Золотой век Екатерины Великой

Разделы: История и обществознание


Цель урока: познакомиться с внутренней политикой Екатерины II, результатами этой политики и личностью императрицы.

План урока:

1. Положение России перед воцарением Екатерины на престол.
2. “Наказ” императрицы Уложенной комиссии.
3. Первые реформы. Уложенная комиссия.
4. Дальнейшие реформы и их результаты.
5.Личность Екатерины. Основные понятия:

  • Просвещённый абсолютизм
  • Уложение
  • Уложенная комиссия

Секуляризация Важнейшие даты:

1762-1796 - годы правления Екатерины II;

1763 - реформа Сената;

1767 - созыв Уложенной комиссии (упразднена в 1774 г.);

1775 – “Учреждение о губерниях ” (губернская реформа);1785 - жалованные грамоты дворянству и городам.

Выдающиеся личности: А.Г. Орлов, Г. А. Потёмкин, Н. Панин, А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков, 11.А. Румянцев.

Оборудование урока: мультимедиа, учебник, опорные конспекты, DVD- плейер (видеофрагменты).

Домашнее задание: повторить материалы урока и заполнить схему в опорных конспектах.

1.Слова учителя: Великая и мудрая, умная и проницательная, практичная и целеустремлённая, образованная и благоразумная, великодушная и жестокая, но умеющая обаять многих, ещё в достаточно юном возрасте она решила “Или умру, или буду царствовать”. И стала царствовать, и не только потому, что хотелось безмерной власти, богатства, неизмеримых удовольствий, но и потому, как сама признавалась, чтобы русские любили. Взойдя на престол, все усилия на это направила, заслужив звание императрицы Екатерины Великой, а время её царствования стали называть “ золотым веком”. 2.Итак, ТЕМА НАШЕГО УРОКА “Золотой век Екатерины Великой” (запись в опорный конспект).

Цель нашего урока: Познакомиться с внутренней политикой Екатерины II, результатами этой политики и личностью императрицы.

Сегодня будем работать по следующему плану:

1. Положение России перед воцарением Екатерины на престол.
2. “Наказ” императрицы Уложенной комиссии.
3. Первые реформы. Уложенная комиссия.
4. Дальнейшие реформы и их результаты.
5. Личность Екатерины.

Обратите внимание, мы с вами будем работать сегодня в опорных конспектах,(приложение№5) которые лежат у вас на парте, и все записи вы будете вести в нём. Сейчас некоторые из вас получат индивидуальные задания, (приложение 1) по которым будут готовиться в течение урока. Проблемный вопрос сегодняшнего урока(слайд 3)

  • Почему время царствования Екатерины называют “золотым” веком?
  • Верно ли это суждение?

На уроке необходимо запомнить основные понятия и даты (слайд 4)

  • Просвещённый абсолютизм
  • Уложение
  • Уложенная комиссия
  • Секуляризация

К ним мы будем обращаться во время урока.

Слово учителя: Для того, чтобы оценить заслуги Екатерины, необходимо знать, каково было экономическое положение России накануне её царствования? (доклад обучающегося)

Слово учителя: Да, нужно было действовать. Екатерина хотела:

- сделать страну сильной, развитой, просвещенной:

- мечтала править по законам справедливости, заботиться о народе. Она утверждала (обращение к эпиграфу)

“Любить свой народ и быть матерью для него - моя обязанность” (слайд 1)

Об её устремлениях более всего свидетельствуют документы. (Инд.задание № 1, приложение 2.)

Познакомьтесь и сделайте выводы.

Слово учителя: Уже из анализа документов можно сделать определённые выводы о личности императрицы: это умная, образованная, мудрая и проницательная правительница. Документы также свидетельствуют о прогрессивных устремлениях царицы. Но так ей хотелось, а всегда ли это воплощалось в жизнь, мы ещё будем говорить об этом.

Сразу же, выявились характерные тенденции царствования Екатерины

Великой: (слайд 5)

  • Следование духу петровского правления.
  • Стремление к реформированию государства и активная внешняя политика.
  • Продворянская внутренняя политика.
  • Политика “просвещённого абсолютизма”.

