Урок развития речи "Роль изобразительно-выразительных средств в поэтической речи"

Разделы: Литература


Не привыкайте к чудесам –
Дивитесь им, дивитесь!

В. Шефнер.

Цели: закрепить знания о роли изобразительно-выразительных средств в тексте; продолжить формирование творческого видения, развивать навыки устной и письменной монологической речи; воспитывать эстетический вкус, любовь к красоте природы.

Словарная работа на уроке: тропы, метафора, эпитет, сравнение, олицетворение.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Вводное слово. Объявление темы и целей урока.

В каждом уголке природы, будь то холодная тундра или знойная пустыня, горная вершина или степная гладь, есть своя особая, неповторимая и не встречающаяся ни в каких других местах красота. Надо только ее понять.

Но зачем отправляться куда-то далеко на поиски новых впечатлений. Ведь наш Кольский край по праву называют сказочным. Природа словно выбрала Заполярье, чтобы демонстрировать здесь полярное сияние, полуночное солнце, снегопады в летнюю пору, столетние березовые рощи высотой в полметра – словом, многие из своих чудес. Человеку, который здесь никогда не бывал, трудно представить, насколько разнообразна и прекрасна природа Севера. Только красота эта не яркая, не броская, а нежная, будто спрятанная под волшебным покрывалом. Будешь наблюдательным – и сделаешь массу открытий.

Самое благоприятное время для более близкого знакомства с заполярными красотами, конечно же, – весна.

Тему нашего урока – “Запоздалое солнце весны…” – мне навеяла поэтическая строка одного из стихотворений. Эпиграфом, своеобразным девизом, станут слова Вадима Шефнера:

Не привыкайте к чудесам –
Дивитесь им, дивитесь!

Наша с вами цель сегодня – увидеть в северной Кольской природе, которая находится в ожидании весны, нечто необыкновенное, ощутить себя ее частью, обогатиться духовно от общения с ней. А результатом проделанной работы станут ваши сочинения-миниатюры, в которых вы отразите свои впечатления.

3. Оформление записи в тетради: тема, эпиграф, таблица “Средства художественной выразительности”:

Эпитеты Олицетворения Метафоры Сравнения
       

4. Лингвистический анализ текстов о весне на Кольском Севере.

Видеть удивительное в обыкновенном не просто. Еще труднее об увиденном чуде рассказать. Но в этом нам помогут художники поэтического слова, наши земляки, которые, каждый по-своему, показали пробуждение заполярной весны в своих произведениях. Наша задача – выяснить, как авторы текстов передают нам свое настроение, какими средствами художественной выразительности создают яркие, зримые образы. Итогом анализа стихотворений станет заполненная таблица “Средства…”

Прочтем стихотворение А.Бажанова.

Аскольд Бажанов. Первое солнце.

Ночью длинной, ночью темной
В седловине между гор
Кто-то добрый и огромный
На снегу разжег костер.
И костер тот, разгораясь,
Сыпал в тундру тучи искр,
Ночь от сопок отрывая
И бросая клочья вниз.
Ставни туч сорвал с оконца
Неба дерзкий ветерок!
В дверь Хибин ввалилось солнце
И – уселось на порог!

– О чем это стихотворение?

О скором наступлении весны.

– Но в тексте нет самого этого слова “весна”. Что помогает нам догадаться, что речь именно о ней?

У нас, в Заполярье, с приходом весны ассоциируются первые лучи солнца, которое будто бы “разгребает” ими хмурый горизонт, наполняя ярким светом все вокруг.

– Какие образы находятся в центре стихотворения?

В стихотворении А.Бажанова природа представлена как живое существо: солнце ввалилось и уселось, ветерок сорвал… Разгорающийся костер брызжет искрами огня, разрывая ночную пелену тьмы. И костер, и ветер, разогнавший тучи, и солнце, показавшее свою макушку в горном ущелье, несут с собой яркий, ослепительный свет и горячее тепло.

– Какие средства художественной выразительности использует поэт для создания этих образов?

Олицетворения и олицетворяющий эпитет (дерзкий ветерок) – заносим в таблицу примеры.

– Что такое олицетворение, эпитет?

Олицетворение – троп, основанный на переносе свойств живого предмета на неживой.

Эпитет – образное определение, подчеркивающее свойства предмета.

– Дайте определение метафоры.

