня дважды два - всегда четыре! И никаких исключений! Не то, что в русском языке: то жи-ши пиши, то не пиши! Железная логика и неоспоримые доказательства - вот что такое математика! Нет! С русским языком у меня ничего общего быть не может.

- Здравствуйте, ребята! Здравствуй, царица! Я, думаю, что ты ошибаешься. У нас много общего. Я это докажу. Во-первых, логика ни в одной науке не помешает, во-вторых, все цифры и понятия в математике называются словами, а это основные единицы языка. И самое главное! В русском языке есть замечательная часть речи - числительное. Ты как королева чисел должна это оценить!

- Как же я забыла о числительном! Замечательная часть речи! Оно каждую цифру, каждое число знает и называет по имени! Я его просто обожаю! Дорогой король, отныне между нами больше нет разногласий! Дружба?

- Дружба!

Слово учителя

- Ребята, что вы об этом думаете? (Ответы).

Согласна, даже такие разные науки, как русский язык и математика, иногда находят точки соприкосновения. В жизни это случается довольно часто. Итак, русский язык и математика примирились, благодаря имени числительному. Вспомните, как много хороших слов, восхищений в адрес числительного было сказано Царицей наук. А мы с вами об этой части речи знаем пока очень мало, но пробел этот восполнить легко. Для этого мы отправимся в гости к одному знающему человеку. Я вас сейчас с ним познакомлю.

История сказочного героя

В одной сказочно красивой и удивительно интересной стране жил да был звездочет -замечательный ученый, который сосчитал все звезды на небе. Он прочитал 3 тысячи книг и сам написал 333 книги. Он был искренне влюблен в звездное небо. К планетам, большим и малым, он относился как к людям, потому что считал, что между ними много общего. Звезды, как люди, рождаются, живут и умирают; сияют и гаснут, срываясь с высот в свой последний полет и оставляя на мрачном небе яркий огненный след.
 Вот такая история. А вот и сам герой. Знакомьтесь.

(Видеофрагмент из к/ф «Про Красную шапочку»).

- Вот такой он, наш Звездочет: очень обаятельный и очень умный. Но самое невероятное: он знает все не только о планетах и числах, но и числительных! Он даже начал писать книгу, которая так и называется «Числа и числительные». У меня в руках страницы этой книги. Послушайте, ребята!

Книга звездочета

Наши далекие предки придумали слова, которые называли различные предметы, их свойства и действия, а также чувства людей, явления природы и т.д. Всему, что существует на белом свете, человек дал названия. Давным-давно люди научились не только писать и читать, но и считать. Числа стали прочно входить в их речь, в их быт. Значит, перед языком встала новая задача создать такую часть речи, которая могла бы назвать число или порядок исчисления определенным словом. Так в языке появились числительные.

Итак, числительное - это такая часть речи, которая обозначает количество предметов, число, а также порядок предметов при счете. Имена числительные отвечают на вопросы сколько? и какой? (какой по счету?).

На экране появляются примеры:

Три книги
Два стола
Двенадцать месяцев
Десять лет

 

 

Первый класс
Седьмой этаж
Третья полка
Вторая попытка

Вопросы классу

- В какой колонке числительные обозначают количество предметов, а в какой- порядок предметов при счете? (Ответы учащихся).

Даем определение

- Числительные в 1 колонке - КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ.

- Числительные во 2 колонке - ПОРЯДКОВЫЕ.           

Закрепление

- Вот вам первое задание от самого Звездочета! (Дети получают звездочки, на которых написаны имена числительные). Нужно отделить количественные числительные от порядковых. Приступайте к работе. (Дополнительное задание предлагаю тем ученикам, которые справляются с работой быстрее остальных. См. приложение 1 «Хвастунишка»).

Проверка задания

По 1 ученику от 1-й и3-й подгруппы и 2-й и 4-й.

Следующее задание мы выполним с вами вместе. Сейчас на экране появятся предложения. Я сама вам их прочитаю. Ваша задача – найти в каждом предложении имя числительное, назвать его и определить: количественное оно или порядковое?

1.Восьмое Марта-праздник мам.
2.В году двенадцать месяцев.
3.Первое сентября - День знаний.
4.Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
5.Спи, глазок, спи, другой,
а про третий и позабыла.
6. …в чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря.

- Молодцы! Ребята, подумайте и скажите: смогли бы мы обходиться в речи без числительных? А как часто, на ваш взгляд, мы их употребляем? (Ответы детей).

