Число 7. Цифра 7

Разделы: Начальная школа


Цель урока: создание условий для ознакомления с числом и цифрой 7

Задачи урока:

  • формирование представления о числе 7 с опорой на числовой отрезок, способности к его записи с помощью графической модели и цифрой;
  • формирование способности к сложению и вычитанию в пределах 7;
  • совершенствование вычислительных навыков.
  • развитие общеучебных умений и навыков: речи, внимания, памяти, мышления; интереса к предмету.

Тип урока: ОНЗ

Оборудование:

Демонстрационный материал:

  • карточки с цифрами 1-7,
  • модель числового отрезка,
  • карточки для рефлексии,
  • графические модели чисел 1-6,
  • эталон написания цифры 7,
  • чистый квадратный лист бумаги (10х10),
  • карточки с пословицами и крылатыми выражениями,
  • аудиозапись Э.Грига «Пер Гюнт» (сюита) «В пещере Горного короля»,
  • картинки радуги, созвездия Большой Медведицы,
  • «Веселый счет» Маршака,

Раздаточный материал:

  • модель числового отрезка,
  • математический веер,
  • карточки для рефлексии,
  • графические модели чисел 1-6,
  • чистый квадратный лист бумаги (4х4),
  • карточка с цифрой 7.

ХОД УРОКА

Этап

Действия учителя

Действия учеников

1

Организационный момент

Долгожданный дан звонок,
Начинается урок!
Как живешь первый «д»?
Как ты дома спишь?
Как ты в школу идешь?
Как за партой ты сидишь?

Вот так!(показ большого пальца)

Вот так! (показывают как)

Вот так! (показывают как)

Вот так! (показывают как)

2

Актуализация знаний и фиксация затруднения в индивидуальной деятельности

Игра «День и ночь»

Учитель дает команду «Ночь» и медленно читает пример: 2+3-1-2+1+3= (6)

Учитель, проходя по классу, пожимает пальчики тем, кто правильно дал промежуточный ответ. Результат последнего действия по команде «День» показывают на «веере»

- Возьмите модель числового отрезка, покажите стрелочкой, как получить из числа 6 число 7?

- За каким числом следует при счёте число 7?

- На сколько 7 больше 6?

-  На сколько 6 меньше 7?

- Запишите число 7 цифрой.

- В чем затруднение?

Дети, положив головы на парты и закрыв глаза, считают, показывая результаты промежуточных действий на пальчиках.

Присоединить еще один единичный отрезок и на конце написать цифру 7

За числом 6

На 1

На 1

Возникает затруднение в написании цифры 7.

3

Открытие детьми нового знания

1. Образ цифры 7.

Демонстрация таблицы “Ццфра 7”.

– На что похожа цифра 7?

2. Составление графической модели числа 7

-Как можно с помощью точек графически изобразить число 7?

3.Написание цифры 7

  • Пальчиковая гимнастика (растирание ладоней и пальцев рук).
  • Показ образца.
  • Расскажите, как пишется цифра 7.
  • Письмо цифры 7 на квадратном листе бумаги.
  • Письмо цифры 7 в воздухе
  • Письмо цифры 7 в учебнике – тетради (с. 3):

4. Интересные сведения о числе 7.

  • Число 7 на Руси издревле считалось волшебным. Русский народ очень любил это число. Где же мы можем встретить это число и сейчас?
  • А в каких пословицах и поговорках есть число 7?
  • Теперь догадайтесь о каких “крылатых” выражениях я говорю?
  • Умный, талантливый, мудрый человек.
  • Очень дальний родственник.
  • Работать, трудиться до изнеможения.
  • Вспомните сказки, в которых встречается это волшебное число.
  • Ваши одноклассники познакомят с интересными фактами, связанными с числом 7.

5. Состав числа 7.

-Из каких частей состоит число 7?

6. Последовательность числового ряда от 1 до 7.

с. 3, № 6,

– Рассмотрите задание. Гномы предлагают выполнить его вместе. Используйте карандаш для рисования стрелок. Путешествовать по пенькам будут девочки, а развешивать фонарики – мальчики. Начинайте работу одновременно.
– Кто быстрее?

7. Физминутка

Учащиеся читают стихи.

Вот семёрка – кочерга.
У неё одна нога.
С. Маршак

Семь – точно острая коса.
Коси, коса, пока остра.
Г. Виеру

Дети зарисовывают на листе графическую модель числа 7

………………

Звучит музыка

Дни недели, 7 цветов радуги, 7 звезд Большой Медведицы, 7-ой год 21 века, всем по 7 лет

“Семеро одного не ждут”

“Семь раз отмерь, один – отрежь”

“Семь бед – один ответ”

“На седьмом небе”

“Лук от семи недуг”

В этих пословицах и поговорках число 7 выступает в роли слова «много»

“Семи пядей во лбу”.

“Седьмая вода на киселе”.

“До седьмого пота”.

“Волк и семеро козлят”, “Сказка о мертвой царевне и семи богатырях”, «Белоснежка и семь гномов»

Выступают учащиеся: Семь стало священным числом. Его считали магическим. Это волшебное число семь использовалось в сказках и мифах древнего мира. Например: семь богов, семь чудес света в Древней Греции, Одиссей семь лет был в плену, Великий пост у христиан длится семь недель. А у индусов есть обычай дарить на счастье семь слоников.

Дети в парах составляют число 7 из двух частей с помощью костей домино

Звучит музыка

Выполнившие задание дети встают на ноги

Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.
(Наклоны вперёд и назад.)
Разминаем руки, плечи,
Чтоб сидеть нам было легче,
Чтоб писать, читать, считать
И совсем не уставать.
(Рывки руками перед грудью.)
Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова.
(Вращение головой.)
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка.
(Дети садятся за парты.)

4

Первичное закрепление

с. 2, № 1, 1-2 столбики

– Что изображено сверху над каждым столбиком примеров?

– Рассмотрим первый отрезок. Какой цифрой обозначено “целое”? А какими цифрами – “части”?
– Объясните равенства к этому отрезку.

– Пользуясь числовыми отрезками, заполните “окошки” в оставшихся равенствах.

 Большой отрезок, который состоит из маленьких отрезков белого и красного цвета

Если сложить “части” 6 и 1, то получим “целое” 7. И наоборот. Если из всего отрезка, “целого” 7 взять “часть” 6, то останется другая “часть” 1 и т.д.

5

Самостоятельная работа

с. 2, № 1, 3 столбик

6

Итог.

- Какому числу был посвящён урок?

- Что нового узнали? Чему научились?

- Изготовьте подарок воспитателям.

Звучит музыка

Дети рисуют образ цифры семь

7

Рефлексия.

Возьмите конверт, оцените свою работу на уроке, выбрав соответствующего цвета карточку