"От малой родины к России"

Разделы: Работа с дошкольниками


Одним из требований современного образования является воспитание у детей чувства патриотизма и гражданственности.

В проекте Национальной доктрины образования в Российской Федерации подчеркивается, что система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость.

Дошкольный возраст – время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природой, историей, происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям.

Поэтому необходимо знакомить детей с укладом жизни, бытом, обрядами своего народа, историей и природой своего родного края, города, начиная с дошкольного возраста. Эти знания в дальнейшем помогут формировать у детей интерес и уважение к истории и культуре других народов.

В нашем дошкольном образовательном учреждении ознакомление детей старшего дошкольного возраста со своей Родиной происходит через включение их в различные виды деятельности. Наибольшей популярностью у детей пользуются интеллектуальные игры. Примером такой игры является интеллектуальная игра “Что, где, когда?”. Интеллектуальная игра “Что, где, когда?” предназначена для детей старшего дошкольного возраста. Она направлена на закрепление знаний у детей о своём городе и крае. Данная игра предполагает подготовительную работу, включающую в себя ознакомление детей с историей возникновения города Красноярска, его символикой, достопримечательностями города, с достижениями известных земляков, особенностями природы города и края. Для реализации этой работы мы использовали различные формы и методы: беседы, занятия, экскурсии, развлечения и праздники, фотовыставки, презентации детских работ (рисунков, макетов, рассказов, стихов о городе) на выставках, конкурсах. Интеллектуальная игра “Что, где, когда?” может являться одной из форм проведения диагностического занятия по изучению темы “Мой город”, так как вопросы игры охватывают разные темы (литературу, архитектуру города, культуру, природу, историю, спорт), что позволяет отследить знания детей. В этой игре дети учатся анализировать, представлять и доказывать свою точку зрения, договариваться друг с другом, действовать в соответствии с правилами игры, обобщают знания о своей малой Родине.

Интеллектуальная игра “Что, где, когда?” (подготовительная группа)

Цель: Активизировать знания детей о Красноярском крае и городе Красноярске, через интеллектуальную игру.

Задачи:

выявить знания детей о Красноярском крае и городе Красноярске, умение использовать их при решении вопросов, задуманных игрой;

способствовать формированию уверенности в своих возможностях;

развивать у участников игры интерес к командным играм;

формировать умение работать в команде.

Оборудование:

музыкальное оформление;

конверты с вопросами;

открытки с изображением достопримечательностей города;

“волшебный ящик”, герб города Красноярска;

портрет В. Астафьева;

фотография драматического театра имени А.С. Пушкина;

листы бумаги, карандаши,

картинки с изображением животных ( лисы, оленя, верблюда, медведя, белки);

картинки с изображением деревьев (ели, берёзы, бамбука, кедра).

Ход мероприятия

Ведущая: Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, уважаемые взрослые!

Ведущая: Сегодня мы поиграем в интеллектуальную игру “Что, где, когда?”. В игре участвуют две команды: “Знайки” и “Почемучки”. В каждой команде по семь человек.

Ведущая: Прошу команды занять свои места и выбрать капитана команды.

Ведущая:

День необычный сегодня у нас
Мы искренне рады приветствовать вас!
Для умной игры собралась детвора
Ее начинать нам настала пора!
Сегодня блеснете вы знанием своим
О городе родном, о Красноярском крае.
Который без сомнения считаем мы своим
Любимым, дорогим, родным!

Ведущая: А сейчас мне бы хотелось представить жюри нашей игры.

Ведущая: Правила нашей игры таковы: на столах по 7 конвертов, в каждом из них вопросы, касающиеся знаний о городе Красноярске и Красноярском крае. Вам будет дана одна минута, на протяжении которой вы можете обсуждать вопрос, через одну минуту капитан должен выбрать одну из версий и дать право ответа любому игроку или отвечать сам на поставленный вопрос. Во время обсуждений просьба не мешать и не подсказывать. За каждый правильный ответ – один балл.

Ведущая: Итак, начинаем игру.

Для определения команды, начинающей игру, проводится жеребьевка.

Команды поочередно выбирают конверт с вопросом. Все конверты пронумерованны.

1 вопрос.

  1. Назовите имя и фамилию человека, который является основателем города Красноярска?
  2. А. Петр Иванович Пимашков;
    Б. Андрей Ануфриевич Дубенский;
    В. Александр Геннадьевич Хлопонин.

    Ответ: основателем г.Красноярска является дворянин Андрей Ануфриевич Дубенский.

  3. Почему город Красноярск имеет такое название?

