"Методы решения уравнений"

Разделы: Математика


Цели:

Обучающая: привести в систему и обобщить навыки решения уравнений различными методами.

Развивающая: продолжить развитие умений и навыков самостоятельного пополнения знаний, развитие умения сопоставить факты, способности переводить теоретические знания в практические навыки.

Воспитательная: прививать интерес к предмету, формировать коммуникативные навыки личности.

Тип занятия. Обобщение и систематизация знаний учащихся.

Метод. Частично-поисковый.

Основные этапы занятия:

  • Фронтальная работа
  • Выступления учащихся
  • Решение заданий по тестам ЕГЭ
  • Презентация по теме “Использование рациональных уравнений в физике”

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная; доска, раздаточный материал.

Ход занятия

I. Организационный момент

II.Фронтальная работа. ( Презентация урока. Приложение №1)

  • Вступительное слово учителя.

- Современная математика немыслима без решения уравнений. Уравнения имеют не только важное теоретическое значение, но и служат чисто практическим целям.

Овладевая способами их решения, мы находим ответы на различные вопросы из науки и техники. Однако программой школьного курса математики не предусмотрено обобщение и систематизация знаний об уравнениях и методах их решения. В этом нам помогут занятия элективного курса.

Сегодня на занятии мы обобщим и систематизируем знания о методах решения уравнений, рассмотрим применение их в решении заданий по тестам ЕГЭ -2009 .

- Я обращаюсь ко всем, кто обучается математике и заинтересован в овладении её, и говорю:

Слайд 1 “Конечно, будем учиться доказывать, но давайте также учиться догадываться” (Д.Пойа)

- Вспомним основные методы решения уравнений:

Слайд 2

  • Метод подстановки
  • Разложение на множители

Слайд3

Решите уравнение (задание из тестов ЕГЭ-2009)

27х – 8х = 3(18х - 12х)

Решение:

  • Обсуждение и совместный поиск путей решения уравнения.

О.Д.З :

Заметим, что

27х = (33)х =(3х)3

8х = (23)х = (2х)3

18х = 2х • 9х =2х (3х)2

12х = (3 • 4)х = 3х (2х)2

Тогда уравнение примет вид:

(3х)3 – (2х)3 = 3 (2х(3х)2 – 3х (2х)2) .

Пусть

2х = а, 3х = b, где а > 0, b > 0 .

b3 – a3 = 3 (ab2 – ba2),

b3 - a3 – 3ab2 + 3ba2 = 0,

- (a3 – 3a2b + 3ab2 – b3) = 0,

- (a – b)3 = 0,

(a – b)3 = 0,

a – b = 0

Вернемся к замене:

2х = 3х,

х = 0

Ответ: 0

Слайд 4 - Какой метод решения показательного уравнения здесь использовали? (Метод замены переменной)

Продолжение статьи

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4