Внеклассное мероприятие "Физика в твоей профессии"

Разделы: Физика


Мероприятие проводится в форме конференции. При изучении физики рассматриваются такие явления, как:

  • кипение жидкостей при различных давлениях;
  • радионавигация;
  • отражение и преломление световых волн;
  • использование энергии Солнца;
  • радиоактивность;
  • условия равновесия тел.

В ходе конференции рассматривается практическое применение данных физических явлений, связанное с специальностями студентов. Занятие является нетрадиционной развивающей формой внеклассного мероприятия, которую можно использовать в качестве мотивации на уроке и как материал классного часа по профориентации.

План мероприятия.

Тип: интегрированный, вводно- мотивационный.

ВИД: конференция

Тема: Физика в твоей профессии

Цели:

  • Обучающие: научить анализировать материал, выделять главное; самостоятельно работать с технической литературой и в Интернете; углубить знания в области физики;
  • Развивающие: расширить круг знаний студентов, раскрыть значение и роль физических явлений; развить навыки устной речи, публичного выступления, уверенность в себе, ответственность;
  • Воспитательные: вызвать чувство необходимости изучения дисциплины.

Оснащение: компьютер, рисунки, видеофильмы.

Этап мероприятия

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

Методическое обеспечение

Организационный

Объявляет тему конференции, настраивает студентов на прослушивание материала

Слушают, настраиваются на восприятие материала и выступление с докладами

Слайды.

Стенд :

« Физика и профессия»

Мотивация

Озвучивает проблему повышения современной квалификации молодых специалистов , говорит об актуальности ее обсуждения на данном мероприятии, стимулирует познавательную активность студентов.

Вспоминают информацию по теме, уже известную по урокам физики и полученную при самостоятельной работе и изучении литературы.

Слайды, таблицы.

Практико-информационный

Задает вопросы и констатирует: нет ни одного явления, которое не применялось бы в быту, технике или промышленности. Предлагает рассмотреть применение. Организует выступления.

Расширяют круг знаний, знакомятся с новыми устройствами и их применением. Выступают с докладами по темам:

1. Физика в профессии повара

2. Физика в судостроении

3. Физика в судовождении

4.Радиация и рыбы

Доклады иллюстрируются изображением с экрана с применением средств мультимедиа.

Актуализация дальнейшего изучения физики.

Предлагает вопросы викторины. Отмечает наиболее удачные сообщения и внимательных слушателей.

Делают выводы о необходимости изучения физики.

 
1. Вступительное слово.

Физика – фундаментальная наука. В основе всех технических наук так или иначе лежат физические законы и явления. В настоящее время все больше и больше уделяется внимания подготовке высококвалифицированных специалистов, способных не только выполнять определенную работу, но и подходить к ней творчески. Каждый специалист должен уметь работать с необходимой для данной профессии техникой , а также понимать суть технологических процессов. Сегодня на нашей конференции мы постараемся ответить на вопрос :«Как связана физика с моей профессией?» На конференции будут представлены сообщения студентов различных специальностей, после которых вы сможете задать свои вопросы докладчикам. Будьте внимательны, после сообщений докладчиков вам предстоит ответить на вопросы викторины.

2. Физика в профессии повара. ( сообщение студента)

Не зная физики, мы не сможем осознано ответить на ряд вопросов, связанных с нашей профессией. Как правильно заварить чай? Какую посуду следует использовать для приготовления некоторых блюд? При каком приготовлении пища будет диетической? Чтобы ответить на вопросы посмотрим презентацию, в которой показана связь физики и искусства приготовления пищи.- приложение 1 [ 7]

3. Физика в профессии судостроителя. (сообщение студента) .

Какие же физические задачи и вопросы возникают при проектировании и оборудовании корабля?

Задачи сейчас же наметятся, как только обратить внимание на предъявляемые к кораблю требования.

Еще древний мудрец Сенека писал: « Корабль хорошим именуется, когда он устойчив и крепок, уступчив к ветру, послушен рулю».

Для кораблей и подводных лодок чрезвычайно важен вопрос об устойчивости их равновесия при плавании («остойчивость» судов). Известно, что при неправильном распределении груза на судне оно может перевернуться. Вопрос об остойчивости является вопросом безопасности мореплавания.

Рассмотрим устойчивость равновесия тела, находящегося под водой, например подводной лодки. Пусть центр давления расположен выше центра тяжести лодки. В нормальном положении центр тяжести и центр давления лежат на одной вертикальной прямой.