Ответ: Первоначальное название города Красный Яр. Место выбранное под острог Дубенский назвал Красным, во-первых, по красоте окружающей природы, во-вторых, по цвету обрывистого берега.

2 вопрос.

  1. Рассмотрите фотографии. Выберите только те, на которых изображены достопримечательности города Красноярска и назовите их (детям предлагаются фотографии достопримечательностей города Красноярска и других городов).
  2. Сколько лет нашему городу?

А. 350 лет;
Б. 375 лет;
В. 381 год.

Ответ: нашему городу в 2009 году исполнилось 381 год.

3 вопрос.

  1. Чьим именем назван центральный парк культуры и отдыха г. Красноярска?
  2. А. именем Максима Горького;
    Б. именем Владимира Ленина;
    В. Именем Юрия Гагарина.

    Ответ: центральный парк культуры и отдыха г.Красноярска назван именем писателя Максима Горького.

  3. Назовите самую длинную улицу нашего города?

А. проспект Мира;
Б. проспект Красноярский рабочий;
В. Улица Семафорная.

Ответ: самая длинная улица нашего города – ул.Семафорная.

4 вопрос.

  1. Музыкальная пауза.
  2. “Волшебный ящик”

В этом ящике находится предмет, являющийся символом города Красноярска. Что это за предмет?

Ответ: в ящике находится герб города Красноярска.

5 вопрос.

1. Какие из этих животных обитают на территории Красноярского края?

Лиса, олень, верблюд, медведь, белка.

Ответ: на территории Красноярского края обитают белка, медведь, олень, лиса.

2.“Четвертый лишний”

Назовите лишнее слово. Аргументируйте свой ответ.

Ель, береза, бамбук, кедр.

Ответ: лишнее слово – бамбук, так как это дерево произрастает в тропических лесах, не растет на территории нашего края.

6 вопрос.

  1. Как называется главная река Красноярского края?

А. Енисей;
Б. Волга;
В. Ангара.

Ответ: река Енисей – главная артерия Красноярского края.

  1. Назовите одно из главных занятий коренного населения Севера Красноярского края?

Ответ : исстари оленеводство было одним из главных занятий коренного населения севера Красноярского края. Олень для северянина был всем: пищей, одеждой, транспортом.

7вопрос.

  1. Какое культурное заведение города Красноярска изображено на фотографии? Имя какого русского писателя носит это заведение?
  2. Ответ: На фотографии изображён драматический театр имени А.С. Пушкина.

  3. Рассмотрите портрет известного писателя Красноярского края и России. Назовите имя и фамилию этого человека.

Ответ: Виктор Петрович Астафьев.

Конкурс капитанов.

Капитанам команд предлагается за одну минуту ответить на вопросы “Блиц-турнира”.

Кто первым из капитанов будет отвечать на вопросы “Блиц-турнира” определяют при помощи жеребьёвки.

1 капитан.

  1. В каком городе мы живем?
  2. Назовите имя и фамилию губернатора Красноярского края?
  3. Какое животное изображено на гербе нашего города?
  4. Какое животное называют хозяином Тайги?
  5. Сколько театров в нашем городе?
  6. Какое время года сейчас в городе?
  7. На каком берегу Енисея находится Ленинский район?
  8. В каком районе нашего города находится театр юного зрителя?
  9. В какое время стреляет пушка на Караульной горе?
  10. Как называется страна, в которой находится Красноярский край?

2 капитан.

  1. Как называется край в котором мы живем?
  2. Назовите имя и фамилию мэра города Красноярска?
  3. В какой стране находится наш город?
  4. Сколько районов в нашем городе?
  5. Какое место города изображено на денежной купюре достоинством 10 рублей?
  6. Какой праздник будут встречать жители нашего города 31 декабря?
  7. а каком берегу Енисея находится Центральный район города?
  8. вляются ли эвенки жителями Красноярского края?
  9. Кто в городе Красноярске ходит в детский сад?
  10. В честь какого известного человека названа улица Сурикова в городе Красноярске?

Ведущая: Наша игра подошла к концу.

А пока жюри подводят итоги, послушаем песню.

Дети исполняют песню “Моя Россия”.

Итоги игры.

Награждение участников.

Литература:

  1. Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Социально-нравственное воспитание детей: Игровая и продуктивная деятельность. – М.:ТЦ Сфера, 2006. – 112 с.
  2. Маханёва М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста: Пособие для реализации Государственной программы “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы”. – М.: АРКТИ, 2004. – 72 с.
  3. Под общей ред. Оверчук Т.И. – М.: “Мозаика-Синтез”, 2007, 52 с.