А теперь давайте обратимся к понятию “просвещенный абсолютизм” (Слайд 6)

А) Идеи просвещенного абсолютизма были разработаны в сочинениях французских просветителей Дидро, Руссо, Вольтер, с которыми Катерина переписывалась и даже встречалась.

Умная императрица их идеи переосмыслила и рассматривала следующим образом:

Б) В основе правления- власть неограниченного монарха, но не такого, как прежде, а просвещённого, который разрабатывает идеальную систему законов, а помощь в управлении государством должны оказывать дворяне( это и была продворянская политика.

В) Важным моментом была идея о секуляризации это передача в государственное управление монастырских и церковных земель.( запись в тетрадь).

Итак, “просвещенный абсолютизм” - это государственная политика в 18 веке, направленная на преобразование наиболее устаревших сторон жизни общества (запись в конспект).

Именно с преобразований начала Екатерина:

А) В 1763 году были проведены первые реформы (как и при Петре) - дату записать.

Б) А ТЕПЕРЬ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ПО УЧЕБНИКУ “История России”

А.Н. Сахаров,В.И. Буганов (IIчасть) (слайд 7)

I вариант:

1. Первые реформы Екатерины Великой (стр. 54)

II вариант: п. Уложенная комиссия (стр. 55, 1-2 абзац)

  1. Почему был нужен новый свод законов?
  2. Время созыва комиссии и состав депутатов?

III вариант Уложенная комиссия, (стр.55. 3-4 абзац).

1.Содержание наказов различных групп депутатов.

2. Завершение работы комиссии. Реформы сыграли определённую роль в развитии экономики России и укрепления власти. Однако многие проблемы не были решены. И поэтому было решено созвать Уложенную комиссию. Ответы на вопросы об этой комиссии готовили 2-3 вариант.

Запись определения Уложенной комиссии в конспект. Уложенная комиссия - это комиссия по составлению общегосударственного свода законов, записать дату - 1767-1774. (Слайд 8)

Слова учителя: Как вы уже знаете, (читали, мы слушали анализ), написан был “Наказ” императрицей.(приложение №2) Это был главный документ. Он состоял из 20 глав, поделённых на 520 статей, издавался с 1767-1796 года с тиражом 5 тысяч экземпляров. Действительно, он предохранял общество от деспотизма и произвола монарха, определял экономическую политику. Прогрессивной была реформа судопроизводства.(Лучше предупредить преступление, нежели наказывать).

Кстати самым уязвимым было решение крестьянского вопроса. Но почему же всё - таки такое благое начинание так быстро подошло к своему финалу. Поэтому поводу есть разные точки зрения. Одну из них мы послушаем: показ телевизора (Уложенная комиссия и Пугачевское восстание). Самое крупное крестьянское восстание под руководством Емельяна Пугачёва свидетельствовало о том, что век царствования Екатерины отнюдь не был золотым для крестьян, особенно крепостных. Каково же было положение крестьянства? инд. задание № 2 “Положение крестьян”.

Да, действительно мы ещё раз убеждаемся, что это время не было золотым для крестьян.

Екатерина и её приближённые понимали, что с целью централизации и укрепления власти необходимы дальнейшие реформы. Что же это за реформы и каковы их цели (слайд 9). Давайте рассмотрим их поподробнее (слайд 9). Цель реформы центрального и местного самоуправления - это ликвидация угрозы казацких бунтов;2. Губернская реформа способствовала централизации управления. Экономические реформы - увеличение промышленных предприятий , развитие экономии улучшение условий жизни, предупреждение бунтов.

Записать в конспект, - какие же реформы были проведены?

Конечно, в целом, реформы способствовали экономическому процветанию России, но это была продворянская политика. “ Золотой” век для дворян. Каково же было положение дворян? (инд. задание № 3)

Слова учителя: Это только малая доля, что для них было сделано. (Катерина щедро платила героям своего века, возводя в их честь статуи, триумфальные арки, дворцы, раздаривая земли и крестьян)

Слова учителя: Таким образом, можно говорить о противоречивости внутренней политики Екатерины, но необходимо объективно в целом оценивать результаты царствования Екатерины.

