Здоровьесберегающий потенциал урока иностранного языка

Разделы: Иностранные языки


Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий прогноз на будущее. В наши дни проблема здоровья школьников стала приоритетной, т.к. (по данным исследований психологов) более 60 % учащихся постоянно или часто испытывают учебный стресс, что приводит к ухудшению показателей психического и физического здоровья учащихся; снижается успеваемость, усиливается состояние тревожности. Поэтому ухудшение здоровья детей школьного возраста в России стало не только медицинской, но и серьезной педагогической проблемой. Исходя из актуальности проблемы, мной была выбрана тема “Здоровьесберегающий потенциал урока английского языка”. Передо мной встали вопросы: Как сделать процесс обучения комфортным как для детей, так и для учителя? Как избежать стресса, утомления и падения интереса во время урока? Как способствовать оздоравливанию школьников в рамках урока английского языка?

Цель работы: разработать систему условий, обеспечивающую школьнику возможность сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний по ЗОЖ и обеспечение реализации таковых в повседневной жизни в рамках уроков английского языка

В основе моей работы лежат условия здоровьесбережения, которые применяются мной на всех уроках и во всех классах. Здоровьесберегающий аспект обучения неразрывно связан с созданием благоприятного эмоционального фона на уроке. По А.А. Ухтомскому, чем больше человек работает в благоприятных условиях, тем больше поглощает энергии из внешней среды и вовлекает её в сферу своей работы.

Для создания положительного фона я использую следующие приемы:

  • я подарю тебе счастье
  • комплименты
  • “эмоциональное поглаживание” (Э.Берн)

В реализации здоровьесберегающего подхода одним из важных условий является моделирование положительного настроя учащихся и учителей, что способствует обеспечению успешного обучения. Каждый урок я начинаю с эмоционального настроя. Для этого нужно 3-5 минут. Настрой проводится в форме диалога или беседы с опорой на личный опыт детей. С детьми можно поговорить о днях рождения учащихся, праздниках, научных открытиях, сенсациях в мире кино, театра и т.д. главное, чтобы тема задавалась детьми, т.е. была на самом деле интересной. Ученики видят заинтересованность учителя в их личностных интересах, благодаря этому в дальнейшей работе достигаются положительные результаты.

Исключение стрессовых ситуаций на уроке также является важным условием успешной деятельности учителя. Во время урока нужно избегать информационного стресса. При выполнении заданий у детей должно быть достаточно времени, чтобы обдумать, “примерить на себя” и прочувствовать тот или иной эпизод. Особенно важно это при чтении, говорении и аудировании, когда требуется эмоциональная идентификация информации, в противном случае информация будет отторгнута, и как следствие не принята и не усвоена, а урок пройдет впустую. Для исключения стрессовых ситуаций псхологами рекомендуется задавать детям вопрос “что ты чувствуешь?, а не как ты думаешь?”

Но Выше перечисленные условия принесут результаты только в том случае, если будут применяться систематически.

За время работы в данном направлении мною были выбраны и освоены основные технологии, методы и приемы, отвечающие требованиям здоровьесбережения

  • Технология рефлексивного обучения
  • Технология личностно-ориентированного обучения
  • Технология диалогового обучения
  • Технология управления речью

Эти технологии способствуют созданию благоприятных условий обучения для каждого ученика не зависимо от его склонностей и способностей, обеспечивают здоровьесберегающую образовательную среду, помогают каждому ученику познать и поверить в себя, учитывают склонности ребенка, особенности его памяти, внимания, потенциал физического и психического развития.

Технология личностно-ориентированного обучения направлена на

формирование психически здоровой личности посредством специальных приемов и методов (подари мне счастье). Здесь реализуется прием сотворчества, где каждый ученик занимает активную познавательную позицию в коллективной деятельности. Выполняя разнообразные творческие задания, дети знакомятся с путями получения необходимой информации, формируют собственную жизненную позицию. Основным принципом является сотрудничество и сотворчество с учителем и одноклассниками.

