Проект по трудовому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста "Все профессии важны, все профессии нужны"

Разделы: Работа с дошкольниками


ВОПРОСЫ ТЕМЫ:

  1. Знакомство детей с различными профессиями.
  2. Формирование у дошкольников первых трудовых навыков.
  3. Методическое обеспечение начальной профориентации.

ЗАДАЧИ:

  • Способствовать расширению представлений о разных видах труда;
  • Создавать условия для знаний представлений о трудовых действиях совершаемых взрослыми о результатах, об оборудовании, инструментах необходимых для работы;
  • Пробуждать любознательность и интерес к деятельности взрослых;
  • Способствовать формированию положительного отношения и уважения к труду взрослых.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА:

  1. Разработка метод. рекомендаций по ознакомлению детей с трудом взрослых (ст. дошк. возраст).
  2. Создание конспектов занятий по ознакомлению детей с профессиями.
  3. Изучение календарей с целью изучения информации о профессиональных праздниках.
  4. Изготовление коллажа календарь профессий.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ:

Экскурсии, беседы. Праздники. Занятия, сюжетно – ролевые игры. Различные виды трудовой деятельности. Чтение художественной литературы, конструирование, коллекционирование.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ:

Беседы с детьми, рассказы о профессиях, прогулки и экскурсии с познавательной целью, помощь в создании коллекций, альбомов “Кем быть?”.

Перспективный план

Месяц Профессии Содержание работы
Сентябрь Машиностроитель Занятие “Как делают автомобили”, Конструирование “Грузовик”.
Октябрь Моряк

Учитель

Занятие “Только смелым покоряются моря”.Сюж. рол игра “Моряки”. Экскурсия в школу, беседы с учителями
Ноябрь Ветеринар

Милиционер

Беседа о профессии ветеринара; чтение К. Чуковского “Доктор Айболит”. Сюж. рол. игра “Дорожное движение”
Декабрь Пекарь Беседа о профессии пекаря; занятие “Удивительное печенье”.
Январь Художник Развлечение “Город мастеров”, беседа о профессии художника, знакомство с творчеством художника…( по выбору), экскурсия в музейно – ресурсный центр
Февраль Военный Беседа с детьми о людях мужественных профессий; занятие “Защитники отечества”
Март Швея Экскурсия в кабинет швеи, Дид. игра “Кому, что нужно для работы?”, чтение С. Маршака “Кем быть?”, занятие по рисованию “Магазин нарядного платья”.
Апрель Космонавт Сюж. Рол. Игра “Полет на луну”, развлечение “Космодром”.
Май Международный день музеев Экскурсия в музейно – ресурсный центр, беседа о профессии музейных работников, организация мини – музея “Время вперед” (часы разных видов).
Июнь День окружающей среды Беседа о профессии эколог, трудовая деятельность на участке детского сада, посадка деревьев совместно с родителями.
Июль Почтальон Сюж. рол. игра “Почта”, занятие “Почтальон”
Август Строитель Конструирование из строительного материала, игры с песком, занятие о строительных профессиях (по выбору)

Занятие “Почта”

Ход занятия

1. Оргмомент.

Цель: Развивать самоощущение, самопонимание, снять психоэмоциональное напряжение.

Дети стоят в кругу. Воспитатель предлагает сыграть в игру “Машина времени”.

Хотите узнать, где мы сейчас окажемся? (Да).
Тогда смотрите на машину времени и думайте: где мы? Как называется месяц, в котором мы оказались? (Июнь).
Назовите год, в который мы попали? (1821).

Вы увидели, чего никогда не видели. Удивились! Испугались! Обрадовались! Восхитились! (дети выполняют мимические упражнения).

2. Сообщение темы занятия.

Цель: Переключить внимание с игры на занятие, развивать любознательность.

Хотите узнать, чему будет посвящено наше занятие? (Да). Тогда попробуйте отгадать загадки.

3. Загадки.

Цель: Развивать мышление, учить выделять главное, совершенствовать навыки чтения.

