Значение народной педагогики в дошкольном воспитании

Разделы: Работа с дошкольниками


Народная педагогика – это проверенная жизнь, в воспитательной практике, передаваемая из поколения в поколение, вышедшая из распространенного народного опыта как бы книга идей, мыслей, нравоучений, примеров воспитания, средств воспитания.
Это родник мудрости, здоровой нравственности. В основе ее лежат человечность, милосердие, уважение к людям, скромность, порядочность.
Народная педагогика служит базой, основой и научной педагогике. Примеры:
1. Чешский педагог Я.А. Коменский в книге «Школа матери» опирается на народный опыт в воспитании в семье.
2. Песталоцци в «Книге для матерей» берет за основу народную педагогику Швейцарии.
3. Л.Н. Толстой в своих трудах, в частности, в знаменитой «Азбуке» широко использует народную мудрость.
4. Выдающиеся татарские просветители, ученые Ш. Марджани, Каюм Насыйри, Риза Фахретдин и др. защищали идею народности в воспитании и использовали ее. Невозможно отделить от народности творчество и жизнь Г. Тукая, нашего современника Н. Исанбата.
Ученые доказывают, что уже в IX-X веках существовали школы– медресе, работавшие по системе народности с использованием знаний народа, его взглядов на воспитание. В основе педагогической системы К. Д. Ушинского лежит идея народности.
«Есть одна только общая для всех прирожденная наклонность, на которую всегда может рассчитывать воспитание: это то, что мы называем народностью… Воспитание, созданное на народных началах. Оно имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа…  Всякая живая историческая народность есть самое прекрасное создание, и воспитанию остается только черпать из этого богатого и чистого источника». / Из статьи «О народности в общественном воспитании», 1857г.
Есть такая татарская пословица: «У каждого цветка – свой запах, у каждого народа– свой цвет». И Ушинский под народностью  понимал своеобразие каждого народа, обусловленное его историческим развитием, географическими, природными условиями.
Средства воспитания народной педагогики:
  •  родной язык;
  •  труд на пользу своему народу (изучение истории родного края);
  •  народные песни: колыбельные, лирические, о труде и т. д.
  •  хороводные, подвижные, состязательные игры;
  •  народные танцы, выражающие характер, образ жизни народа (целомудрие, скромность, чистота…)
  •  пословицы, поговорки, загадки, сказки, былины, сказания, легенды, притчи;
  • народные обычаи, обряды.
На каждом из этих пунктов останавливаться нет смысла, но о значении родного языка в воспитании человека нельзя не сказать.
Ушинский считал, лучшим выразителем народности  является родной язык. Через него мы призваны воспитывать, развивать у детей чувство национальной гордости, чуждое шовинизму, сочетающееся с уважением к другим народам.
Из статьи Ушинского «Родное слово».
«Язык народа – лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни. В языке одухотворяется весь народ и вся его родина.
Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое историческое живое звено, целое. Он не только выражает собою жизненность народа, но есть именно эта самая жизнь. Когда исчезает народный язык, – народа нет более!».
Родной язык считал Ушинский, – это не только лучший выразитель духовных свойств народа, но и лучший народный наставник, учивший народ еще тогда, когда не было ни книг, ни школ. Усваивая родной язык, ребенок воспринимает не одни только звуки, их сочетания и видоизменения, но и бесконечное множество понятий, воззрений, чувств, художественных образов.
Эту истину давно поняли за рубежом, например. В школах Западной Европы в воспитательных и образовательных процессах отдается предпочтение национальным элементам, воспитанию и образованию на родном языке. Как пишет Васил Гайфуллин, профессор, министр народного просвещения республики, «там ни одному педагогу и в голову не придет оторвать ребенка от своей нации, от родного языка».
У каждого народа – своя народная педагогика, свой язык, но средства воспитания очень схожи (выше перечисленные).
Исторически все народы Поволжья переплетены, друг у друга заимствовали и слова, и элементы обрядов, праздников. В любом языке мы найдем аналогии поговорок, пословиц, которые знаем на своем языке:
  •  Всякой матери свое дитя мило.
Карга да әйтте аппагым, керпе дә әйтте йомшагым.
  •  Не спрашивай у старого, спрашивай у бывалого.
Күп яшәгән белми, күп күргән белә.
  •  Слово не стрела, а хуже стрелы разит.
Сүз кешене үтерә, сүз кешене терелтә.
  •  С кем поведешься, от того и наберешься.
Тишек көймәгә утырма, начар кешегә иярмә.
Первые нравственные представления дети получают с ранних лет, овладевая родным языком,слушая произведения устного народного творчества, в процессе повседневного общения.
 Уроки татарского языка включает в себя знакомство с историей и культурой татарского народа.  И первым показателем  является у нас праздник «Сабантуй», который проводится в саду каждый год. На этом празднике дети узнают и видят  обычаи, традиции, игры татарского народа, и так же у них развивается ловкость, быстрота и интерес к татарскому народу. Мы знакомим их с татарскими народными играми, учим танцевать народные танцы, петь песни, рассказывать стихи. Все дети принимают участие в празднике, у них появляется интерес к культуре народа.