Урок физики с игровой состязательной основой

Разделы: Физика


Тип урока: закрепление изученного.

Задачи:

1. Образовательные:

  • систематизировать знания учащихся по теме “Электризация тел. Строение атома”;
  • вовлечение каждого ученика в активный познавательный процесс.

2. Воспитательные:

  • продолжить формирование познавательного интереса учащихся;
  • воспитание внимательного, доброжелательного отношения к одноклассникам; воспитание личной ответственности за выполнение коллективной работы.

3. Развивающие:

  • формировать умение и способности работать в коллективе;
  • расширение кругозора, повышение эрудиции.

Оборудование:

  1. Карточки с названием команд.
  2. Физические приборы: динамометр, термометр, электрометр.
  3. Портреты ученых: Шарля Огюстена Кулона, Абрама Федоровича Иоффе, Эрнеста Резерфорда.
  4. Бочонки из игры “Лото”.
  5. Рисунки (Приложение 1).
  6. Жетоны.

Ход урока

Организационный момент

Класс делится на 3 команды равные по знаниям. Каждой команде дается название: “Электрончики”, “Протончики”, “Нейтрончики”.

I конкурс “Разминка”

Командам выдаются конверты, в которых находятся карточки с названием городов. Задание: расположить названия городов таким образом, чтобы из начальных букв составить название физического прибора. Данный прибор найти на демонстрационном столе и объяснить его назначение.

Динамометр

Термометр

Электрометр

Донецк

Тула

Элиста

Иркутск

Ереван

Люблено

Новгород

Рига

Екатеринбург

Ангарск

Москва

Киев

Москва

Омск

Тула

Омск

Минск

Рига

Минск

Екатеринбург

Омск

Ереван

Тверь

Москва

Тамбов

Ростов на Дону

Евпатория

Рига

 

Тверь

   

Ростов на Дону

 

Команда, которая справилась с заданием быстрее других получает 3 жетона, остальные – по 2 и 1 соответственно

II конкурс “Заморочки из бочки”

Каждая команда по очереди вытаскивает из мешочка бочонок, номер которого и определяет номер задания. За каждый правильный ответ – 1 жетон. Максимальное количество задач - 4.

Задания могут быть следующими:

  1. Определите знак заряда шариков, подвешенных на нитях. (Приложение 1. Рисунок 1).
  2. Одинаковые ли силы действуют на равные заряды q1 и q2 со стороны поля заряженного шара? (Приложение 1. Рисунок 2).
  3. Почему под действием электрического поля наэлектризованная палочка притягивает к себе легкую полоску незаряженной металлической фольги? Ведь в электрически нейтральной фольге в равной мере присутствуют как положительный, так и отрицательный заряды и наряду с притяжением должно происходить и отталкивание. (приложение 1 рисунок 3)
  4. Известно, что в состав атома лития входят 3 протона. Сколько всего частиц в атоме лития? Назовите их.
  5. Пробковые шарики, подвешенные на нитях, заряжены. Какого знака заряды шаров? (приложение 1 рисунок 4)
  6. В электрическом поле равномерно заряженного шара в точке А находится заряженная пылинка. Как направлена сила, действующая на пылинку со стороны поля? (приложение 1 рисунок 5)
  7. Два электрических заряда взаимодействуют с некоторой силой. Какое из утверждений верно: а/ один заряд действует на другой заряд; б/ поле одного заряда действует на другой заряд, и наоборот; в/ поле одного заряда действует на поле другого заряда?
  8. На рисунке схематически изображены атом и ион водорода. На каком рисунке (а/ или б/) изображен ион? Какой заряд представляет собой ион? (приложение 1 рисунок 6)
  9. Металлический шар заряжен. Какого знака заряды у шариков одинаковой массы, подвешенных на шелковых нитях? (приложение 1 рисунок 7).
  10. Электрическое поле заряженного металлического шара действует на заряженную пылинку, находящуюся вне шара. Действует ли поле пылинки на шар?
  11. Обладает ли электрическим полем кусочек янтаря, найденный вами на берегу моря? Будет ли он притягивать легкие кусочки бумаги?
  12. На рисунке 1 схематически изображен атом гелия. Что изображено на рисунке2? (приложение 1 рисунок 8)

За каждый правильный ответ команда получает по одному жетону, таким образом, максимальное количество жетонов, которое может получить команда равно четырем.

III конкурс “Темная лошадка”.

Командам предлагается угадать ученого – физика. Дается 3 попытки. Если угадали с первой попытки, команда получает 3 жетона, если со второй- 2 жетона, а если с третьей – 1 жетон.

Задание для первой команды:

  • Этот ученый установил законы электрического и магнитного взаимодействий – 3 балла;
  • Французский физик, военный инженер – 2 балла;
  • В его честь названа единица заряда – 1 балл.

Ответ: Шарль Огюстен Кулон.

