Интегрированный урок по русскому языку и литературному чтению

Разделы: Начальная школа


Цели:

1) сформировать у детей общее понятие о тексте на основе осознания его основных признаков;
2) учить устанавливать связь между частями текста;
3) проконтролировать знания детей с помощью текста;
4) воспитывать умение помочь друг другу.

Методы: частично-поисковый, словесный.

Оборудование:

  • компьютер;
  • проектор;
  • раздаточный материал в группах (карточки);
  • учебник по чтению

Ход урока

1. Организационный момент.

Стоим в кругу, держась за руки:

– Добрый день, Настя…(всех детей по именам)

– Добрый день, Надежда Борисовна! Добрый день, солнышко! Добрый день всем нам!

– Пусть весь урок пройдёт у нас на доброй волне.

2. “Вхождение” в тему урока.

– Прочитайте слова великого русского поэта А.С.Пушкина (Приложение 1, слайд №1).

– Почему мы начинаем урок с этих слов? (Будем делать открытие).

– А как называют людей, делающих открытие? (Учёные).

Итак, мы с вами сегодня будем учёными, которые исследуют и объясняют настоящее, связывают настоящее с прошлым, делают открытие и познают новое.

– Исследуйте это предложение, какие слова вам непонятны? (Просвещенье, парадокс, гений).

– Обратимся к толковому словарю и узнаем точные определения этих слов.

– Как понимаете слово чудный?

– Подберите синонимы (прекрасный, красивый ,великолепный).

– Подберите антонимы (некрасивый, плохой).

– Продолжаем исследовать новый материал: дан набор слов. Прочитайте их. (Слайд №2).

– Восстановите последовательность слов. (Слайд №3)

– Сделайте открытие какого же слова здесь не хватает? (Слайд №4).

– Как вы думаете почему оно выделено красным цветом? (Это тема урока).

– Да, это наш главный вопрос урока (Слайд №5).Его мы и будем исследовать на уроке.

3. Раскрытие темы урока.

– Как вы думаете, можно ли назвать текстом стихи А.С.Пушкина? (Да).

– Вы же учёные – приведите доказательства. Что обязательно должно быть в каждом тексте? (Основная мысль).

– Что это такое? (Самое важное, главное, о чём говорится, ради чего написано).

– Что значит раскрыть основную мысль текста? (Понять о чём говорится).

Можно ли назвать основную мысль текста ключиком? (Да).

А что он открывает? (Текст поделится с нами своими мыслями, чувствами).

– Назовите ещё яркие признаки текста (Слайд № 6).

– Попробуйте озаглавить этот текст (Слайд №1).

– Какова основная мысль этого текста? (Учиться надо обязательно).

– Как вы думаете, когда человек делает открытие, он удивляется?

-А вы хотите удивиться?

4. Физкультминутка.

– Я показываю рисунок удивительного животного, которое мы с вами придумали на уроке психологической разгрузки, вы мне называете тех зверей, которых узнали в нём и изображаете их.

– Мы продолжаем исследовательскую работу.

– Прочитайте предложения. (Слайд №7).

– Можно ли назвать этот набор предложений текстом? Почему? (Нет. Здесь нет смысла).

– Восстановите перепутанную логическую цепочку предложений. (Слайд №8).

– Проверяем.

– Что вы заметили? Чего не хватает? (Название текста).

– Придумайте название к тексту.

– Как называется жанр этого произведения? (Сказка).

– К какому виду относится? (Сказка о животных).

– Откройте учебник по чтению на стр. 57. Что вы увидели? И название такое же как мы с вами придумали.

– Какому народу принадлежит авторство этой сказки?

– Какое открытие мы сделали? (Сочинили сказку).

Прочитайте сказку про себя.

Что означает слово перегоняться? (Бегать наперегонки).

– Кто главные герои?

– Как ведут себя животные? (Как люди).

– Кто же кого обхитрил?

– Ребята, какая мудрая мысль заключена в этой маленькой сказке? (Не рой другому яму, сам в неё попадёшь). (Слайд №9).

– А можно ли это предложение назвать текстом? Почему?

– А в тексте сколько должно быть предложений?(2 или несколько).

– Из скольких предложений состоит текст? А как вы считали? (По знакам препинания).

– Какие знаки препинания мы знаем?

– Если мы уберём в этом тексте все знаки, что произойдёт? (Всё смешается, станет непонятным).

– В тексте обязательно должны быть границы предложений. Знаки препинания человек придумал в 15 веке после изобретения книгопечатания. Великий русский учёный М.В.ломоносов высказал мысль о том, что ставить их нужно по смыслу, как диктует текст. “Знаки препинания ставятся по силе разума”– сказал он.

– Ну что ж, мои учёные, вы поработали сегодня на славу, и я надеюсь совершили для себя открытие. Какое? Возвращаемся к теме нашего урока, что же такое текст? (Ответы детей).

5. Итог урока.

-У чёные в конце своей работы делают выводы. Давайте же и мы примем верные высказывания и отметём в сторону неверные.

Работа в группах.

Карточка.

  1. Текст состоит из предложений. +
  2. К тексту нельзя придумать название. –
  3. Все предложения в тексте имеют границы. +
  4. Предложения в тексте не имеют определённой последовательности. –
  5. В тексте всегда о чём-то или о ком-то говорится. +
  6. Текст можно разделить на части. +
  7. Каждая часть текста записывается с красной строки. +

– Понравился ли вам урок? Что особенно запомнилось?

– Урок окончен. Спасибо за работу.

Презентация