Дети стоят около таблиц для чтения. Воспитатель загадывает загадки, дети отгадывают. Если не могут отгадать, читают ответ по таблице. Если отгадали. “пишут” отгадку указкой по таблице.

Как называется учреждение , которое передает сообщения? (Почта).
Как называется служащий, который приносит или передает сообщения? (Почтальон).
Как называется маленький кусочек цветной бумаги, на которой с обратной стороны нанесен слой клея? Его можно приклеить к любому почтовому отправлению? (Марка).
Как называется открытое письмо с иллюстрацией? (Открытка).
Почта, почтальон, марка, открытка – вы догадались, о чем мы будем сегодня говорить? (О почте).

4. Письмо.

Цель: Развивать память, интонационную выразительность речи.

Дети сидят на ковре. “Знаете ли вы, что были времена, когда люди не умели читать и писать? Письма были “живыми”. Почтальон – вестник заучивал наизусть послание и отправлялся в путь. Хотите стать вестниками? (Да).

Дети заучивают стихотворение. С. Маршака “Почта” с помощью мнемотехнической таблицы. Затем рассказывают это письмо воспитателю.

Физкультминутка.

Цель: Развивать переключение внимания, общую моторику, учить радоваться успехам других.

На полу намечают две линии на расстоянии друг от друга примерно 1м, между этими линиями – река, по краям – берег.

Почтальонам в разных странах приходилось преодолевать разные препятствия на своем пути. Какими должны быть почтальоны? (Храбрыми, смелыми, сильными, честными, выносливыми, внимательными).

Хотите быть внимательными? (Да).

Все играющие стоят на берегах. По команде ведущего “Река” прыгают в “реку”. По команде “Берег” прыгают на “берег”. Чтобы запутать играющих, ведущий подает команды быстро и беспорядочно: “Берег, река, река, берег…” Выходят из игры те, кто неправильно выполнил команду. Самого внимательного “почтальона” все поздравляют с победой.

“Если бы я был…”

Цель: развивать воображение, эмпатию, активизировать употребление сложноподчиненных предложений.

Дети стоят в кругу. Воспитатель каждому по очереди бросает мяч с вопросом:

Если бы ты был почтовым голубем, то…
Если бы ты был почтовым разбойником, то…
Если бы ты был почтальоном на Севере, то…
Если бы ты был почтальоном в Африке, то…
Если бы ты был почтальоном в поезде, то…
Если бы ты был письмом в бутылке, то…
Если бы ты был гусиным пером, которым писали письма, то…

Итог занятия.

Цель: подвести итог занятия, передать положительные эмоции.

О чем сегодня говорили? (О почте).
Когда появилась почта? (Очень давно, в прошлом).
Сейчас есть почта? (Да).
Какой будет почта в будущем? Придумайте (Версии детей).

Занятие по рисованию “Магазин нарядного платья”

Цель: Учить рисовать нарядную одежду: платья, блузки, юбки. Познакомить с понятием “одеваться со вкусом, модно, красиво”. Закрепить представление о профессии художника – модельера, дизайнера.

Материал: Выставка праздничной детской одежды, кукла с комплектом нарядов, иллюстрации из детских книг (Мальвина, Алиса); листы белой бумаги (30-40 см), фломастеры, цветные мелки, маркеры.

Ход занятия

Организуется выставка детской и кукольной нарядной одежды.

Воспитатель: Посмотрите на одежду.

Какая она? (Нарядная).
Чем отличается от повседневной? (Тканью, цветом, украшением).
Чем украшено это платье? (Бантами, кружевами).
Удобно в таком платье работать в саду? Мыть пол? (Нет, оно длинное, кружева белые, бантики атласные).
Куда можно пойти в таком платье? (На утренник в детский сад, в театр, на день рождения, в музей).

