Разработка урока по обучению грамоте. Тема "Буква Й, звук [й]"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • закреплять знания о букве “й”, учить читать слова с буквой “й”, уметь давать характеристику звукам, выделять в словах звук [й’];
  • знакомить с правилами дорожного движения. Воспитывать умение  правильно вести себя на улице.

Оборудование:

  • учебник “Азбука” Н. В. Нечаева, К. С. Белоусец, 
  • алфавит,
  • слоговые таблицы (индивидуальные),
  • модели звуков,
  • слоги (карточки),
  • модель светофора,
  • светофорики-призы,
  • письмо светофорика,
  • буква “й” – рисунок,
  • фонограма песни.

Ход урока

I . Установление психологического комфорта .

Долгожданный дан звонок:
“Начинается урок,
Пожелаем всем удачи,
За работу, в добрый час!”

II. Актуалиация знаний.

1. Отправляемся в путешествие в г. Алфавитинск с песней про алфавит.

Дети поют песню.

2. Чтение алфавита.

3. Работа по слоговой таблице. Рисунок1.

4. Дать характеристику звуку [й’].

5. Чтеие цепочкой по учебнику с. 34.

III. Постановка цели урока.

– Кто пришёл на урок? (Светофорик). Рисунок2.

– Он приглашает нас в путешествие по г. Алфавитинску. Он пришёл c письмом: “Дорогие ребята! Приглашаем вас в г. Алфавитинск, дорогу   покажем…………………………………………………………………”

– Ой, дождь смыл слово!Кто же нас сегодня поведёт по г. Алфавитинску?

– Догадайтесь?!

– Она живёт в зелёном домике, с зелёной крышей, носит зелёное платье и зелёный бант.

– Что это за буква? (буква й).

– А чтобы наш путь был безопасным с нами пойдёт в путешествие Светофорик.

– Познакомьте Светофорика с буквой “й”. Дайте характеристику звуку [й’]  (согл., всегда мягкий, звонкий).

– Кто соседи этого звука? (звуки [н, л, р, м. ]

– Почему? (всегда звонкие, непарные)

IV. Решение учебной задачи.

– Итак, отправляемся в путь, соблюдая ПДД. На пути перекрёсток . Светофорик поможет нам перейти улицу.

V. Физкультминутка.

– Знаете сигналы светофора?

Красный свет-стоим,
Жёлтый-хлопаем в ладоши,
Зелёный-шагаем на месте.

VI. Первичное закрепление.

1. Работа по учебнику.

С. 35, найди и прочитай слова с буквой “й”.

– где вы слышите звук [й’] (в конце слова)

– найди и подчеркни выделенные слова.  (май, рой)

– Чем похожи эти слова? (односложные).

2. Игра в парах. “Собери слово из слогов”.   (лай-ка, май-ка, мой-ка, лей-ка).

– Какой звук повторяется в словах? ([й’]).

VII. Повторение. Рисунок 3.

– Ой, ребята, что это со Светофориком? Он потух. Что же делать? Как мы пойдём дальше? Поможем Светофорику зажечь огни?

– Какие у светофора цвета?

(красный, жёлтый и зелёный).

– Какой звук слышите на конце слова?

([й’])

– Молодцы! Буква “й” поможет нам найти дорогу, но прежде нужно выполнить задание.

1. Звуко-буквенный анализ. Рисунок 4.

– Прчитай слова по схеме:

 * р а * с н ы й

З * л * н ы й

Ж * л * т ы й

– Молодцы! Светофорик загорелся! Рисунок2.

– Идём дальше. Вы не забыли , что обозначают его цвета?

VIII. Фикультминутка

– Я начну, а вы в рифму отвечайте.

Вот зажёгся красный цвет,
Всем известно хода…. (нет),
Жёлтый – приготовимся к …. (пути),
А зелёный говорит – путь …. . (открыт).

– Ребята, а как быть, если нет светофора? Как переходить улицу?

(ответы детей).

– Молодцы!

– Итак, мы пришли к дому, где живёт буква “й”. (на ленте букв открываем букву “й”

– Повторим, какой это звук?

(согл., звон., всегда мягкий. )

– Буква “й” рада, что вы её хорошо знаете,

IX. Оценивание .

-Светофорик тоже доволен вашей работой, хорошо знаете ПДД, он дарит вам своих братиков Светофориков и благодрит вас за работу.

X. Итог урока.

– Что мы сегодня узнали на уроке?

-Чему научились?

Приложение