Урок русского языка "Комплексный анализ текста"

Разделы: Русский язык


Цель:

  1. Учить учащихся производить комплексный анализ художественного текста, учить технике анализа, познакомить с приемами исследования художественного произведения;

  2. Развивать навыки всестороннего и глубоко анализа текста, интерпретации текста, вызвать интерес к творчеству И. Бунина, к компьютерной графике;

  3. Воспитывать любовь к природе.

Оборудование: презентация урока, интерактивная доска, портрет И.А. Бунина, толковый словарь С. И. Ожегова, школьный этимологический словарь М. Н. Шанского, фотографии, рисунки учащихся с изображением заката.

Ход урока

I. Организационный момент

Здравствуйте, ребята.

(Проверить готовность к уроку, объявить цели урока)

Ребята, предстоит работа с текстом. Потребуется ваше воображение и знания русского языка.

II. Комплексный анализ художественного текста.

1. Ознакомимся с текстом. (Чтение текста). Слайд 1

2. Взятый для анализа текст принадлежит Ивану Алексеевичу Бунину. (Показать портрет Бунина).

3. Определите тему текста. (Закат).

4. Показать слайд с закатом. Слайд 2

5. Назовите ключевые слова данного текста. (Блеск меркнет, горизонт, солнце уходит, сегмент, полоска, сумерек, холодно, спят вороны). Слайд 3

Определите стилистическую принадлежность текста. (Стиль художественной литературы)

6. В предложении – Меланхолично засинели поля… - определите значение слова меланхолично. В случае затруднения нужно обратиться к толковому словарю.

Меланхолия – болезненно-угнетенное состояние, тоска, хандра. Слайд 4

Вывод: с наступлением заката поля затосковали.

7. А лексическое значение слова сегмент сможете определить? Слайды 5,6

8. Назовите лексическое значение слова «лозинки», лозина. Слайд 7

9. Подберите синоним к слову печальный, грустный (рассказ, день). Слайд 8

А возможна ли замена слов печальный – грустный в предложении текста Бунина - И что-то старорусское есть в этой печальной картине?

(Нет. Печальный вид – это картина).

Бунин настолько точно, мастерски подобрал незаменимые эпитеты, которые позволяют конкретно представить картину.

10. К слову дрожать подберите синонимы. Трястись (руки от слабости), трепетать (сердце трепещет, чувство). Дрожащая (холод), огневая полоска. Слайд 9

11. Установите этимологию слова сумрак. Обратитесь к этимологическому словарю. Слайд 10

Невозможно оставить слово сумрак без внимания. Уместно будет установить этимологию слова мрак. Слайд 11

12. Назовите разделы языка, которые вы знаете. (Фонетика, морфология, синтаксис, морфемика, лексика). Как вы думаете, какой раздел сформировался ранее других, почему? (Фонетика, звуковая (устная) форма речи).

13. Перед вами слова, определите в каком слове количество букв и звуков совпадает. Кто поработает у доски? Слайд 12

(Сеет – 4 б., 5зв., печальный – 9 б., 8 зв., зеленью – 7 б., 7 зв.)

14. При формулировке правил, ученые опираются на принципы орфографии. Что изучает раздел «Орфография»? (Изучает правописание).

15. Вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы. Слайды 13,14,15

16. Выполним тренировочные задания, взятые из ЕГЭ и централизованного тестирования.

В каком слове пропущена буква е: Слайд 16

  1. зализать рану

  2. растирать краски

  3. обрести надежду

  4. выжигать

  5. интеллигенция?

В каком слове при произношении происходит озвончение согласного звука:

  1. вскоре Слайд 17

  2. в шубе

  3. вдруг

  4. здоров?

17. Выбор орфограммы иногда зависит от строения слова. Какой раздел науки изучает строение слова? (Морфемика).

18. Выполните морфемный разбор слов. Слайд 18

огневая

нахохлившись

мелькают

спят

потускнел

холодно

19. Обратимся к тексту. Найти однокоренные слова. (Засинели, Синеющий, синеватый) Слайд 19

Почему Бунин использовал в маленьком тексте три однокоренных слова?

20. В пополнении словарного состава русского языка большую роль играет словообразование. Представьте словообразовательную цепочку следующих слов. Слайд 20

(засинели – засиять – синеть – синий Слайд 21

синеющий – синеть – синий

синеватый – синий)

(незримо – незримый – зримый – зреть)

21. Назовите минимальную единицу человеческой речи. (Предложение).

В каком разделе изучается предложение? (Синтаксис).

Непосредственно с синтаксисом связана и пунктуация. Объясните постановку тире и точки с запятой в данном тексте. Слайды 22,23

(Точка с запятой ставится тогда, когда предложения менее связаны по смыслу и более распространены (особенно если внутри их есть запятая).

22. Обратимся к тексту. Назовите изобразительно-выразительные языковые средства. Слайд 24

(Солнце уходит – метафора

поля засинели – олицетворение

солнце как шар – сравнение

печальная картина – эпитет

синеющая даль – эпитет

огневая полоска – эпитет

сумрак падает – олицетворение

сеет сумрак – метафора

как в погребе – сравнение…)

Какова роль названных средств художественной выразительности?

23. Ребята, найдите в тексте ключевые слова – глаголы. (Свежеет, засинели, уходит, есть, потускнел, остался). Итак, нет глаголов движения, есть глаголы цвета (мутно – малиновый шар),

осязания (пахнет росистой зеленью). Однако же мы видим движение солнца! Как долго длится закат? Слайды 25,26,27,28 (рисунки учащихся, выполненные на компьютере)

24. Определите идею текста. (А.Бунин хотел показать читателю красоту заката солнца). Посмотрите на фотографии, где запечатлен закат солнца. Слайды 29,30,31

25. Завершить урок хочется словами великого русского писателя: «Выньте Бунина из русской литературы,- говорил М. Горький,- и она потускнеет, лишится живого радужного блеска и звездного сияния его одинокой страннической души…»