Система заданий для работы со слабоуспевающими учащимися при изучении классификации неорганических веществ

Разделы: Химия

Класс: 8


Тема “Классы неорганических веществ” может по праву считаться важнейшей в курсе химии 8-го класса. При ее изучении восьмиклассники знакомятся с классификацией, свойствами основных классов неорганических веществ, генетической взаимосвязью между ними, учатся решать новые для них виды упражнений. Все эти знания и умения станут “фундаментом” для последующего изучения конкретных простых и сложных веществ в 9 классе. Поэтому так важно, чтобы “Классы неорганических веществ” были усвоены даже слабоуспевающими и много пропускающими по болезни учениками.

В учебниках различных авторов данная тема может быть представлена по-разному. Однако, в соответствии с “Требованиями к уровню подготовки выпускников основной общеобразовательной школы” учащиеся должны уметь:

  • называть вещества по их химическим формулам;
  • определять принадлежность веществ к определенному классу;
  • составлять формулы веществ различных классов неорганических соединений;
  • называть свойства неорганических веществ;
  • определять продукты химических реакций по формулам исходных веществ;
  • определять исходные вещества по формулам продуктов химической реакции;
  • характеризовать химические свойства веществ различных классов неорганических соединений;
  • характеризовать свойства высших оксидов элементов (№ 1 – № 20), а также свойства соответствующих им кислот и оснований.

И все эти умения формируются в основном при изучении темы “Классы неорганических веществ”.

Если выучить определения и правила слабоуспевающие восьмиклассники в большинстве своем могут, то выполнить упражнения на основе этих знаний – проблема для очень многих таких учеников (даже при наличии разобранных на уроках аналогичных примеров). Одна из причин этого заключается в том, что, приступая к выполнению любого задания, школьники не представляют себе из каких действий “складывается” процесс решения упражнения.

Поэтому слабоуспевающим и много пропускающим по болезни ученикам нужна специальная система заданий, направленная на формирование необходимых умений с учетом тех затруднений, которые могут возникнуть у ученика.

Вышеперечисленные умения, которыми должны владеть восьмиклассники после изучения темы “Классы неорганических веществ”, можно разделить на 2 группы:

  • связанные с классификацией и номенклатурой неорганических веществ (см. выше п. 1)-3));
  • связанные со свойствами веществ разных классов (см. выше п. 4)-8)).

Изучение восьмиклассниками химических свойств основных классов неорганических соединений происходит легче, если они четко представляют себе, какие вещества относят к оксидам, кислотам, основаниям и солям, умеют по химической формуле определить принадлежность вещества к определенному классу, а по названию вещества составить его химическую формулу.

Поэтому при разработке системы заданий по данной теме необходимо в первую очередь уделить особое внимание усвоению школьниками классификации и номенклатуры неорганических веществ.

Построение системы заданий для работы со слабоуспевающими восьмиклассниками при изучении классификации и номенклатуры неорганических веществ

1 этап актуализация знаний школьников о простых и сложных веществах, подготовка к восприятию классификации сложных веществ.

Опорные знания и умения: понятия “простые и сложные вещества”.

Виды заданий: классификация веществ на простые и сложные.

Пример задания:

1.) Вспомните, какие вещества называют простыми, а какие – сложными. Из предлагаемого ниже списка веществ выпишите отдельно формулы: а) простых веществ, б) сложных веществ

GaCl3; MgSO4; Tl; Cs2CO3; Mn2O7; HNO3; O2; He; Ir2O3; RbOH; HCl; Ca;

Co(OH)2; H3PO4; V2O5; AgJ; Cs; H2SO4; GeS; UO2; F2; Sc(NO3)3; Al; Ac(OH)3

Ответ: а) простые вещества _______________________________________________________

б) сложные вещества ______________________________________________________

2 этап актуализация знаний школьников о металлах и неметаллах, систематизация знаний о классификации простых веществ.

Опорные знания и умения: понятия “металлы и неметаллы”.

Виды заданий: классификация простых веществ на металлы и неметаллы.

Пример задания:

2.) Как можно классифицировать простые вещества? (Если при ответе на этот вопрос возникли затруднения, обратитесь к Вашему учебнику) Дополните схему, конкретизировав ее примерами из задания № 1.):

3 этап формирование представлений об оксидах как об одном из классов неорганических соединений; закрепление умений называть оксиды по их формулам, а также составлять формулы оксидов по названиям.

Опорные знания и умения: валентность, составление формул бинарных соединений

Виды заданий: классификация сложных веществ на оксиды и другие сложные вещества;   составление названий оксидов по их формулам (и формул по названиям).

Примеры заданий:

3.) Из списка сложных веществ (см. задание № 1.)) выпишите отдельно формулы оксидов и назовите каждое вещество.

4.) Составьте формулы оксидов по их названиям:

а) оксид селена (VI) __________; г) оксид осмия (VIII) __________;

б) оксид лития ___________; д) оксид никеля (II) __________;

в) оксид рения (IV) __________; е) оксид алюминия __________.

5.) Назовите следующие вещества:

а) SrO ___________________________; г) K2O _____________________________;

б) TiO2 ___________________________; д) N2O3 ____________________________;

в) As2O5 __________________________; е) TeO3 ____________________________

4 этап формирование представлений об основаниях как об одном из классов неорганических веществ и умений называть основания по их формулам (и составлять формулы оснований по их названиям).