Обратимся к общим результатам экономического развития России в этот период.

(Доклад обучающегося, который готовился дома)

Учитель: При ней стали издаваться журналы, появились писатели, чьи имена мы знаем сейчас: Радищев, Новиков. Открыты Воспитательные дома, больницы, Смольный институт Благородных девиц и многое другое.

А что же было на окраине в это время? Как жил наш родной край? Я думаю, об этом интересно узнать всем. Рассказ обучающегося, который готовился дома. Перед вами документ о положении поморов на Кольском полуострове, (приложение № 3). Слайды 11-19

Слово учителя: Кстати, ребята наш край использовался для ссылки неугодных и опасных царскому правительству людей. В 1775 году прислали на поселение 10 бунтовщиков Пугачёва, которые были близкими Пугачёву людьми.

Итак, мы проанализировали с вами положение России, проведённые реформы, результаты реформ, узнали о том, что было сделано в нашем крае. Исходя из этого можно сделать вывод и ответить на проблемный вопрос: Почему время царствования Екатерины называют “золотым” веком? Верно ли это суждение?

Вывод: Несмотря на противоречия во внутренней политике, когда положение народа, крестьян, оставалась бедственным, время царствования Екатерины II можно назвать золотым веком, так как реформаторская деятельность способствовала экономическому развитию России, улучшению жизни народа, просвещению нации и превращению её в великую мировую державу. В доказательство ещё можно привести почти крылатые слова графа Безбородко “Не знаю, как при вас, а при нас ни одна пушка в Европе без позволения нашего выпалить не смела”. Но всё-таки по-настоящему золотым веком он стал для дворян.

Несомненно, личность императрицы сыграла немаловажную роль. Благодаря силе характера, целеустремлённости добилась своего, заслужила звание Великой. Мечтая сделать нацию просвещённой всю жизнь училась сама. Иногда она читала по шесть книг одновременно. У неё было две страсти, превратившееся в ежедневную потребность - читать и писать. Об этом и о многом другом (о характере Екатерины, её занятиях, увлечениях) можно прочитать в книгах “Императрица Екатерина Великая”, “Об особах Российского императорского дома”. Может быть когда- нибудь вы захотите поподробнее узнать о личности Екатерины.

В статье “Наказа” гражданское и начальное учение (приложение №4) она пишет (перед вами эта статья, а я обращу внимание на отдельные положения):

Кто не обучился в юности, тому и старость бывает скучна.
Лучше век учиться, нежели быть незнающим.
Долг родителей дать детям учение.

Екатерина была удивительно трудоспособна и писала опять в “Наказе”:

Леность есть дурной учитель. О себе говорила: Я страстно люблю быть занятой и нахожу, что человек только тогда счастлив, когда он занят.

Она хотела править по законам справедливости и призывала жить по ним:

Ни делай другому, чего не хочешь, чтоб тебе было сделано.
Во всяком возрасте почитай родителей своих.

Посмотрите, ребята, какие мудрые мысли, и мне бы очень хотелось, чтобы вы к ним прислушались.

Конечно, нельзя Екатерину представлять идеальной. У неё было много недостатков. К тому же личности сильные, одарённые всегда вызывают противоречивое отношение. Очень много существует спорных, негативных оценок, связанных с её характером, образом жизни, страстью к фаворитам. Об этом, если захотите когда-нибудь узнать, можно прочитать в книге Казимира Валишевского “Роман императрицы”, а ещё о ней можно узнать, посмотрев фильм “Гардемарины, вперёд”

Немка по происхождению связав свою жизнь с русским народом, она по достоинству оценила русский народ. Об этом мы можем прочитать в известном романе Пикуля “Фаворит”.

“Русский народ есть особенный народ в целом свете, который отличается догадкою, умом, силой духа и мощи. Я знаю это по 20-летнему опыту. Верю: взойдёт звезда России”.

Екатерина заслужила уважение и память потомков. Именно поэтому мы о ней и говорим.

Презентация