Метафора – троп, средство художественной выразительности, основанное на переносе свойств одного предмета на другой на основе какого-либо сходства между ними; скрытое сравнение.

– А метафоры есть в этом стихотворении?

Дверь Хибин – своеобразная граница Кольского Севера;
ставни туч – тучи уподобляются ставням;
оконце неба – небо представлено поэтом как окно;
тучи искр – это лучи солнца.

Какой образ возникает в вашем воображении теперь, после того как мы проанализировали средства художественной выразительности?

Возникает образ Дома.

Что олицетворяет собой этот Дом?

Этот Дом олицетворяет собой нашу родную землю, нашу малую родину, наше Заполярье, которое наконец освободилось от плена полярной ночи и готовится к встрече весны, к встрече праздника солнца.

Именно так – “Праздник солнца” – называется стихотворение нашей соотечественницы Марины Матвеевой.

Марина Матвеева. Праздник солнца.

Ощущенье южного уюта
От того, что солнце за окном.
Золото рассыпано как будто
Неизвестным сказочным творцом.

Растворилось то, что было плохо,
Разбежались тени по углам,
Вновь искрится на упряжках хохот,
И бегут олени по снегам.

И хотя мороз стоит под двадцать,
Не впервой его нам удивлять.
Синеве и солнцу улыбаться
Заставляет нас зима опять.

Уступает ночь свои владенья
Солнечному свету поутру,
Как небес прекрасному творенью,
Луч его трепещет на ветру.

Пусть сегодня в заполярном крае
Праздник солнца радостно звенит.
Поздравляю всех вас, северяне,
Ночь полярная от нас бежит.

Будем мы надеяться на чудо,
Утопая взглядом в синеве.
И хоть ждет нас суета повсюду,
Улыбнемся утренней зиме.

– Каким настроением проникнуто стихотворение?

Стихотворение наполнено радостью, восторгом, ожиданием близкого чуда, ощущением близкой весны.

– Что вдохновляет, восхищает лирического героя и вместе с ним автора?

Лирического героя восхищает обилие света, который словно врывается в нашу серую будничную жизнь, внезапно, легко, стремительно; который срывает плотное покрывало стылой полярной ночи с заполярных городов, прогоняет сон, печаль, усталость. Столько солнца, что захлебнуться им хочется, раствориться в его сиянии. Оно дарит людям надежду на непременное счастье, пробуждает мечты, наполняет энергией.

– Какие выразительные средства задают тональнось стихотворения?

Заносим в таблицу:

Олицетворения – разбежались тени; ночь уступает свои владенья и бежит прочь.

Сравнения – золото рассыпано как будто; солнечный свет, как небес прекрасное творенье.

Метафоры – хохот искрится; звенит праздник солнца; взгляд утопает в синеве неба.

– Есть ли что-то общее между стихотворением “Праздник солнца” Марины Матвеевой и стихотворением Аскольда Бажанова? Что именно?

И в первом, и во втором тексте центральным является образ солнца, солнечного света, зажженного каким-то добрым, неизвестным творцом, который несет радость людям. Этот образ придает стихотворениям сказочный характер, отражает волшебную атмосферу ранних весенних дней.

Ушел март с его ярким солнцем и внезапными метелями. На дворе апрель. Светлый. Может быть, хмурый. Так же незаметно вступит в свои права май. Каким он будет? Что интересного, необыкновенного покажет нам?

Об этом стихотворение В.Смирнова.

Владимир Смирнов. Весна в Заполярье.

Как обычно, в середине мая,
Ярь-весна добралась и сюда.
На озерах льды приподымая,
Задышала шалая вода.
Как невесты, распушились ивы.
Зимние оковы реки рвут.
И уже по Кольскому заливу
Льдинки, словно лебеди, плывут.
Сопки-старцы, потянувшись сонно,
Скинув шапки, шубы с плеч свалив,
Подставляют ласковому солнцу
Каменные лысины свои.

– Какое слово вам непонятно?

Ярь-весна. В славянской мифологии Ярило – весенний бог плодородия. Таким образом поэт связывает с приходом весны пробуждение земли от зимнего сна.

– Какой увидел заполярную природу поэт?