На своих уроках я применяю эту технологию при выполнении:

  • творческих заданий по инструкции;
  • решении проблемных ситуаций;
  • Личные и групповые мини-проекты;
  • Ролевые игры;
  • Творческие работы.

Игровые приемы: – funny bag (Мальцева О.Б.);

– рабочие часы;
– лото;
– перфокарты;
– super box.

  • Игровые поля (разрабатываются непосредственно к определенной теме и работа с ними проходит на протяжении всей темы, данный игровой прием активизирует здоровую конкуренцию, повышает мотивацию, способствует самоорганизации и саморазвитию учащихся, что хорошо сказывается на психическом состоянии ребенка)

Управление речью или технология эффективной речевой деятельности

Данная технология очень активно применяется на моих уроках, т.к. в её основе лежит нетрадиционность урока, а “все что необычно, то и интересно”:

  • урок-сказка;
  • кукольный театр;
  • драматизация;
  • путешествие;
  • интервью;
  • радио-передача;
  • репортаж;
  • соревнование;
  • урок-презентация и т.д.

Творчество учителя в реализации данной технологии неограниченно, также как и творчество детей. Данная технология создает благоприятный микроклимат в группе, повышает интерес к учению, исключает стрессовые ситуации во время урока, способствует формированию таких качеств как взаимоподдержка, взаимопонимание, способствует раскрытию в детях новых возможностей. А, кроме того, владея данной технологией у меня есть возможность систематически отслеживать качество своей речи и речи учащихся.

Технология диалогового обучения помогает учителю превратить урок в пространство эффективного общения. Всем известно, что на II ступени обучения приоритетным направлением деятельности детей становится общение, поэтому очень важно, чтобы они имели возможность общаться на каждом уроке, особенно если речь идет об иностранном языке, основная цель которого формирование коммуникативных компетенций. Главными параметрами работы в рамках любой темы здесь становятся:

  • Взаимоуважение;
  • Взаимопонимание;
  • Взаимодополнение;
  • Взаимоподдержка.

Ученики, работая в постоянных или в парах сменного характера, одновременно общаются и выполняют поставленную перед ними задачу. Сильные ученики помогают слабым. Результатом данной технологии является успешность каждого ученика, благоприятный эмоциональный фон и как следствие здоровьесбережение.

Технология рефлексивного обучения

На разных этапах урока при выполнении различных заданий я провожу рефлексию, а также стараюсь воздействовать на эмоциональный отдел памяти, задавая детям вопрос “What are you going to do with this information?”, т.к. согласно теории психопедагогики необходимо учитывать последовательность обработки поступающей информации. У человека два отдела мозга, информация поступает сначала в “эмоциональный отдел”, где она оценивается: do you like it or not? Затем информация продвигается в “интеллектуальный отдел мозга”. Информация удержится в интеллектуальном отделе только в том случае, если ученик успел ответить себе на вопрос “Зачем мне эта информация? Что я с ней буду делать?”

В моей практике дети используют алгоритм метода саморефлексии. После выполнения конкретного задания необходимо ответить себе на 3 вопроса:

  1. What do you like or dislike in this information or exercese?
  2. Why?
  3. What can I do with this information?

Использование данного метода каждые 15 минут урока позволяет осмыслить полученную информацию, снять внутреннее раздражение, если что-то непонятно или почувствовать себя увереннее. Все это ведет к поднятию внутренних психических ресурсов учащихся.

На этапе рефлексии я применяю следующие приемы:

  • шляпы
  • футбол
  • мешочек с настроением
  • гора “Олимп”
  • куклы (прием “куклы” используется мной на этапе развития речевых компетенций, когда дети уже могут абстрагироваться от личностной направленности и выразить свои мысли и чувства во вновь созданных условиях.)

Сбережение физического здоровья на уроке английского языка

На уроке обязательно должны присутствовать специальные приемы сбережения физического здоровья. Все перечисленные ниже приемы очень легко вписываются в систему любого урока, главное, чтобы они были систематическими, в противном случае результатов можно не ждать.