Опорные знания и умения: валентность, составление формул бинарных соединений, умение выявлять общие черты и черты различия в составе веществ.

Виды заданий: отбор формул веществ по определенному признаку (сходство в составе); составление названий оснований по их формулам (и формул по названиям).

Примеры заданий:

6.) Из списка сложных веществ (см. задание № 1.)) выпишите отдельно формулы веществ, которым соответствует общая формула Ме(ОН)n (где “n” = 1, 2 или 3; если “n” = 1, то скобки и индекс не пишутся)

8.) Назовите основания, формулы которых приведены:

а) TlOH ______________________; г) Cr(OH)2 ___________________________;

б) Y(OH)3 ______________________; д) CsOH ___________________________;

в) Ca(OH)2 ________________________; е) Ce(OH)3 ________________________

Образец:

9.) Составьте формулы следующих веществ по их названиям:

а) гидроксид магния _________; г) гидроксид стронция __________;

б) гидроксид лития __________; д) гидроксид меди (II) __________;

в) гидроксид висмута (III) __________; е) гидроксид натрия __________

5 этапформирование знаний о составе кислот и солей, представлений о кислотах и солях как о классах неорганических веществ, умений составлять формулы солей по их названиям (и давать названия по химическим формулам).

Опорные знания и умения: валентность, составление формул бинарных соединений

Виды заданий: классификация сложных веществ на оксиды и другие сложные вещества; составление названий оксидов по их формулам (и формул по названиям).

Пример задания:

13.) а) Из списка сложных веществ (см. задание № 1.)) выпишите отдельно формулы солей.

В формуле каждой соли зеленым цветовыделителем закрасьте кислотный остаток.

Ответ: _____________________________________________________________________

б) Пользуясь объяснением, приведенным в Вашем учебнике, составьте названия этих солей.

Образец:

Ответ: _____________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

14.) Чем похожи и чем отличаются по составу: а) кислоты и соли; б) основания и соли?

15.) Назовите соли, формулы которых приведены:

а) La(NO3)3 __________________________; г) TiJ4 _______________________________;

б) Sb2S3 _____________________________; д) GeCl2 _______________________________;

в) ReF7 ______________________________; е) In2(SO4)3 ______________________________

17.) Составьте формулы следующих веществ по их названиям, в качестве подсказки используйте образец:

Образец:

а) карбонат бария ______________; г) фторид урана (VI) _________________;

б) сульфат лантана (III) ______________; д) хлорид рубидия __________________;

в) сульфид германия (IV) _____________; е) нитрат индия (III) _________________

18.) Составьте формулы следующих веществ:

а) ортофосфат натрия _______________; г) силикат калия __________________;

б) иодид гафния (IV) _____________; д) сульфат никеля (II) _________________;

в) нитрат таллия (III) ________________; е) хлорид сурьмы (V) ________________;

6 этап закрепление умений называть вещества по их химическим формулам, указывать их принадлежность к определенному классу, составлять формулы веществ по названиям.

Опорные знания и умения: валентность, составление формул бинарных соединений

Виды заданий: классификация сложных веществ на оксиды и другие сложные вещества; составление названий оксидов по их формулам (и формул по названиям).

Примеры заданий:

19.) Назовите каждое вещество и укажите, к какому классу оно относится:формула название в-ва класс

Образец: CdCl2 хлорид кадмия (II), соль

а) Bi2(SO4)3 ______________________________________, ___________________

б) N2O _________________________________________, ___________________

в) LiOH _________________________________________, ___________________

г) CaS _________________________________________, ___________________

д) NbF5 _________________________________________, ___________________

е) HCl _________________________________________, ___________________

Подсказка: чтобы определить принадлежность вещества к определенному классу по его химической формуле, надо обратить внимание на состав вещества:

22.) Из приведенного ниже списка веществ выпишите отдельно формулы простых веществ, оксидов, кислот, оснований, cолей, назовите каждое вещество:

PrO2; H2SO3; MnS; F2; Bi2O5; Ti; AlF3; CsNO3; NaOH; HBr; K; Fe(OH)2;

HF; MnO; O2; Tl2CO3; Ir; Sm2O3; Sr; Th(OH)4; H2CO3; Сr2(SO4)3 ; S

Ответ: а) простые вещества _____________________________________________________

_____________________________________________________________________

б) оксиды: _____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________,

в) кислоты: _____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________,

г) основания: ____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________,

д) соли: ________________________________________________________________________

При таком построении системы заданий для работы со слабоуспевающими учащимися при изучении классификации неорганических веществ решаются следующие задачи:

поэтапное усвоение материала учеником (“от простого к сложному”) с опорой на имеющиеся у него к этому моменту знания и умения;

развитие умений ученика работать с учебной литературой в ходе выполнения посильной самостоятельной работы;

развитие умений сравнивать, выделять признаки классификации и классифицировать объекты;

формирование опорных умений для последующего знакомства со свойствами основных классов неорганических веществ.

Все примеры заданий по теме “Классификация неорганических веществ” приведены в Приложении.