Урок по русскому языку с использованием информационных технологий (ИКТ)

Разделы: Начальная школа


ЦЕЛЬ: Создание условий для самостоятельного выведения правила употребления разделительного "Ь" в словах в процессе исследовательской деятельности.

ЗАДАЧИ:

  • увидеть проблему с написанием слов с разделительным "Ь";
  • исследовать проблему и вывести схему-правило употребления разделительного "Ь" при направляющей роли учителя;
  • развивать собственные личностные качества: наблюдательность, внимательность, логическое мышление;
  • привитие интереса к уроку русского языка.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Минутка красивого письма

– Что вы можете сказать о данных буквах?

– На какие группы можно распределить буквы гласных звуков?

Е Ё Ю Я записать в тетради

3. Словарная работа

Игра-лабиринт. Пройти через ворота, собрать буквы и составить слово

(линейка, тетрадь, воробей, дерево, газета, билет, завод)

– Какое слово лишнее? (воробей)

– Почему?

– А какое ещё слово лишнее? (дерево)

– Почему?

– На какое правило данное слово?

– Назовите безударную гласную. Как проверим?

4. Составление предложения (развитие речи)

– Составьте предложение со словами : воробей, дерево по данной схеме:

5. Новая тема

– Какое проверочное слово мы подобрали к слову дерево?

– Запишите проверочное слово на ваши листочки фломастером.

– Покажите.

Вывешиваются листочки со словами: деревья, деревя.

– Что интересного заметили?

Обсуждение.

– Где ошибка?

– Почему?

– Назовите место, где должен находиться ь.

– А для чего он нужен?

– Что вы должны знать, чтобы правильно написать слово?

– Какую работу выполняет?

– А давайте, обратим внимание, действительно ли разделительный ь отделяет согласный от гласного?

– Произнесите слово деревья.

– Выберите ту звуковую модель, которая будет соответствовать данному слову.

[д'ир'эв'й'а]
[д'ир'эв'а]
[д'ир'эв'я]      

– После [в'] какой звук вы слышите?

– В звуковой модели подчеркните место мягкого знака.

– Какие звуки вы подчеркнули?

– На письме согласный звук [й'] прячется в букву я.

– А в какие ещё буквы прячется [ й']?

– Что вы, ребята, должны помнить, чтобы не допустить ошибку?

– А теперь, давайте вместе составим опорную схему-правило.

– Посмотрите на схему. Запомните. Нарисуйте в тетради.

– Проверьте.

6. Реализация полученных знаний

Игра «Чуткий звук»

– Если в слове есть разделительный «ь», то вы хлопаете в ладоши.

(листья, пень, лень, счастье, здоровье, пьёт, коньки, льёт, вьёт, деревья, соловьи, стулья, жильё, ручьи, обезьяна).

7. Дифференцированный подход

Задания 1-ого уровня:

– Выписать слова с разделительным «ь».

Целый день лежит тюлень,
И лежать ему не лень.
Жаль тюленье прилежанье
Не пример для подражанья.

Задания 2-ого уровня:

Списать. Вставить подходящее по смыслу слово.

  • Охотник зарядил … (ружьё)
  • На верёвке сушится… (бельё)
  • Тело птицы покрыто… (перьями)

Задания 3-его уровня:

– Спишите предложения. Подумайте, где надо писать разделительный «ь».

Сем(я) пшеницы имеет продолговатую форму.

Наша сем(я) состоит из трёх человек.

8. Итог урока

– Встаньте около своих парт.

– Я произношу утверждение, если оно верно, то вы делаете шаг вперёд, если утверждение ложно – остаётесь на месте.

  • Разделительный «ь» звука не обозначает.
  • Разделительный «ь» отделяет согласный от гласного.
  • Разделительный «ь» пишется после согласных, перед гласными: а, о, у, ы, э.
  • Разделительный «ь» пишется после гласных.
  • Разделительный «ь» дружит с гласными: я, ё, е, ю, и.

– Что было для вас легко?

– Какие трудности возникли?

– Что показалось интересным?

9. Самооценка

Давайте оценим, как вы поняли материал.

10. Домашнее задание

Презентация.