Кровообращение. Океан внутри нас. Урок с презентацией "Мы и окружающий мир", 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Задачи:

1) обобщить, систематизировать и проверить знания учащихся о составе крови и ее функциях;
2) развивать интеллектуальные качества личности – интерес, наблюдательность, умение решать
проблемные вопросы, умение делать выводы и обобщения;
3) подвести учеников к осознанию объективно существующих связей между природой и человеком;
4) совершенствовать навык самостоятельной работы в группах и индивидуально.

Оборудование:

– мультимедийный проектор, ноутбук, экран, телевизор, видеомагнитофон;
– микропрепараты: “Кровь человека”, “Кровь лягушки”;
– учебный видеофильм “Кровообращение”;
– микроскопы (один на парту);
– листы с кроссвордом (на каждого ученика).

Ход урока.

I. Организационный момент. (слайд 1) (Приложение 1)

II. Актуализация знаний.

1/ Вступительное слово учителя.
Несколько уроков мы изучаем, как устроен организм человека. Пора устроить смотр знаний. Тему, по которой вы будете показывать знания, вы узнаете, выполнив небольшой тест. (Вопросы теста и варианты ответов выводятся на экран, ученики записывают в тетрадь букву правильного ответа и объясняют свой выбор.)

2/ Фронтальный тест по пройденному материалу. (слайды 2 – 5)

III. Определение темы урока.

Прочитайте буквы правильных ответов теста. (слайд 6)
Н О Е К А

Расшифруйте слово. (слайд 7)

О К Е А Н

Что вы представляете, услышав это слово? Наверно, вот это? (слайд 8) На экране появляется картинка – Земля из космоса. Ученики вспоминают океаны Земли.

Но сегодня мы будем говорить о другом океане. Этот океан находится внутри нас. Вода занимает почти 70% поверхности Земли, а организм человека почти на 60% состоит из жидкости. Главная жидкость – это кровь. (слайд 9) На экране появляется тема урока.

IV. Смотр знаний.

1. Самостоятельная практическая работа в группах по 2 человека.

Рассмотрите в микроскопы препараты крови. Что вы видите? (Клетки крови – эритроциты.) Кто видит в микроскоп такое изображение? (слайд 10) На экране картинка с изображением препарата крови под микроскопом.

А кто видит такое изображение ? (слайд 11) На экране появляется ещё одна картинка с похожим изображением.

Сравните эти изображения. (В одном препарате эритроциты крупнее, но их меньше, чем в другом.)

В чём же дело? (слайды 12-13) На экране указываются препараты чей крови дети рассматривали под микроскопом.

2. Фронтальный устный опрос о функциях клеток крови.

Какие ещё кровяные клетки вы знаете, и какую работу они выполняют? (слайд 14) Ученики рассказывают о функциях эритроцитов, лейкоцитов и тромбоцитов.

3. Беседа о кровеносных сосудах и кругах кровообращения.

Посмотрите на экран. Как вы думаете, что это? (слайд 15) На экране картинка с изображением русла реки из космоса. Дети сделали предположение, что это вены, потому что они синего цвета.

А теперь посмотрите фрагмент видеофильма. (Фрагмент учебного фильма “Кровообращение”). Что вы увидели? (Дети предполагают, что это – кровеносные сосуды. Только, по первым – течёт венозная кровь, а по другим – артериальная.)

На самом деле, на первой картинке – фотоснимок реки из космоса, а в фильме действительно – увеличенные под микроскопом кровеносные сосуды, по которым течёт кровь. Что вы знаете о кругах кровообращения? (слайд 16) На экране схема кровообращения. Дети рассказывают о кругах кровообращения в организме человека.

4. Физ. минутка с направленностью. “Работа сердца”.

Что или кто заставляет кровь двигаться? Конечно, сердце. Встаньте, положите руку на левую сторону груди и почувствуйте биение сердца. Как оно бьётся? А теперь, на месте бегом марш! (10-15 секунд) Почувствуйте, как теперь бьётся ваше сердце? Сделайте вдох, выдох. Как стало биться сердце? А теперь посмотрим, как это выглядит.

(Демонстрируется флэш – анимация “Работа сердца в разных состояниях.”)

5. Фронтальный устный опрос о функциях крови. (слайды 17-21)

Почему кровь называют – транспортировщиком, уборщиком, защитником, снабженцем, кондиционером? Ученики комментируют изображения.

V. Рефлексия.

Индивидуальная самостоятельная работа.

Разгадайте кроссворд. (слайд 22) Определения выводятся на экран (слайд 23)

После сбора кроссвордов проводится проверка.

Что вы не смогли вспомнить? (слайд 24)

VI. Подведение итогов урока. Домашнее задание.

Прочитайте высказывание. (слайд 25)
Как вы будете относится к океану внутри себя ? А к своему сердцу?
– Дома вы самостоятельно подберёте дополнительный материал и подготовите устный доклад на одну из следующих тем: 1. Группы крови. Донорство.

2. Болезни крови.
3. Первая помощь при кровотечениях.

(Отметки за кроссворд можно выставить с учётом работы на уроке.)