Давайте нарядим кукол в праздничную одежду. Но сначала послушайте меня. Прежде чем портной сошьет наряд, его придумает и нарисует художник. Такие художники называются “модельеры”, “дизайнеры”. Они придумывают новые наряды – фасоны одежды, делают ее удобной и нарядной. Профессия модельера требует фантазии, выдумки, развитого чувства красоты. Вы хотите хотя бы на время стать модельерами? (Ответы детей). Тогда давайте сначала придумаем, а потом нарисуем разные наряды: костюмы, платья, блузки. И тогда у нас получится “Магазин нарядного платья”.

Дети рисуют. По окончанию работы все рисунки размещают на картоне (витрина магазина), рассматривают наряды.

Вопросы:

  1. Какой самый модный наряд? Чем он украшен?
  2. В каком платье вы пошли бы в театр?
  3. Какое платье вы выбрали бы для своей куклы?

Советы воспитателю: хорошо организовать игру “День рожденья куклы”, подобрать иллюстрации (сказочные герои в нарядных платьях). Можно организовать экскурсию в ближайшее ателье или магазин одежды.

Занятие “Космодром”

Цель: расширить представление о космосе, космодроме и профессии космонавта; развивать ориентировку в пространстве и на листе бумаги; развивать художественно – творческое мышление; воспитывать навыки взаимовыручки и взаимопомощи.

Ход занятия

Фея Звездочка: Здравствуйте, ребята, я Фея Звездочка. Меня так назвали, потому что в детстве мне очень нравилось смотреть на звезды и очень хотелось к ним полететь. Я выросла и решила построить самый загадочный объект нашего города – космодром Вы наверняка не знаете, что это такое, потому что эта информация засекречена!

Дети: Знаем! Это место, откуда отправляются и куда прибывают космические корабли.

Фея Звездочка: Тогда вы наверняка знаете, на какие планеты нашей солнечной системы они отправляются! (Дети называют планеты). Планеты находятся очень далеко от Земли. Чтобы до них добраться, нужен быстроходный космический корабль. Сегодня я отправляюсь в далекую межпланетную экспедицию.

Воспитатель: Можно и мы отправимся с тобой?

Фея Звездочка: Хорошо, но вы должны пройти специальный курс в Центре подготовки к полетам. каждый космонавт учится определять путь корабля по специальной звездной карте. (Показывает карту). Каждая клеточка на ней – это один гулливерский километр, а вот эти разноцветные круги – планеты. Корабль может перемещаться вверх, вниз, влево и вправо.

1. Определить путь корабля.

Дети отвечают на вопросы:

- На какой планете (по цвету) окажется наш корабль, если сдвинется на три клеточки вправо?
- На сколько клеток и куда ему надо переместиться, чтобы оказаться на Зеленой планете?
- Долетит ли он до Синей планеты, если переместится на шесть гулливерских километров вверх?

Фея Звездочка: Все звезды очень похожи друг на друга. И все же отличия можно найти (показывает три звезды с разным количеством лучиков). Посмотрите на эти звезды и скажите, чем они отличаются (ответы детей).

2. Найди свою звезду.

Воспитатель кладет большие звезды в разные концы комнаты, раздает детям маленькие звездочки. По сигналу каждый ребенок должен подбежать к звезде, которая соответствует его звездочке.

Фея Звездочка: Скажите, а можно отправляться в космос без специальной одежды? Как она называется? Зачем она нужна? Тогда надевайте скафандры и заходите в барокамеру (дети по очереди входят в обруч, быстро поднимают и опускают его).

Итак, в путь! У нас авария – отключился блок электроэнергии. Несколько членов экипажа при его починке повредили руки и не могут, есть самостоятельно. Кто из вас готов помочь – накормить их джемом более аккуратно? Еда у нас в небольшой упаковке. Кто знает, почему она в тюбиках? (ответы детей).

3. Накорми соседа джемом.

Несколько пар детей пытаются накормить друг друга.

Фея Звездочка: Мы подлетаем к Марсу! Что случилось с планетой? Почему здесь нет ничего живого – одни камни? Смотрите, следы! Давайте пойдем по ним и найдем марсиан – жителей планеты Марс! (дети идут друг за другом след в след и подходят к камню. Феечка садится на него, а он оказывается марсианином).

