Первый урок темы "Углы" в 5-м классе по учебнику Г.В. Дорофеева

Разделы: Математика


Цели и задачи:

  1. расширить знания учащихся по теме;
  2. научить распознавать острые, тупые, прямые и развернутые углы;
  3. научить строить углы по заданному виду;
  4. развивать умения применять знания по теме.

Ожидаемый конечный результат

– ученик должен знать:

  • названия углов;
  • правило сравнения углов;

– ученик должен понимать:

  • величина угла не зависит от длины изображенных сторон;

– ученик должен уметь:

  • видеть прямой угол в различных конфигурациях.

Технические средства

  • Мультимедийный проектор, ноутбук
  • Экран

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация.

Весь урок идет в сопровождении презентации. (Приложение 1)

1) Определение темы урока (разгадывание ребуса) – слайд 2

 

Чтоб все на уроке прошло без запинки его мы начнем, ну конечно, с разминки.

2) Устный счет

Ну-ка, в сторону карандаши!
Ни костяшек! Ни ручек! Ни мела!
Устный счет! Мы творим это дело
Только силой ума и души!
Числа сходятся где-то во тьме,
И глаза начинают светиться!!
И кругом только умные лица!
Устный счет! Мы считаем в уме!

Учащиеся решают примеры на тему «Действия с натуральными числами» (Приложение 2, Приложение 3), на карточке по 20 примеров в столбике, те учащиеся, кто считает быстро, приступают к решению примеров соседнего столбика. На выполнение примеров отводится 3 минуты. Время фиксируется на слайде 3, отсчет времени начинается при нажатии кнопки «ВРЕМЯ», по истечении каждой минуты издается звуковой сигнал.

III. Работа над новой темой.

Тема для нас не новая, поэтому вы ее сегодня будите изучать самостоятельно, с помощью учебника, а сопровождать нас сегодня будут Знайка и Незнайка.

Незнайка получил задание: «Определить вид углов, которые образуют стрелки часов, каждый час начиная с 1 и заканчивая 11 часами.» Помогите Незнайке. (слайд 4)

Дети отвечают. Учитель их подводит к мысли, что точных формулировок они не знают, не все виды углов помнят , знаний не хватает, чтобы помочь Незнайке.

1) Работа с книгой (слайд 5)

Книга – великая вещь, пока человек умеет ею пользоваться.

Незнайка просит ребят помочь ему разобраться в теме «Углы» и ответить на вопросы:

  • Что такое угол?
  • Как получить угол?
  • Что называют сторонами угла, вершинами угла?
  • Как обозначается угол?
  • Как можно назвать угол?
  • Какие углы называются равными?
  • Какие виды углов бывают?
  • Как узнать, какой нарисован угол – прямой, тупой или острый?

2) Выступление учащихся (отвечают на вопросы, приводят примеры). Учитель демонстрирует слайды 6-8 – иллюстрации к ответам.

3) Историческая справка (слайды 9-10)

Знак для обозначения угла ввел в 18 веке французский математик Пьер Эригон. Эригон применял для обозначения прямого угла знак .

Прямой угол – одно из древнейших геометрических понятий, оно связано с вертикальным положением человека и многих предметов окружающей среды.

Развернутый угол – это понятие введено только в 19 веке.

На прямой отмечаем точку,
Два луча получаете точно,
А лучи, дополняя друг друга,
Образуют развернутый угол.

4) Физкультминутка (слайд 11)

IV. Первичный контроль.

  1. Определите вид углов, которые образуют стрелки часов в 1час, 2, 3, …11 часов. (слайд 12) Учащиеся заполняют таблицу. (Приложение 4)
    При нажатии кнопки «ПОДСКАЗКА» стрелки часов начнут вращение, при нажатии кнопки «ПРОВЕРКА» в таблице появятся первые буквы названий углов (О – острый, П – прямой, Т – тупой, Р – развернутый)
  2. Определите сколько углов нарисовано на картинке? (слайд 13)
  3. Назовите эти углы
  4. Перерисуйте картинку в тетрадь
  5. Запишите названия углов
  6. Определите вид углов и запишите в тетрадь

Визуальная демонстрация углов происходит в таком порядке: угол ВОС – прямой, угол СОА – тупой, угол АОВ – острый

V. Закрепление материала

  1. Постройте несколько прямых углов, используя клеточки в тетради (слайд 14)
  2. Постройте несколько прямых углов, используя угольник (слайд 15)
  3. Выделите все прямые углы (слайд 16)

     

  4. Выполнение заданий из учебника

№ 462 (необходима калька), № 467 (устно), № 474 (1) (слайд 17)

VI. Подведение итогов урока.

Дети оценивают свою работу на уроке. Учитель высказывает свое мнение. Дает советы.

VII. Задание на дом.

Показ слайда №18.

№465, №468, №473

Литература:

Математика: учеб. Для 5 кл. общеобразоват. Учреждений/[Дорофеев Г.В., И.Ф. Шарыгин и др./]; - М.: Просвещение, 2006.

Интернет-ресурсы:

  1. le-savchen.ucoz.ru/load/0-0-0-88-20 – коллекция картинок, автор – Савченко Е.М. (угольник, карандаш)
  2. www.znayka-nsk.ru/img/head01.jpg -– Изображение Знайки
  3. www.photoshopcs5.ru/img/9cf81d8026a9018052c429cc4e56739b_1.jpg Картинка Незнайки для домашнего задания
  4. 62.149.5.84.nyud.net/i3/68/ed/944acc513312391088c4b52846e1.jpeg Незнайка с ромашкой
  5. images.yandex.ru/search?sp=1&p=50&ed=1&text=%D0%BD%D0%B5%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%B9%D0%BA%D0%B0&spsite=detsad-kitty.ru&img_url=detsad-kitty.ru%2Fuploads%2Fposts%2F2009-06%2F1244809050_131.1.jpg&rpt=simage Изображение Незнайки сидящего,
  6. detiinfo.ru/index.php?option=com_datsogallery&Itemid=38&func=download&file=2668AF396151-18.jpg Незнайки с книгой
  7. infoteka.intergu.ru/ Изображение ворот взято из игры «Хоккей» автор Касаткина Ольга Александровна
  8. infoteka.intergu.ru/ Шаблон презентации – автор Александрова З.В., Название ресурса «Matem_shablon_11-1»