Обобщение знаний о глаголе как части речи

Разделы: Начальная школа


Цель: Совершенствование и обобщение знаний о глаголе как части речи.

Задачи:

  1. Развивать умения правильно писать окончания глаголов, имен существительных, прилагательных.
  2. Развивать лексическую и орфографическую зоркость, речь школьников, умение рассуждать и анализировать.

Оборудование: мультимедийный проектор; портативный компьютер.

Демонстрационный материал:

Д1 – Свяжешь, верите, играет, таяли, заметите, слышал, увядает, подержите, ненавидел.
Д2 – Что такое глагол?
Д3 – Как изменяются глаголы?

Д4 –

Д5 –

На морозе горит лицо.
В квартире горят все лампочки.
Больной весь горит.
Глаза горят от радости.
Гореть на работе
Обувь горит на нем

Д6 – Неопределенная форма глагола.
Д7 – Спряжение.
Д8 – Написание не с глаголом.
Д9 – Написание глаголов 2 лица, ед. ч.
Д10 – Суффиксы глаголов прошедшего времени.
Д11 – Роль глаголов в предложении.

Раздаточный материал:

Р1 – Кроссворд.

Поставьте глаголы, соответствующие следующим глаголам 1 лица ед. числа, в неопределенную форму.

  1. Прошу;
  2. Пойму;
  3. Подниму;
  4. Терплю;
  5. Бегу;
  6. Ловлю;
  7. Соберу;
  8. Тру;
  9. Берегу.

Р2 – Тест.

1. Выбери верное утверждение.

а) Если у глагола безударное личное окончание, то его нужно проверить ударением.
б) Если у глагола безударное личное окончание, то его нужно поставить в неопределенную форму и определить, какая стоит перед –ть.

2. Выберите верное утверждение.

а) К первому спряжению относятся глаголы на ать, уть, еть, ть.
б) К первому спряжению относятся глаголы на ать, уть, еть, ть, и еще глаголы брить, стелить.

3. Выберите верное утверждение.

а) Ко второму спряжению относятся глаголы на ить.
б) Ко второму спряжению относятся глаголы на ить и еще 11 глаголов - исключений.

4. Какие глаголы имеют окончание ешь?

а) Молв…;
б) Искупа…;
в) Дыш…;
г) Гон…;
д) Се… .

5. В каких глаголах суффикс я?

а) Та…л;
б) Кле…ла;
в) Ре…л;
г) Ве…л;
д) Леле…ла.

6. Какие глаголы относятся к первому спряжению?

а) Бре…т;
б) Гон…т;
в) Масл…т;
г) Ненавид…т;
д) Стел…т.

Ход урока

1. Организационный момент.

Что без меня предметы?
Лишь названья.
А я приду –
Все в действие придет.
Летит ракета.
Люди строят зданья.
Цветут сады
И хлеб в полях растет

- Какая часть речи может сказать так о себе?

2. Минутка чистописания

Прочитайте слова. (Д1) На минутке чистописания мы напишем цепочку букв. Первая букве является приставкой одного из слов и обозначает парный глухой твердый согласный звук. Какая это буква, где находится?

- Это буква с. Она является приставкой в слове свяжешь.
- Согласную с будем чередовать с главными буквами слова, в котором все согласные обозначают мягкие звуки.
- Это слово верите.
- Составьте цепочку букв.
- Сесисе.
- Напишите цепочку до конца строки.

3. Повторение изученного. Формулирование темы урока.

- Что объединяет слова?
- Все слова – глаголы.
- О чем мы будем говорить сегодня на уроке?
- О глаголах.

(Обозначается тема и цель урока).

- Говорить о глаголе мы будем по плану (Д2).
- По каким признакам можно разделить данные глагола на группы?
- По числам (Д3).
- Расскажите об изменении глагола по числам.
- Еще по какому признаку можно разделить слова?
- По временам.
- Расскажите об изменении глагола по временам.
- Найдите еще один признак.
- По видам глаголов.
- Запишите слова в тетрадь, распределяя на группы по признакам.

1 вариант – по числам.
2 вариант – по временам.
3 вариант – по видам.

4. Словарно-орфографическая работа.

Для того, чтобы вы смогли назвать новое слово из словаря, вам надо выполнить мое задание. Посмотрите на геометрические фигуры (Д4).Каждая фигура содержит определенную букву. Запомните фигуры и буквы в каждой их них (через 30 секунд фигуры убираются).Теперь я буду показывать фигуры в другой последовательности и без букв, а вы должны вспомнить, какие буквы были изображены на каждой их низ, и соединить их между собой. Какое у вас получилось слово?