  • Дидактические физкультминутки (придумываются по конкретным темам и могут быть очень разнообразными например “KEYBOARD” )
  • Релаксационные паузы
  • Дидактические игры с мячом
  • Двигательные игры
  • Музыкотерапия
  • Дыхательная гимнастика
  • Гимнастика для глаз
  • Профилактика нарушений осанки

На II ступени обучения проведение физкультминутки становится проблемой, если ученики не приучены к её выполнению в начальной школе. В этом случае приходиться чаще менять виды деятельности, проводить задания с двигательной активностью, вызывать детей к доске, группировать и пересаживать во время урока, все это ведет к снятию внутренней физической и психологической усталости учеников.

Для физической и психической разгрузки во время урока я использую релаксационные паузы. Попросите детей закрыть глаза, расслабиться, включите приятную музыку и зачитайте легкий для понимания и образного представления рассказ на иностранном языке, в данный момент происходит одновременно физическое расслабление и активизация умственных процессов.

Формирование навыков здорового образа жизни реализуется мной за счет тематики учебных тем, специально подобранных мультфильмов и личным примером. По госстандарту на данную тематику отводится достаточное количество часов для того, чтобы сформировать правильное отношение учеников к себе, своему здоровью и роли здорового образа жизни в современном обществе. Вне учебной тематики я систематически провожу с детьми беседы, что способствует постепенному привитию культуры ЗОЖ. Я лично заинтересована в том, чтобы дети были здоровы и вели правильный образ жизни, т. к. это способствует правильному развитию всех качеств эмоционально-волевой, интеллектуальной и психо– физиологической сфер деятельности. Результатом чего я вижу воспитание психически здоровой личности ребенка.

  • Тематика учебных тем:
  • Здоровье.
  • Спорт.
  • ЗОЖ.
  • Здоровое питание.
  • Режим дня.
  • У доктора.
  • Экология.

Пример учителя.

Диагностика утомляемости

В классах, где я работаю проводится диагностика утомляемости. Сначала проводятся уроки без использования здоровьесберегающих технологий (1), а на следующий день с использованием подхода здоровьесбережения (2) Детям задается вопрос каждые 10 минут урока.

Как вы себя чувствуете? (через 10, 20, 30 и 40 минут урока)

А) Я полон сил и готов к работе
Б) Я устал, мне неинтересно

Вывод: результаты диагностики показывают, что количество детей без признаков утомляемости значительно выше во втором случае

Выводы:

  • Выбранные и освоенные мной технологии, методы и приемы активно способствуют формированию психически и физически здоровой личности
  • Систематически проводимая работа по оздоравливанию школьников улучшает физические показатели, внимание, память, способствует повышению качества знаний, а главное, не вредит здоровью школьников
  • В результате моей работы в рамках урока иностранного языка создаются условия, обеспечивающие школьнику возможность сохранения здоровья , формирование у него необходимых знаний по ЗОЖ и обеспечение реализации таковых в повседневной жизни
  • На уроках иностранного языка отмечается позитивный эмоциональный фон, доброжелательная атмосфера, атмосфера сотрудничества
  • На уроках присутствуют разнообразные формы работы, частая смена видов деятельности, что способствует высокой мотивации к учению, психологическому комфорту.

Список используемых источников

  1. В.И.Ковалько. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе.1-4-классы. [текст].М.: ВАКО, 2004.
  2. Новейшие технологии нейтрализации стрессов и оздоровления школьника: Практическое пособие [текст]/ Авт.–сост. В.В. Онишина. –М.: АРКТИ,2008.
  3. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. [текст]-М.: АРКТИ,2005
  4. Управление развитием здоровьесберегающей среды в школе. Сборник материалов факультета повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования МПГУ. Под ред. Шамовой Т.И. –М.: Изд-во ООО “УЦ “Перспектива”, 2008.

Презентация