Интегрированное занятие "Экскурсия в зоопарк"

Разделы: Работа с дошкольниками


Задачи:

  • Развивать музыкальность через объединение различных ощущений: зрительных, слуховых, тактильных, двигательных в процессе музицирования;
  • Создать условия для комплексной интеграции знаний детей, приобретения чувственно- интеллектуального опыта;
  • Расширять знания детей об обитателях зоопарка;
  • Развивать произвольность и самоконтроль;
  • Совершенствовать навыки саморасслабления;
  • Развивать умение подбирать слова-признаки и слова-действия, составлять предложения;
  • Способствовать развитию у детей внимания и подражательности, умение координировать речь с движениями.

Оборудование:

  • Группа оформлена в виде зоопарка при помощи мягких игрушек, комнатных цветов в больших кадках, искусственной зелени, композиций из сухих веток и коряг, голубой ткани(“озеро”), светильника в виде лебедей;
  • Коврики по количеству детей, символы по правилам поведения в зоопарке, верёвочные хвостики для игры “Обезьянки и тигр”, магнитофон, аудиозаписи: “Голоса животных”, “Веселые путешественники”, “Лебедь” Сен-Санс, аудиокассета “Малыш в лесу”.

Ход занятия

I. Разминка.

Педагог-психолог: Сегодня мы с вами отправимся в зоопарк. Что такое зоопарк? Кто из вас был в зоопарке? Давайте вспомним, каких животных можно увидеть в зоопарке (ответы детей). А теперь попробуйте угадать, какое животное зоопарка так кричит (попугай, тигр, медведи, обезьяны и др.)

Педагог-психолог: В зоопарке нужно быть очень внимательными, чтобы не попасть в лапы к дикому зверю или не навредить животным. Сейчас мы поиграем в игру “Будь внимателен”. Вставайте в круг. Под музыку вы будете ходить по кругу, а я вам буду давать разные команды. На команду “слон” вы будете трубить в воображаемую трубу, как это делает слон своим хоботом; на команду “жираф” – поднять одну руку вверх, чуть наклоняясь вперед, как жираф – шею; на команду “медведь” - рычать и ходить, как мишка (2-3 раза). Нам пора отправляться в зоопарк. (Дети путешествуют под композицию “Веселые путешественники” музыка М. Старокадомского и выполняют движения).

Описание движений

И.П. – Дети стоят друг за другом

1 фигура

1 куплет.

Ходьба друг за другом бодрым шагом.

Припев:

И.П. – стоя лицом в круг.
На слова “Тра-та-та” – три хлопка справа у головы.
Повторение – три хлопка слева.
На слова “Мы берём с собой кота” – 4 прыжка, руки вниз
На слова “чижика” – наклон вперёд, руки назад “хвостиком”,
“собаку” – слегка присесть, руки перед собой, согнутые в локтях, кисти опущены,
“Петьку-забияку” – шаг на месте, одновременно маховые движения руками, согнутыми в локтях,
“Обезьяну” – наклон вправо, руки согнуты в локтях, ладони вперёд,
“попугая” – наклон в том же положении влево,
“вот” – руки вперёд,
“кампания какая” – руки опустить.

Повторение последней фразы – движения те же, в конце – шаг на месте.

2 фигура

2 куплет.

Запев: ходьба топающим шагом, вращение согнутыми в локтях руками (“паровозик”).

На повторение музыки изменить направление движения, руки “держат руль” – имитация езды на автомобиле.

Припев: движения те же.

3 фигура

3 куплет.

Запев: поскоки по кругу друг за другом.

Начиная со слов “Нам солнышко светило” – одновременно с поскоками выполнять маховые скрещивающиеся движения руками над головой (“ветерок”). Эти движения можно выполнять врассыпную и к припеву остановиться лицом к зрителям.

Припев: движения те же.

На последний аккорд – прыжок на месте, руки вверх.

Логопед: Здравствуйте, я смотритель зоопарка. Заходите, заходите, на зверей вы посмотрите! Вы увидите зверей самых разных… Но сначала я хочу спросить у вас, знаете ли вы правила поведения в зоопарке.

Показ символов по правилам поведения в зоопарке “Не корми животных”, “Не гладь животных”, “Не дразни животных”, “Не шуми”, “Не просовывай руки в клетки с животными”. Обсуждение с детьми правил поведения в зоопарке.

II. Психогимнастика.

Попугай (крики на аудиозаписи).

Логопед: И первое, что мы увидели, вольер с попугаями. Какие они яркие, красивые, большие!

Педагог-психолог: Один попугай увидел нас и начал кивать головой: “Здравствуйте, здравствуйте!”

Покажите, как кивает попугай.

Напряжённо.

Наклоняем голову вперёд, шея напряжена, а теперь наклоняем вправо, влево. “Вот какой я красивый!”

Расслабленно.

Попугай перестал кивать. “Я устал, устал!” – говорит он. Голову вперёд свесил, шея расслаблена, голова, как на верёвочке расслаблена.

Логопед: Подберите слова-признаки к слову ПОПУГАЙ (красивый, умный, разноцветный и т. д.)

Педагог-психолог: А вот и клетка с тигром. (Звучит запись с рычанием тигра). Он никого не подпускает, бросается на заграждения, рычит. Бросается неожиданно, резко. Покажите, как.

Логопед: Подберите слова-действия к слову ТИГР (бросается, рычит, бегает и т. д.)