Получилось слово гореть.

Объясните значение этого слова.

В процессе работы дети приходят к выводу, что это слово имеет несколько значений.

Давайте рассмотрим несколько значений этого слова в предложениях и фразах (Д5).

На морозе горит лицо. Означает, что человек краснеет от холода.
В квартире горят все лампочки. Означает, что лампочки дают свет.
Больной весь горит. Означает, что у больного большая температура.
Глаза горят от радости. Означает, что глаза сверкают, блестят.
Гореть на работе – трудиться, не жалея сил я здоровья.
Обувь горят на нем – обувь быстро изнашивается.

Напишите слово гореть три раза. Поставьте ударение.

Сделайте фонетический разбор слова.

Составьте предложение с этим словом.

Кто может подобрать слова – синонимы к слову загорается (зажигается).

5. Закрепление изученного.

- Что можно отметить в написании слова гореть?
- В слове гореть непроверяемая гласная о.

На конце пишется ь, потому что это слово является неопределенной формой (Д6).

- Что вы знаете о глаголах, стоящих в неопределенной форме?

Найдите глаголы в неопределенной форме в отрывке из сказки:

И царица хохотать,
И плечами пожимать,
И подмигивать глазами,
И прищелкивать перстами,
И вертеться, подбочась,
Гордо в зеркальце глядясь…

- Какой глагол отличается от всех других?
- Это глагол вертеться.
- Объясните его написание.
- Это возвратный глагол, оканчивается на -ться.
- Разгадайте кроссворд (Р1).
- Какое слово спряталось?
- Спряжение (Д7).
- Что называется спряжением?
- Все ли глаголы спрягаются?
- Как определить лицо и число глагола?
- Сколько спряжений у глаголов? Для чего надо уметь определять спряжение глаголов?
- Вспомните алгоритм, по которому определяем спряжение.

Один ученик объясняет на примере одного из глаголов первого задания.

- Сейчас вы увидите фрагмент сказки “Бэмби” У. Диснея и выполните задание. Записать как можно больше глаголов которые обозначают действие предметов и героев сказки.

Дети записывают слова: нюхает, падает, вылазит, бегает, кружится, радуется, показывает, смеется, помогает, старается, подталкивает, улыбается, не получается.

- Прочитайте слова, объясняя написание окончаний.
- Как записали не получается? (Д8).
- Не с глаголом пишется раздельно.
- Запишите еще два примера на это правило.

6. Физкультминутка.

- Как отличить глагол от другой части речи?

- Я буду называть слова. Если услышите глагол – приседаете, если другую часть речи – хлопок в ладоши: рыбак, рыбачил, рыбный, замолчали, молчание, молчаливый, смешной, смех, смешил, черный, чернел, чернота, бедняк, беднеет, бедный.

- Все ли глаголы на – ить относятся ко 2 спряжению?
- Нет, не все глаголы – исключения:

Четыре глагола на - ать;
Семь глаголов на – еть.

- Я вам буду читать отрывки из произведения хорошо знакомого поэта.

Вы должны услышать глаголы – исключения и записать в тетрадь

(Отрывки из сказок А. С. Пушкина).

Крепко связаны ей локти;
Попадется зверю в когти
Меньше будет её терпеть
Легче будет умереть.

- Это глагол терпеть.
- Запишите его в 3 лице ед. числа.

Как под крылышком у сна,
Так тиха, свежа лежала,
Что лишь только не дышала…

- Это глагол дышала.
- Запишите его в 1 лице мн. числа.

Смотрит – видит дело лихо:
Бьется лебедь средь зыбей…

- Это глагол смотрит, видит.
- Запишите его во 2 лице мн. числа.

Комаром оборотился,
Полетел и запищал,
Судно на море догнал.

- Это глагол догнал.
- Запишите его во 2 лице ед. числа (Д9).
- Запишите еще два глагола на это правило.

Как услышал царь – отец
Что донес ему гонец…

- Это глагол услышал.
- Объясните написание этого слова (Д10).
- Это глагол прошедшего времени, суффиксы -а, -л, потому что в неопределенной форме у глагола услышать перед -ть стоит гласная а.

7. Объяснительный диктант.

Пригревает весеннее солнце. На лесной поляне тает снег. С горки по дороге бежит звонкий ручей. Он наполнил до краев глубокую лужу, побежал через край.

- Последнее предложение разобрать по частям речи и членам предложения (Д11).

Сделать морфологический разбор слова:

1 ряд – пригревает;
2 ряд – весеннее;
3 ряд – по дороге.

8. Итог урока.

Результат работы – выполнение заданий теста (Р2).

9. Домашнее задание.