Урок ОБЖ в 6-м классе по теме "Способы добывания огня"

Разделы: ОБЖ


Цель: познакомиться с правилами выбора места для разведения костра, способами добывания и сохранения огня.

Оборудование, наглядно-демонстрационные средства:

  1. Плакаты с изображением видов костров.
  2. Деревянные мини-заготовки для демонстрации видов костра.
  3. Игра “Домино” - 25 карточек с изображением знаков сигналов бедствия.

Ход урока

1. Организация класса.

2. Проверка домашнего задания.

А) Работа в парах.

Игра “Домино” Условие: один ученик в течение 2–3 минут показывает карточки своему напарнику, через 2–3 минуты они меняются. Выигрывает тот, кто ответит больше и правильнее.

Б) Фронтальный опрос.

- Какие существуют способы подачи сигналов бедствия? (Сигнальный патрон “ночь-день”; двухсторонний; днём - ярко-оранжевый дым, ночью - ярко-малиновый, сигнальные ракеты; сигнальное зеркало, сигнальный костёр, международная система сигналов бедствия, “земля-воздух”)

- Из чего можно выложить знаки международного кода? (Дёрн, деревья, ветки, сигнальные костры)

- А сейчас откройте свои тетради, запишите число, тему урока.

3. Способы добывания огня.

Цель нашего урока: познакомиться с правилами выбора места для разведения костра, способами добывания и сохранения огня.

Изложение темы:

Как порой очень важно развести вовремя костёр. Да, не одну человеческую жизнь спас костёр. Функции его многогранны. Ведь костёр необходим для приготовления пищи, сушки одежды, освещения, отпугивания насекомых и зверей. Костёр помогает пережить одиночество. Теперь я думаю вам понятно, почему необходимо иметь с собой спички. Охотники, геологи, туристы тщательно прячут их в непромокаемые упаковки.

Нужно уметь в любую погоду быстро разжечь костёр. При этом необходимо позаботиться о безопасности, особенно разжигая костёр в лесу.

Место для костровища следует выбирать ровное не менее, чем в 5 метрах от деревьев.

Площадку нужно расчистить, убрать сухие ветки, листья, траву. Если место травянистое, лопаткой снять дёрн и сложить его горкой в стороне, обязательно корнями вниз. Землю на костровище лучше перекопать: в рыхлой почве больше воздуха и она перегорит не так глубоко. Площадку для костровища можно также окопать канавкой, чтобы ограничить распространение огня.

Собираясь покинуть место стоянки, залейте костёр водой, положите дёрн на место костровища и ещё раз залейте водой.

Лучший материал для разжигания костра - береста, мелкие сухие веточки ели, ветви и корни хвойных пород деревьев.

Для разведения костра можно использовать и искусственные материалы: куски пластмассы, резины, пропитанную горючим ветошь.

Растопку укладывают кучкой, делая небольшую камеру с подветренной стороны. Затем растопку обкладывают мелкими веточками в виде “шалаша”, а сверху кладут ветки покрупнее. Сделайте из хвороста шалаш, когда “шалаш” загорится, подкладывайте в огонь ветки потолще. Большое полено сразу класть нельзя: оно не загорится, а затушит огонь.

Место для дров должно быть расположено так, чтобы искры не попадали на заготовленные дрова.

Разжигание костра- это своего рода искусство, а вот разжигание костра без спичек - это пожалуй самое сложное в экстремальной ситуации, так. как от наличия огня очень часто зависит жизнь.

Существует несколько способов добычи огня с помощью подручных средств. Необходимо приготовить сухой трут (всё, что может воспламениться даже от искры, т.е. измельчённую кору деревьев, марлю, вату, пух, сухой мох, части одежды, которые, если есть возможность, смачивают бензином).

способ: использование увеличительного стекла, если его нет, можно использовать линзы от очков, объектив фотоаппарата, но всё это может сработать только при солнечной погоде.

способ: получение огня трением. Получить огонь таким способом можно, но только для этого необходимо приложить очень много усилий, сноровки и выполнить саму конструкцию. Описание этого способа очень точно даётся в учебнике на стр. 72, абзац № 2 (стр. 76).

Работа с учебником.

Давайте откроем учебник на стр. 72 или у кого другой учебник на стр. 76 и познакомимся с описанием способа получения огня трением.

3 способ: использование огнива и кресала.

При помощи 2 камней твёрдой породы огонь высекают скользящими ударами одного камня о другой, держа их как можно ближе к труту.

Существует много видов костров:

“Шалаш” применяется для растопки, варки еды в обычной посуде или во время дождя.

“Колодец” и “Звезда” - дают хороший жар и образуют много углей, на них удобно готовить пищу.

“Нодья” - используется для обогрева, горит долго, несколько часов, при диаметре брёвен 35-40 см - всю ночь.

“Таёжный” - может гореть до 8 часов. Для него надо заготовить несколько небольших, но толстых брёвен.

Когда у вас ограничен запас спичек или их просто нет, нужно принять меры по сохранению огня. Для этого нужно изготовить “Огневую трубку”. Взять большой кусок влажной толстой коры, лучше бересты, насыпать слой земли, на землю - слой золы, а в золу положить тлеющие угли. Засыпьте их золой, а затем землёй. Аккуратно сверните кору в рулон, закройте торцы пробкой, сделанной из дерева и свяжите верёвкой, нести такую “трубку” нужно вертикально. Таким же способом можно изготовить “Огневую банку”.

- А теперь подведём итог нашего урока.

Откройте учебник на стр. 78, там есть вопросы и задания. Рассмотрим рисунок, здесь мы видим ребят, которые выбирают место для костра. Как вы думаете, где его лучше разложить? (Подальше от деревьев, поближе к воде)

Ответим на тест на стр. 78. Задаю вопросы (стр. 79-81)

Домашнее задание: зарисовать в тетрадь виды костров, стр. 73-85 прочитать оценки. На этом урок закончен, спасибо за работу.