- Довольно часто. Я вам сейчас это докажу. Я буду задавать вам самые обычные вопросы. Вы можете не давать полных ответов, а отвечать кратко. Но сможете ли вы при этом обойтись без числительных? Давайте проверим?

Вопросы классу:

  • Сколько тебе лет?
  • Назови, пожалуйста, свой адрес.
  • Назови, пожалуйста, номер своего телефона.
  • В каком классе ты учишься?
  • В каком году ты родилась? И т.д.

- Вот и закончился наш блиц-опрос. Ребята, я думаю, что теперь вы твердо знаете: без числительных наша речь невозможна и употребляем мы их довольно часто.

- Ребята, наше путешествие продолжается. Сейчас мы отправимся в прошлое - далекие времена, когда Московская Русь только зарождалась, когда русский язык выделился из семьи братских славянских языков. По лабиринтам истории нас проведут 2 моих помощника, которые расскажут нам об истории возникновения имени числительного и этимологии некоторых числительных.

Физкультминутка

Исторический экскурс:

  • возникновение числительных как самостоятельной части речи;
  • этимология числительных первого десятка

(Сообщения учащихся - реализация домашнего задания, презентация краткосрочного проекта «Из истории числительных»).

Текст сообщений см. в приложении 1.

Слово учителя

- Ребята, что нового вы узнали из сообщений своих товарищей? (Выделение главного.)

Надеюсь, что путешествие в стародавние времена было для вас полезным.

Вы знаете, ребята, числительное не только сформировалось как часть речи, но стало активно участвовать в образовании новых слов, т.е. дало жизнь большому количеству слов в языке. Вот наглядный пример (используем интерактивную доску или на обычной доске закрепляем разноцветные листочки с напечатанными на них числительными).

Слово учителя

- На желтых листах, как вы поняли, однокоренные слова, образованные от числительного «два», но это слова других частей речи: они не называют количество предметов, число или порядок предметов при счете, поэтому не являются числительными, хотя имеют числовое значение.

Упражнения для закрепления

Цель: учимся различать числительные и слова других частей речи с числовым значением. Игра «Аплодисменты».

1. два

6. пятый

11. шестнадцать

2. тринадцать

7. пятнадцатый

12. шестиярусный

3. второй

8. пятьдесят

13. восьмерка

4. четвертый

9. пятиэтажный

14. восемьдесят

5. двойка

10. шесть

15. тридцать три

Задание: узнать числительное и хлопнуть в ладоши.

Слово учителя

- Ребята, а сейчас заключительный этап нашего путешествия. И в этот раз мы отправимся в средневековую Европу. Это было особое время, особый мир. Великолепные замки, пышные балы, знаменитые рыцари и их дамы сердца. Сила, отвага и благородство рыцарей вызывали и вызывают восхищение. А рыцарские турниры – это верх воинского мастерства.

Предлагаю вам на несколько минут стать участниками рыцарского турнира, принять вызов соперника и сразиться с ним наравных. Конечно, наш бой не настоящий, он учебный, лингвистический, но это не умаляет его значимости.

Рыцарский турнир (2 участника «наносят удары» поочередно, используя в своих репликах пословицы, поговорки, загадки, фразеологизмы, содержащие числительные).

ИКТ: подгруппа учащихся находит в Интернете при помощи поисковой системы свои примеры.

Слово учителя

- Вот и подошло к концу наше путешествие. Ребята, вы, наверное, знаете, что многие путешественники ведут дневники, в которых записывают все самое интересное, новое, необычное. Мы с вами тоже в некотором роде путешественники, поэтому я хочу вам предложить небольшую творческую работу, которая называется «Путевые заметки», но можно назвать ее и по-другому: например, «Непутевые заметки».

(Предлагаю детям разноуровневые по сложности задания творческого характера. Работа выполняется в подгруппах, затем проверяется. Карточки с заданиями см. в приложении 1).

Слово учителя

- Ребята, подошло к концу наше сегодняшнее путешествие, но впереди у нас много уроков, на которых мы будем продолжать изучение имени числительного. Мы узнаем о его синтаксической роли, о том, как грамотно писать и употреблять числительное в речи, узнаем этимологию новых слов и многое другое. А сейчас вспомним то, с чем познакомились на уроке, изучая числительное. (Обобщение изученного).

Объяснение домашнего задания

(См. приложение 1)

Подведение итогов урока.