Марсианин: Ай! Ай! Ай! Не убивайте меня!
Фея Звездочка: мы не собираемся причинять тебе зло. Мы гости на вашей планете. Но что случилось? Почему никого нет?
Марсианин: Ребята, на нашей планете случилось ужасное несчастье. Мы не берегли природу и погубили всех животных, птиц и растения.
Фея Звездочка: Неужели ничего нельзя сделать?
Марсианин: У нас осталось немного волшебного пластилина, а также веточек, бисера и листочков. Если вы сделаете из этого материала новых животных и птиц, вы спасете нашу планету.
Фея Звездочка: Но помните, что на Марсе жили необычные живые существа, постарайтесь сделать именно таких.

4. Необычные марсианские животные.

Дети занимаются лепкой. Марсианин забирает поделки и благодарит детей за помощь.

Путешествие продолжается…

Занятие “Магазин Карамельки

Цель: Закрепить правила поведения в магазине, дать знания о профессии продавца и кассира. Развивать логическое мышление и навыки количественного счета.

Ход занятия

Карамелька: Здравствуйте, ребятки, сладенькие мои! Я, фея Карамелька, рада приветствовать вас в моем супермаркете. Знаете ли вы, что значит слово “супермаркет”? Оно состоит из двух частей: “супер”, что значит очень большой и самый лучший, а “маркет” – магазин. Проходите, пожалуйста. В моем магазине сначала был только кондитерский отдел, в котором продавались самые лучшие в мире сладости, а теперь в нем есть молочный, хлебобулочный, овощной и мясной отделы. Как вы думаете, какие продукты продаются в каждом из них? (Ответы детей).

Давайте проверим ваши ответы. Пройдем сначала в молочный отдел. Здесь сегодня проводится дегустация. Покупателям предлагают отведать продукцию нового молочного заводика.

Игра “Узнай на вкус”.

Карамелька завязывает детям глаза и дает попробовать сметану, молоко, творог. Тот, кто отгадал, получает гульден.

Карамелька: Я хочу, чтобы в моем магазине работали только лучшие продавцы, и поэтому устраиваю конкурс для претендентов на должность продавца. Хотите принять в нем участие? Тогда выполните первое задание. Сегодня рано утром в магазин привезли продукты. Помогите разложить их по разделам.

Игра “Разложи продукты по разделам”.

Карамелька показывает товары, а дети называют отдел в который их надо поместить.

Игра “Оформи витрину”.

Несколько детей по сигналу Карамельки начинают быстро разносить продукты, отнесет и красиво разложит их на витрине, получает гульден.

Игра “Узнай на ощупь”.

Карамелька: В моем магазине все овощи хранятся в специальных мешочках. Хороший продавец должен, засунув руку в мешочек , быстро определить, что за овощ или фрукт в нем находится (дети выполняют задание).

Игра “Узнай, что тяжелее?”

Представьте, что в магазине исчезли весы. Постарайтесь без них определить, какой кабачок тяжелее. (дети выполняют задание).

Игра “Отбери продукты для щей”.

Этот конкурс для девочек – будущих хозяюшек. Из овощей, выложенных на витрине, вы должны выбрать те, которые нужны для приготовления щей. Тот, кто быстро и правильно справится с заданием, получит гульден.

Игра “Веселый счет”.

Продавец должен уметь хорошо считать. Следующий конкурс поможет определить, кто из вас лучший счетовод. Дети решают веселые задачки в стихах

Игра “Установи цену продукта”.

Карамелька: Будущий продавец должен уметь определять цену товаров, поступающих в магазин. Прочитайте надпись на ценнике и установите стоимость продукта. (Дети выполняют задание). Молодцы, ребята, вы хорошие продавцы, и, если захотите, я с удовольствием возьму вас на работу. Я слышала, вечером вы идете ужинать в кафе. Вручаю вам купоны, которые дают право на скидку. Всего доброго! Заглядывайте в мой магазин почаще!