При наклонении лодки сила тяжести и выталкивающая сила образуют пару сил, которая будет возвращать лодку в исходное положение. Таким образом, равновесие устойчиво. Если бы центр давления лежал ниже центра, то равновесие лодки было бы неустойчивым. В самом деле, в этом случае при отклонении от строго вертикального положения сила тяжести и выталкивающая сила образовали бы пару сил, поворачивающую лодку дальше от положения равновесия.

Расстояние между центром тяжести и метацентром называют метацентрической высотой. Чем больше метацентрическая высота, тем больше остойчивость судна, тем быстрее возвращается оно в прямое положение, будучи выведено из него внешними силами (порывом ветра, ударом волны). Для парусных судов особенно важно иметь достаточную метацентрическую высоту, так как силы, действующие на парус, создают большой опрокидывающий момент. Поэтому на некоторых типах парусных судов с высокими матчами и большой поверхностью парусов (яхты) днище судна утяжеляют балластом, понижая, таким образом, центр тяжести и увеличивая метацентрическую высоту. В грузовые суда, идущие порожняком, часто кладут на дно балласт с целью понизить центр тяжести. Известно, что на верхнюю палубу торговых судов избегают класть тяжелые грузы: груз на верней палубе повышает положение центра тяжести, т. е уменьшает метацентрическую высоту, а вместе с тем и устойчивость судна.

Другой вопрос о том, как длина корабля связана со скоростью его хода?

Изменения длины корабля приводит к изменению сопротивления. Корабль образует при своем движении две системы волн: одну, положительную, в месте входа корабля, так сказать, в спокойную воду, т.е. у его носовой оконечности, где он как бы вытесняет воду, прокладывая в ней свой путь, и вторую систему, отрицательную - за кормой, где вода как бы устремляется в ту борозду, которая, так сказать, пропахана в ней кораблем. Волны обеих систем имеют одинаковую длину, и если на длине корабля уляжется нечетное число полуволн, то обе системы будут интерферировать, взаимно усиливаясь. Если же укладывается четное число полуволн, то при интерференции обе системы взаимно погашаются. Это сейчас же скажется на уменьшении сопротивления воды на корабль.[6]

4. Физические законы в судовождении. (сообщение студента) приложение 2 [4],[5].

5. Влияние радиоактивности на рыб. (сообщение студента) приложение 3. [1],[2]

Ведущий: Сегодня вы узнали много нового, а теперь мы проведем викторину и определим самого технически грамотного студента.

Викторина. [8]

  1. Почему трудно попасть в рыбу, стреляя в нее из ружья с берега, если она находится на глубине нескольких десятков сантиметров от поверхности воды?
  2. Чем характеризуется быстрота распада радиоактивного вещества?
  3. Четверо ребят на двух санях перевезли по одному и тому же пути груз. Веревки они натягивали с одинаковой силой, но ребята первой пары шли рядом, а другой - поодаль друг от друга. Которая из пар совершила большую работу?
  4. Почему в парниках температура заметно выше, чем у окружающего воздуха, даже в отсутствие отопления?
  5. В жарких странах напитки помещают в сосуды с пористыми стенками. Зачем это делают?
  6. Альпинисты на большой высоте приготавливали пищу. После положенного в обычных условиях времени кипячения они обнаружили, что продукты не сварились. Каковы причины этого явления?
  7. У неопытного гребца двухвесельная лодка чаще всего идет по дуге, уклоняясь преимущественно вправо. Объясните это явление.

Награждение докладчиков и участников конференции.

Подведение итогов.

ЛИТЕРАТУРА

  1. БуяновН.И. и др. Накопление и выведение искусственных радионуклидов организмами пресноводных рыб // ЭКОЛОГИЯ. 1983.№4.

  2. Ааркрог А. и др. Изучение вклада наиболее крупных ядерных инцидентов в радиоактивное загрязнение Уральского региона.// ЭКОЛОГИЯ. 1998 .№1

  3. Солнечная энергия.http://galspace.spb.ru

  4. Применение лазеров в военном деле. http www:// ba

  5. Физика в морском деле.vivovoco. rsl. ru ./Bio/KRYLOB/KRYLOV_ 09 HTM
  6. Приготовление пищи под давлением.www/rp1990/ ru ./…/ publications /2009/44html
  7. Гладкова Р.А., ДобронравовВ.Е., ЖдановЛ.С., Цодиков Ф.С.Сборник задач и вопросов по физике для специальных учебных заведений:Учеб.пособие.-М.:Наука,1988.