Задание для второй команды:

  • Ему принадлежит ряд открытий в области учения о твердом теле, диэлектриках и полупроводниках – 3 балла;
  • Советский физик, академик – 2 балла;
  • Доказал, что существует частица, которая имеет самый маленький заряд – 1 балл.

Ответ: Абрам Федорович Иоффе

Задание для третьей команды:

  • Изучал радиоактивные процессы, впервые осуществил расщепление ядра атома – 3 балла;
  • Английский физик, член Лондонского королевского общества – 2 балла;
  • Предложил ядерную модель атома – 1 балл.

Ответ: Эрнест Резерфорд

IV конкурс “Кто быстрее”

Команде предлагаются вопросы, на которые она должна ответить в быстром темпе. За каждый правильный ответ команда получает по одному жетону. Максимальное количество жетонов за данный конкурс – 10.

“Электрончики”

  1. Что говорят про тело, которое после натирания притягивает к себе другие тела? Ответ: наэлектризовано
  2. Какие два рода электрических зарядов существует в природе? Ответ: положительный и отрицательный
  3. Ученый, предложивший планетарную модель атома. Ответ: Резерфорд
  4. Вещества не способные проводить электрический заряд. Ответ: диэлектрики
  5. Вид материи существующей в пространстве, где находится электрический заряд. Ответ: электрическое поле.
  6. Передача заряда Земле. Ответ: заземление.
  7. На каком явлении основано устройство электроскопа. Ответ: на взаимодействии заряженных тел.
  8. Заряд нейтрона. Ответ: 0
  9. Единица электрического заряда. Ответ: Кулон
  10. Чему равен заряд электрона? Ответ: 1,6 *10-19Кл.

“Протончики”

  1. Сколько тел участвуют в электризации? Ответ: 2.
  2. Как взаимодействуют тела, имеющие заряды одного знака? Ответ: отталкиваются.
  3. Атом, потерявший один или несколько электронов. Ответ: положительный ион.
  4. Тела, способные проводить электрический заряд. Ответ: проводники.
  5. Чему равен заряд атома. Ответ: 0.
  6. Прибор, служащий для обнаружения заряда. Ответ: электроскоп.
  7. Какие частицы входят в состав ядра? Ответ: протоны, нейтроны.
  8. Чью модель атома называют “булка с изюмом”? ответ: Томсона.
  9. Частица, обладающая наименьшим неделимым зарядом. Ответ: электрон.
  10. Электроны, свободно двигающиеся в электрическом поле от ядра к ядру. Ответ: свободные.

“Нейтрончики”

  1. При каком физическом явлении происходит электризация тел? Ответ: при трении.
  2. Кто впервые определил значение заряда? Ответ: Милликен.
  3. Чему равен заряд протона? Ответ: заряду электрона со знаком “+”.
  4. Где сильнее обнаруживается действие электрического поля на заряд? Ответ: вблизи заряда.
  5. Вещества, изготовленные из диэлектриков. Ответ: изоляторы.
  6. Можно ли электрический заряд делить бесконечно? Ответ: нет.
  7. Что находится в центре атома? Ответ: ядро.
  8. Как взаимодействуют тела, имеющие заряды разного знака? Ответ: притягиваются.
  9. Атом, который приобрел электрон. Ответ: отрицательный ион.
  10. Сила, с которой электрическое поле действует на внесенный в него электрический заряд. Ответ: электрическая сила.

V конкурс “Кроссворд”

Командам предлагается решить кроссворд. Команда, которая справилась с заданием быстрее других получает 3 жетона, остальные – по 2 и 1 соответственно.

Задание:

В каждую клетку, включая нумерованную, надо поставить букву так, чтобы слова по горизонтали обозначали:

  1. Вещество, не проводящее электрический заряд.
  2. Сообщение телу электрического заряда.
  3. Частица, входящая в состав ядра атома и имеющая нулевой заряд.
  4. Частица, входящая в состав ядра атома и имеющая положительный заряд.
  5. Атом, потерявший или присоединивший один или несколько электронов.
  6. Прибор, служащий для обнаружения заряда.

Итог урока.

Команды подсчитывают жетоны. По наибольшему количеству баллов, определяется команда-победитель. Командам вручаются грамоты (приложение 2).

Учащимся предлагается оценить степень своей активности на уроке и поставить себе оценку, за тем то же самое предлагается сделать команде. Итоговая оценка выставляется в журнал. Обычно на таком уроке я выставляю оценки “отлично” и “хорошо”.

Заключительное слово учителя:

Белинский говорил: “Человек страшится только того, чего не знает. Знанием побеждается всякий страх”. Пусть эти слова станут вам напутствием для дальнейшего изучения физики. До новых встреч!

Литература:

  1. Перышкин А.П. Физика. 8 кл.: учеб. для образовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2006.
  2. Лукашик В.И., Иванова Е.В. Сборник задач по физике для 7-9 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, ОАО “Моск. учеб.”, 2006.