Поэт отмечает, что у нас, северян, свой отсчет весенним дням. Только теперь, когда отзвенел праздник солнца, когда вырос день, мы можем увидеть явные приметы весны: оседает снег, подтаивает лед, с синего огромного неба льются потоки животворящего света, земля торопливо выгоняет первую зелень, скоро сквозь тонкий слой тающего снега пробьются бледные северные цветы.

– Как отражены в стихотворении авторские эмоции, настроение, оценки? Настроение автора передано с помощью средств художественной выразительности. Метафоры создают в нашем воображении яркие, ощутимые, зримые образы.

Сравнения подчеркивают нежность, трогательную красоту такого обычного, но важного для автора явления весны как появление первых почек, первых плывущих по воде сверкающих кристаллов льда. Олицетворения придают пейзажу живой, очеловеченный характер. А эпитет ласковое несет в себе непосредственную авторскую оценку.

Заносим в таблицу:

Метафоры – зимние оковы; сопки-старцы; лысины и пр.

Сравнения – ивы, как невесты; льдинки, словно лебеди.

Олицетворения – вода задышала; реки рвут оковы; сопки скинули одежды…

Эпитеты – шалая(вода), ласковое(солнце).

5. Рефлексия.

Итак, мы проанализировали стихотворения, где изображен живительный свет весны, разливающийся за Полярным кругом.

– Сделайте вывод, в чем видят авторы этих поэтических строк секрет весеннего полярного обаяния?

Нет ничего лучше ожидания весны, когда все прекрасное еще впереди. Пусть еще по-зимнему кружит метель, пусть еще стоит мороз… Но мы-то знаем, что скоро в глубоком, удивительно нежном небе торжественно расцветет золотой цветок солнца, и зазвенит апрельская капель, и встрепенется верба, и покажутся из-под снега желтые россыпи цветов мать-и-мачехи. И вот тогда только в Заполярье придет настоящая весна.

– Какую роль играют изобразительно-выразительные средства языка в создании весеннего заполярного пейзажа?

Языковые средства отличаются выразительной силой в передаче внутреннего состояния автора. С помощью средств художественной выразительности художник поэтического слова создает яркие, зримые, ощутимые образы весны. Все это позволяет живо представить красочную картину, изображенную в стихотворении.

6. Работа над сочинением

Я хочу, чтобы ваши впечатления, находки, маленькие, но очень важные открытия легли в основу сочинений-миниатюр “Запоздалое солнце весны…”

Вы можете выбрать другую тему для своей работы из предложенных вариантов:

  1. “В Заполярье проснулась весна…”
  2. На календаре – апрель.
  3. Музыка весны.

Не забудьте в своих работах использовать материал, оформленный в таблицу.

Тем, у кого работа над собственным сочинением вызывает трудности, я предлагаю задание другого характера (см. карточки).

1. Напишите сочинение-миниатюру на тему “Весна в Заполярье” по опорным предложениям (знаки препинания не расставлены).

1. День р..стет быстро. 2. Зима на исходе. 3.Снег на д..рогах чернеет, и в (пол)день (на)них м..слянисто блещ..т лужи. 4.Засв..ркали закап..ли с..сульки, св..савшие зубьями с крыш(?). 5.В считанные дни п..бурели ..сели за окном сугробы. 6.Но апрельским т..плом в Заполярье (не)следует обольщат(?)ся. 7.Бывают ещё м..розы и метели. 8.Северное солнце всё чаще начинает з..лотить м..кушки Хибин.

2. Спишите, вставляя подходящие по смыслу слова словосочетания в нужной форме.

Озаглавьте текст.

Бывают дни, когда в сер..дине марта вдруг ____ высв..тит солнце. Мороз уже (не)вст..ёт во весь рост. Снег искрится ____искрами, д..ревья сбрасывают ____б..лизну, в..роны обхаживают ____отмели на озёрах. Бывает, что вдруг зашаманит вьюга, зам..шет ____помелом. (Не)пройдёт и десяти минут, как вьюга уронит в кусты свой ____бубен. И опять ____ заиграет солнце. В конце марта ____туман может выпасть таким ____ ,что ра..ползёт(?)ся по всему небу и даже ____ ____ мордочка солнца (не)сможет разгл..деть землю. Таков март. В его днях ____ уживают(?)ся т..пло и м..роз, солнце и метели.

Слова для справок: озорная, янтарная, утренний, шаманий, дружно, алмазные, вафельная, снежное, прибрежные, ярко, весело.

7. Чтение работ обучающихся (по желанию).