Изготовление гипсовых отливок

Разделы: Технология


Цели:

  1. Закрепление умений приготавливать гипсовый раствор и заполнять им формы.

  2. Развитие логического мышления, памяти, речи; умение управлять своими двигательными действиями с помощью коррекционно- развивающих упражнений.
  3. Воспитание аккуратности, бережного отношения к материалам.

Класс: 6

Наглядно-иллюстрированный материал: карточки- задания, текст, криптограммы, гипсовая плитка, барельеф, коллекции материалов.

Инструменты, материалы: клеёнки, ёмкости, лопатки, вода, гипс, ветошь, формы, халаты.

Тип урока: урок закрепления умений и навыков.

Принципы обучения:

  • эмоционально положительное отношение учащихся к деятельности;
  • учёт индивидуальных особенностей детей одно из условий успешного обучения;
  • удовлетворение практических чувств ребёнка через создание полезных красивых вещей.

Методы обучения:

  • беседа,
  • работа с текстом;
  • демонстрация наглядных пособий;
  • практическая работа.

Межпредметные связи: чтение, русский язык, математика, ОБЖ.

Ход урока

I. Организационный этап.

Проверка подготовки учащихся к уроку (рабочее место, рабочая поза, внешний вид).

Громко прозвенел звонок-
Начинается урок.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.

II. Сообщение темы и цели урока.

Тема урока: « Изготовление гипсовых отливок».

Цель: Закрепить умения приготавливать гипсовый раствор и заполнять им формы.

Мотивация. Знания и умения, полученные на уроке, пригодятся вам при изготовлении гипсовых магнитиков, которые вы сможете подарить своим друзьям.

III. Повторение изученного материала.

Ребята, прежде чем вы приступите к изготовлению отливок, нужно вспомнить ранее изученный материал.

Скажите, как иначе можно назвать процесс изготовления гипсовых отливок? (Лепные работы).

  • Выбрать материалы, которые применяют для производства лепных работ.

Список слов на доске: Цемент, дерево, клей, гипс, металл, глина.

Определите, на какие группы делятся эти материалы (Основные и вспомогательные).

У каждого ребёнка карточка.

Задание: Определить к какой группе относится материал

Название материала

Основные

Вспомогательные

1

Цемент

 

 

2

Дерево

   

3

Клей

   

4

Гипс

   

5

Металл

   

6

Глина

   

( К основным относятся: гипс, цемент, глина, а к вспомогательным - дерево, клей, металл).

  • У вас на партах есть коллекции материалов.

Найдите гипс.

Что такое гипс? (Гипс-это тонкоизмельчённый порошок белого или серого цвета).

Что получится, если к гипсу добавить воду? (Гипсовый раствор).

Где применяется гипсовый раствор? (Гипсовый раствор применяется для изготовления гипсовых плиток, барельефов, скульптур).

  • Работа с текстом.

а) Прочитать текст.

При лепных работах гипс используется для отливки изделий. Гипс обязательно должен быть не влажным на ощупь, без комочков и без примесей песка. Начало схватывания гипса должно наступать не ранее 6 минут, но не позднее 30 минут с начала затворения гипсового теста.

Основной недостаток изделий из гипса - малая водостойкость. Гипсовый раствор используется немедленно, так как он сохраняет пластичность 6-8 минут. Если раствор схватился, его нельзя вторично разводить водой.

б) Ответить на вопросы:

  1. Каким должен быть гипс, используемый для изготовления гипсовых отливок?
  2. Какой недостаток имеют изделия из гипса?
  3. Можно ли вторично разводить гипсовый раствор? (Нет)
  4. Почему? (Раствор не схватится).
  • Невозможно изготовить отливки без форм.

Расшифровать слова, назвать виды форм (Чистая, получистая, гипсовая).

Криптограмма

           

)

±

-

%

*

=

 

                   

(

:

^

\

)

±

-

%

*

=

 

               

+

±

(

-

:

?

*

=

Ключ

А

И

Ч

П

Г

С

Т

Я

О

Л

У

В

*

±

)

(

+

-

%

=

:

^

\

?

(Сильные учащиеся расшифровывают 3 слова, а средние и слабые-2 слова).

Как называется форма, которую вы будете использовать на уроке? (Чистая)

  • Существует два способа заполнения форм. Ребята, расшифруйте слова.

№1 (выполняют сильные учащиеся)

З

Н

А

А

Л

Б

И

И

В

В

К

К

А

А

№2 (выполняют средние и слабые учащиеся)

З

Н

А

А

Л

Б

И

И

В

В

К

К

А

А

*

«

*

«

*

«

*

«

*

«

*

«

*

«

Назовите способы заполнения форм (Заливка, набивка).

Какой из них используется при изготовлении гипсовых отливок? (Заливка).

  • Как приготовить гипсовый раствор?

( Гипсовый раствор приготавливается так: в ёмкость налить воду, гипс добавлять небольшими порциями, тщательно перемешивая.) Почему? (Чтобы избежать образования комочков).

  • Составить план работы (Установить последовательность операций).

Название операций

1.

Приготовление гипсового раствора

 

2.

Смазка формы

 

3.

Разравнивание раствора

 

4.

Заполнение формы раствором

 

5.

Подбор формы

 

Ответ: (5, 2, 1, 4, 3).

  • Прежде чем приступить к практической работе, нужно повторить правила техники безопасности. ( Учитель показывает картинки, дети комментируют изображённое на них).
  • Правила техники безопасности.
  1. Надеть спецодежду.
  2. Рабочее место должно быть хорошо освещено.
  3. Вымыть руки после работы.
  4. После окончания работы убрать рабочее место.
  • Физминутка.

«Считалочка»

Раз - подняться на носки и улыбнуться.
Два - руки вверх и потянуться.
Три – согнуться, разогнуться.
Четыре - снова всё начать.
Пять- поглубже всем вздохнуть.
Шесть - на пояс руки ставим.
Семь - повороты туловища начинаем.
Восемь - столько приседаем.
Девять - потягиваемся и отдыхаем.
Десять - урок наш продолжаем.

IV. Практическая работа.

  • Приготовить гипсовый раствор и заполнить им форму.

(Проверка правильности выполнения задания и соблюдение правил техники безопасности).

  • Отчёт о работе.
  • Уборка рабочего места.

V. Подведение итогов.

Выставка готовых работ. (Оценка работ учащихся).