А вот и пруд, в котором плавают прекрасные лебеди. Присядем и посмотрим на движения лебедей. (Звучит музыка Сен-Санс “Лебедь”). Движения их плавные, неторопливые, грациозные. Представьте, что наши руки – это крылья. Взмахнули плавно правым крылом, левым, теперь двумя крыльями. Поднимаем и опускаем свои крылья неторопливо, плавно. Руки расслаблены.

Зрительная гимнастика (с лентами) с музыкальным сопровождением “Лебёдушка”.

Русская народная песня, обработка М. Гоголевой.

Вдоль по реченьке лебёдушка плывёт Идут по кругу.
Выше бережка Вытягивают руки вверх.
Головушку несёт Имитация взмахов правой и левой рукой, глаза следят за ленточкой.
Белым крылышком помахивает Встряхивают кистями рук.
На цветы водичку стряхивает

Педагог-психолог:

Напряжённо.

Рядом с прудом вольер с тюленями, они вылезли из воды на сушу. Какие они забавные! Давайте попробуем и мы двигаться так же, как тюлени. Ложитесь на живот, руки перед собой согнутые в локтях, продвигайтесь вперёд. Двигайтесь не спеша, медленно. Тело напряжено. Трудно оленям передвигаться.

Расслабленно.

Вот наши тюлени добрались до воды. Теперь можно и отдохнуть: легли на спинку, руки вытянули вдоль туловища.

Перекатываемся с боку на бок, не торопясь.

Вода прохладная, тюленям приятно. Тело расслаблено.

Логопед: Вставайте, нам надо идти дальше. Садитесь на лошадок, чтобы побыстрее добраться до вольера с мартышками. (Звучит музыка “Веселые путешественники”).

Какие они озорные. Прыгают, строят рожицы. Покажите весёлых мартышек. Ноги у них упругие, как пружинки.

Упражнение на развитие мимики лица, координацию движения, воображение “Мартышки” Музыка М. Гоголевой.

Мы весёлые мартышки,
Мы играем громко слишком.
Все в ладоши хлопаем. (хлоп, хлоп)
Все ногами топаем. (топ, топ)
Надуваем щёчки, (надули, надули)
Скачем на носочках. (прыг, прыг)
И друг другу даже
Языки покажем. (язычок, язычок)
Оттопырим ушки,
Хвостики – вертушки,
Пальчик поднесём ко рту, (тс-с-с)
Дружно прыгнем к потолку.
Шире рот откроем (открывают рот)
И гримасы строим!

III. Артикуляционные упражнения “Мартышки”, “Футболисты”, “Качели”, “Часики”, “Толстячок и Худышка”.

Логопед: Составьте предложение про мартышек.

Подвижная игра “Обезьянки и тигр” Слова и музыка Ф. Насауленко.

Играют дети – “обезьянки” и водящий – Тигри. К поясам обезьянок привязаны ленточки – хвостики.

Обезьянки:

Мы смешные, мы смешные обезьянки.
Мы прыгучки, мы висючки, кувыркалки!
На деревьях мы висим
И бананы мы едим.

Тигри:

А я Тигри не смешной,
Я голодный, страшный, злой!
Спойте песню ещё раз.
Я поймаю вас сейчас!

Обезьянки:

Мы смешные, мы смешные обезьянки.
Мы прыгучки, мы висючки, кувыркалки!
Любим бегать и скакать,
Никому нас не догнать!

После этих слов обезьянки убегают от Тигри. Тигри пытается их догнать и “сорвать” хвостик.

Психолог: Совсем запрыгались мартышки, закружились. То в одну сторону, то в другую. (Дети выполняют действия мартышек). Накружились и шлёпнулись на пол, некоторым даже больно.

Упражнение на выражение эмоции злости, насмешки, обиды.

Одна мартышка стала смеяться над другими: “Так вам и надо! Хорошо, что вы упали и вам больно. Так вам и надо! Ха-ха-ха!” Покажите, дети, какая злая, насмешливая мартышка. Как она строит насмешливую рожицу, смеётся над теми, кто ушибся. Ребята, хорошо поступила мартышка? Как вы думаете, можно смеяться над болью другого? Будут ли играть другие мартышки с этой злой мартышкой?

Упражнение на выражение эмоции жалости, сочувствия.

Все подружки отвернулись от злой мартышки. Она сидит и плачет. Давайте её пожалеем и пригласим с собой. (Дети жалеют мартышку, гладят её). Она поняла, что смеяться над другими плохо.

Релаксация.

Я предлагаю вам пройти к пруду. Лягте на ковер. Закройте глаза и слушайте меня. Вы находитесь возле тихого, прекрасного пруда. Слышно лишь ваше дыхание и плеск воды. Солнце ярко светит, и это заставляет вас чувствовать себя все лучше и лучше. Вы чувствуете, как солнечные лучи согревают вас. Вы слышите щебет птиц и стрекотанье кузнечика. Вы абсолютно спокойны. Солнце светит, воздух чист и прозрачен. Вы чувствуете себя спокойными и счастливыми, вам лень шевелиться. Каждая клеточка вашего тела наслаждается покоем и солнечным теплом. Вы отдыхаете…

А теперь открываем глаза. Потянулись, улыбнулись и тихонько встаем.

Нам пора возвращаться в детский сад, давайте поблагодарим смотрителя зоопарка за экскурсию. Садитесь на поезд. (Дети возвращаются под музыку “Веселые путешественники”).

IV. Прощание.

Молодцы! Вам понравилось в зоопарке? Давайте встанем в круг и поблагодарим друг друга за работу.